Найти в Дзене
Индустриальный турист

Новое здание РНБ: лаконичные фасады и невероятные интерьеры - один из лучших образцов советского модернизма

Оглавление

Советский модернизм - тяжелая для Санкт-Петербурга тема: многие до сих пор считают, что этот стиль не заслуживает внимания, а здания, построенные в ту эпоху - не должны считаться памятниками архитектуры. На протяжении вот уже нескольких лет на этом канале выходят статьи, в которых я стараюсь аргументированно доказать обратное. И сегодняшняя публикация не станет исключением.

Новое здание Российской национальной библиотеки, спроектированное в 1986 году, являет собой образец позднего советского модернизма: на закате СССР архитектура стала немного видоизменяться - в ней стало больше брутальных черт, а также больше отсылок на архитектуру прошлого (всё-таки конец 20 века - это время расцвета мирового постмодернизма). И новое здание РНБ - идеальный образец архитектуры того времени: с одной стороны смелой, но с другой стороны - уважительно относящейся к историческому наследию и преемственности поколений.

В этой статье я подробно расскажу вам о новом здании РНБ: мы поговорим об истории здания, а затем рассмотрим его фасады и интерьеры.

История Нового здания Российской национальной библиотеки

Я не буду сильно углубляться в историю Российской национальной библиотеки: скажу лишь, что она является старейшей публичной библиотекой в России, и одной из старейших библиотек в мире! РНБ (в дальнейшем я буду использовать это сокращение) существует с 1795 года - именно тогда было открыто здание РНБ на углу Садовой улицы и Невского проспекта (оно является главным зданием РНБ по сей день).

На протяжении почти двух веков РНБ увеличивала свой фонд - в неё поступали (и поступают по сей день) все официальные печатные издания нашей страны! Разумеется, старое здание, построенное ещё в 18 веке, не могло вместить в себя такие объёмы книг - Петербургу требовалось новое здание национальной библиотеки.

Процесс проектирования затянулся на, прямо скажем, неприличный срок - решение о необходимости строительства нового здания РНБ было принято ещё в 1973 году, место для строительства (на пересечении Бассейной улицы и Московского проспекта) было выделено в 1975 году, однако сам проект был подготовлен лишь спустя семь лет! И ещё четыре года понадобилось на то, чтобы начать строительство - торжественная закладка нового здания РНБ состоялась лишь 28 октября 1986 года!

Впрочем, процесс строительства затянулся ещё сильнее, чем процесс проектирования. Виною тому развал СССР и прочие невзгоды того времени, из-за которых строительства РНБ отодвинулось на второй план. В итоге здание было открыто для посетителей лишь в 2002 году, а процесс его постройки занял целых 16 лет!

Но, справедливости ради, стоит заметить, что новое здание РНБ хоть и было долгостроем, но возвели его в итоге в полном соответствии с изначальным проектом - без упрощений и удешевлений строительства!

Внешний облик нового здания РНБ: модернизм с уклоном в классику

Предлагаю обратиться к архитектуре здания. И, для полноты картины, расскажу вам о зодчих, разработавших проект этого прекрасного здания.

Проектированием нового здания РНБ занималась Шестая архитектурно-планировочная мастерская института "ЛенНИИПроект", а именно - её руководителем Владимиром Щербиным и одной из сотрудниц мастерской Л. Варшавской. Этот "тандем" зодчих подарил Петербургу ещё два здания: Гостиницу "Москва" на площади Александра Невского и расположенную неподалёку Телефонную станцию на Синопской набережной.

Помимо этого, архитектор Щербин создал ещё несколько знаковых построек ленинградского модернизма: станции метро "Чёрная Речка", "Пионерская", комплексы жилых домов на площади Льва Мациевича и на Варшавской улице, райисполком Сестрорецка и гостиницу "Дружба" в Выборге. И надо признать, что во всех этих зданиях угадывается почерк автора: его модернистские постройки оригинальны и современны, но во всех них ощущается тяготение автора к традиционной архитектуре.

Вот и в новом здании РНБ мы встречаем аналогичные мотивы. С одной стороны, оно выглядит по-настоящему футуристично, но с другой - в нём угадываются отсылки автора на классику: взять хотя бы стройные ряды пилонов, оформляющие вход в здание (современный аналог колоннады).

-2

Да и если приглядеться к оформлению этой "колоннады", то мы обнаружим прямые отсылки к дореволюционной архитектуре Петербурга - взять те же гранитные шары, оформляющие скруглённые лестницы, ведущие в сторону входа в здание.

