На выставке "Москвичка" в Музее Москвы экспонируется скромная, но интересная во многих отношениях картина Николая Соколова - "Военные сумерки Москвы", написанная в 1942 году.
Один из Кукрыниксов
Люди старшего поколения знают псевдоним-аббревиатуру Кукрыниксы. За этим забавным словом скрывались три художника, рисовавшие броские политические карикатуры:
Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991)
Крылов Порфирий Никитич (1902-1990)
Николай Александрович Соколов (1903-2000)
Помимо карикатур, они иллюстрировали русскую классическую литературу, и каждый писал нормальные картины - в основном, пейзажи, в абсолютно реалистической и академической манере, без особых поползновений на оригинальность. Трудно отличить в этом жанре манеру одного живописца от манеры другого. Честно говоря, живопись средняя. Приятная, профессиональная, но весьма вторичная.
Некоторые картины, впрочем, с годами приобретают исторический интерес, поскольку на них запечатлены виды, которых больше нет, или которые сильно изменились за истекшие десятилетия.
Аэростаты над Москвой
На картине Соколова "Военные сумерки Москвы" - совершенно конкретное явление, которое регулярно могли наблюдать жители столицы в 1941-1942 годах в период налетов гитлеровской авиации.
Аэростаты воздушного заграждения вошли в практику еще в 1917 году и вновь активизировались во время Второй мировой войны. Тогдашние бомбардировщики летали относительно низко, поэтому их могли повредить и сами массивные "туши" аэростатов, и тросы, на которых они витали, и взрывчатка, прикрепленная к корпусу.
Такие аэростаты использовались, в частности, для защиты неба над центром Москвы, чтобы вражеские самолеты не могли прицельно бомбить город.
Фотографий с аэростатами довольно много, некоторые смотрятся сейчас прямо-таки сюрреалистически.
И особенно эффектные - с памятником Пушкину на Тверском бульваре.
Они применялись и в других странах - например, в США и Англии.
Сейчас такое зрелище кажется экзотическим. Но так было.
Еще раз взглянем на картину.
Раму я убрала, чтобы возникло ощущение окна, открытого в ту реальность.