-3

Интересна также и композиция входной группы: пройдя через наружную аркаду, составленную из пилонов, мы попадаем в уютный внутренний дворик, отгораживающий вход в здание (а вместе с ним и внутренние помещения) от шумной улицы, что особенно важно для здания библиотеки, в котором максимально ценится тишина.

-4

Дворик украшен скульптурами, выставленными вдоль фасада здания. Эти скульптуры - ещё один яркий образец постмодернизма, дополняющий общую композицию нового здания РНБ. Эти скульптуры изображают основные виды культуры и искусства: от театра до философии, от архитектуры до музыки.

-5

Все эти скульптуры служат отсылками на старинные классические скульптуры: некоторые отсылают к античности, другие - к более поздним работам. В качестве примера приведу архитектуру - оно воплощена здесь в виде юноши, опирающегося на колонну тосканского ордера, держащего в руках свиток (вероятно, чертеж). Эта композиция - пародия на скульптуру "Аллегория архитектуры" Пьетро Баратты, которую вы могли видеть в Летнем Саду.

-6

К слову, совсем недавно скульптурная композиция нового здания РНБ пополнилась ещё одним памятником, который установили чуть в стороне (сбоку от главного входа) - это памятник выдающемуся русскому юристу Анатолию Кони. Открытие этого памятника приурочили к прошедшему недавно Юридическому форуму.

-7

Ну и прежде чем зайти внутрь здания, уделю пару слов его боковым фасадам. Они, разумеется, выполнены в более простой манере, чем лицевой фасад, однако и тут мы можем встретить интересные детали. Лично мне импонируют идущие в ряд полукруглые объёмы, поддерживаемые тонкими "ножками" пилонов, и образующие под собой небольшие внутренние дворики. Эта черта продолжает мотив, заданный центральным фасадом - благодаря этому новое здание РНБ воспринимается в качестве цельной постройки с единым замыслом и согласующимися элементами в разных его частях.

-8

Великолепные интерьеры: самая интересная часть нового здания РНБ, скрытая от глаз прохожих

Главная красота нового здания РНБ сокрыта от глаз обывателя во внутренних помещениях. Да, фасад дома выглядит интересно, но он не идёт ни в какое сравнение с тем, что вы можете увидеть внутри!

К сожалению, вход в здание библиотеки ограничен. Вы можете попасть внутрь либо по читательскому билету (и всё равно часть помещений останется для вас закрытой), либо с экскурсией. Я пошёл по второму пути - попасть внутрь нового здания РНБ мне помогла команда "Петербурга глазами инженера": на их экскурсии по новому зданию РНБ вы сможете узнать много нового о здании РНБ, а также побывать во всех помещениях библиотеки - даже в технических, куда не пускают никого, кроме сотрудников РНБ!

Искренно рекомендую Вам эту экскурсию - прекрасный гид (в моём случае это была Оксана Карпенко, однако у ребят все экскурсоводы высшего уровня) расскажет вам множество интересного не только об архитектуре (как это делаю я в сегодняшней статье), но и о функционировании и фонде нового здания РНБ.

А по моему личному промокоду "TURIST" вы сможете получить 10% скидку на эту и другие экскурсии "Петербурга глазами инженеров" (промокод действует до конца лета). Рекомендую побывать на их экскурсии - я лично бывал на многих из них, и не разу не был разочарован!

Но простите меня за эту небольшую вставку с рекомендацией моих партнёров и коллег по изучению Санкт-Петербурга - продолжим по теме статьи.

Самая красивая и самая оригинальная часть интерьеров нового здания РНБ открывается перед вашим взором сразу же после входа в здание - я говорю о великолепной главной лестнице!

-9

С уверенностью могу утверждать, что лестница РНБ - самая красивая среди всех лестниц ленинградского модернизма. Поконкурировать с ней могут лишь лестница 5-го корпуса ЛЭТИ и главная лестница Морского вокзала, однако, на мой взгляд, все они уступают по своей красоте и оригинальности лестнице нового здания РНБ!

-10

Причём композиция лестницы тоже имеет под собой классическую основу: лестничные марши расходятся от площадок направо и налево, сходясь воедино на каждом следующем пролёте. И особенностью тут служит именно то, что сами пролёты визуально как бы парят в воздухе - за счёт этого лестница смотрится такой невесомой и футуристичной!

-11

Неспроста именно эту лестницу выбрали для съёмок в недавно вышедшем фильме "Мастер и Маргарита": в фильме основной концепцией декораций служит "несбывшийся СССР" - этакая архитектурная утопия, большую часть из которой так и не смогли воплотить в советское время. И лестница РНБ идеально подходит для этого фильма - она действительно выглядит утопично, и в её существование даже трудно поверить - пока не увидишь лестницу собственными глазами!

Правда в фильме она играет роль лестницы в психбольнице. Благо в реальности у неё более благородная роль.

-12

Но не одной лестницей славится РНБ - есть в его интерьерах и другие примечательные черты, мимо которых я, разумеется, не прошёл.

Так, в копилку заигрываний с традиционностью мы можем положить оригинальные мозаики, украшающие залы нового здания РНБ: они являют собой смесь античных изображений с древнерусской церковной живописью.

Авторами этих мозаик стало творческое объединение "ФоРУС", состоящее из четырёх художников: Фомина, Репина, Уралова и Сухова. Этот же квартет живописцев создал мозаики для ряда станций Петербургского метрополитена (например, декор подземного павильона станции метро "Крестовский остров").

-13

Ещё одно украшение нового здания РНБ - это круглые межэтажные порталы, играющие роль световых фонарей: порталы идут друг над другом с первого по четвертый этаж, а над ними располагается крупный световой фонарь.

-14

Таким образом, свет от него проходит через своего рода тоннель, обеспечивая естественным освещением все четыре этажа.

-15

К слову, световые фонари - это отдельная тема для нового здания РНБ. Дело в том, что вся крыша здания испещрена этими фонариками - они имеют форму восьмигранника, через который свет со всех сторон попадает внутрь здания, за счёт чего новое здание РНБ обладает великолепной инсоляцией - в солнечную погоду электрический свет в здании просто не нужен!

-16

Но объяснить форму этих световых фонарей и принцип их устройства словами тяжеловато - так что давайте я просто приложу своё фото на этот фонарь (вид снизу). Так будет нагляднее.

-17

Ну и ещё один важный мотив нового здания РНБ - циркулярные формы. Логично, что если мы видим полукруглые объёмы на фасадах, то и в интерьерах мы обнаружим соответствующие им циркулярные коридоры. Так и есть: на внешней (выходящей к Московскому проспекту) стороне библиотеки коридоры идут полукругом, за счёт чего перспектива этих коридоров смотрится очень живописно!

-18

Ну и уделю буквально пару слов техническим помещениям библиотеки. Так как РНБ это, в первую очередь, хранилище книг, то нужно понимать, что система технических помещений здесь очень сложная и, одновременно с этим, очень интересная!

На экскурсии нас провели через помещения, по которым книги попадают из хранилища к, скажем так, зоне выдачи посетителям. Система эта полуавтоматическая: книги подбирают люди, однако на место их доставляют специальные механизмы, напоминающие по своему виду вагонетки. Автоматизация доставки сильно упрощает жизнь сотрудникам РНБ!

-19

Также нас провели и в сами хранилища, а именно - в помещение, в котором хранятся старинные журналы и печатные издания на иностранных языках. Очень интересно посмотреть на журналы о философии на английском языке, выпущенные в 17 веке!

-20

Заключение

Подводя итоги данной статьи, хочется ещё раз отметить, что здание РНБ - это один из самых интересных образцов советского модернизма в Северной столице (а, быть может, и во всей нашей стране). Это здание очень удачно вписано в окружающую застройку, его фасады выглядят лаконично, а его интерьеры поражают воображение своей красотой. Добиться такого идеального сочетания удалось очень малому количеству советских архитекторов - и надо признать, что Щербин и Варшавская точно входят в их число!

Ну и от себя лишь могу настоятельно рекомендовать вам посетить новое здание Российской национальной библиотеки лично - всё-таки фотографии не передают всей его красоты (хотя я и очень старался добиться этого).

И ещё раз напоминаю, что попасть в это здание вы можете с помощью экскурсии "Петербурга глазами инженеров", а по промокоду "TURIST" вы получите 10% скидку на эту и любую другую экскурсию - промкод действует до конца лета! Ссылку на сайт компании размещу ниже.

Петербург глазами инженера: экскурсии, дегустации, лекции об архитектуре

Спасибо за внимание и до новых встреч на моём канале!