8 мая 2024 года мир увидел долгожданное продолжение легендарной саги о планете обезьян. Спустя восемь лет после эпической битвы, действие переносится на 300 лет вперед, где нас встречает новый герой — харизматичный шимпанзе по имени Ной.
Сюжет
История начинается с трагического события: человечество пало под натиском вируса, и обезьяны, возглавляемые мудрым Цезарем, взяли верх. Мы видим, как его верные последователи прощаются с ним, возлагая цветы и зажигая погребальный костер.
Проходит столетие, и три молодых обезьяны – Ноа, Суна и Аная – отправляются на поиски орлиных яиц для важного ритуала. Ноа удается схватить яйцо, но его атакует орлица, и он едва удерживается на стене старого здания. Вскоре они замечают пропажу попоны с лошади Ноа и видят таинственного человека, известного как “Эхо”. Обезьяны гонятся за ним, но он ускользает.
Вернувшись в деревню, Ноа предупреждает своего отца Коро о запахе человека. Ночью Ноа сталкивается с той же женщиной, которая разбивает его яйцо. Он отправляется за новым яйцом и находит мертвую обезьяну, которая успевает его предупредить перед смертью. Ноа прячется, когда прибывают обезьяны в масках, которые затем атакуют его деревню, крича “За Цезаря!”. Они захватывают клан, включая его мать Дар, Суну и Аная. Ноа пытается защитить отца от генерала горилл Сильвы, но тот убивает Коро.
Наутро Ноа находит тело отца и устраивает ему похороны. Он отправляется на поиски своего клана и встречает орангутанга Рака, который объясняет, что он единственный оставшийся член “Ордена Цезаря”. Обезьяны в масках следуют за тираном Проксимусом Цезарем, который извратил учения настоящего Цезаря. Рака рассказывает о временах, когда люди и обезьяны сосуществовали, как верил Цезарь.
Рака присоединяется к Ноа в поисках его клана. По пути они встречают молодую женщину, которой Рака дает еду и одеяло. Он называет её “Нова” в честь подруги Цезаря. Ночью они смотрят на звезды в телескоп.
На следующий день они видят стадо зебр и группу людей у озера. Внезапно появляются обезьяны Проксимуса и начинают нападать на людей. Рака защищает женщину, а Ноа спасает её. Она представляется как Мэй и рассказывает, что обезьяны увели его клан в бункер.
Продолжая путь, они пересекают мост, но Сильва и его обезьяны загоняют их в угол. Мэй падает в реку, и Рака пытается её спасти, но его уносит течением. Сильва захватывает Ноа и Мэй в плен. Рака напоминает Ноа о кредо Цезаря, прежде чем погибнуть.
Ноа и Мэй отправляют в поселение Проксимуса рядом с гигантским хранилищем. Ноа воссоединяется с семьёй, а затем встречается с Проксимусом, который планирует использовать его для открытия хранилища. Проксимус предупреждает, что людям нельзя доверять. Ноа, потерявший надежду, видит ожерелье Раки и вспоминает учения Цезаря, убеждая себя, что закон Проксимуса неверен.
Ноа ищет Мэй, которая объясняет, что ищет книгу для восстановления общения между людьми. Они с Суной и Анайей решают уничтожить содержимое хранилища, намочив его. Треватан пытается их остановить, но Мэй убивает его. Они закладывают взрывчатку и проникают в хранилище, где находят книги и ключ для расшифровки кодов.
На выходе их встречает Проксимус с обезьянами. Его помощник Лайтнинг держит Суну в заложниках, но Мэй убивает его. Она взрывает дамбу, затопляя бункер и убивая обезьян Проксимуса. Сильва преследует Ноа, но тот спасается, оставляя Сильву тонуть.
На вершине Проксимус нападает на Ноа, но тот начинает петь песни отца, призывая орлов. Орлы атакуют Проксимуса и сбрасывают его с уступа. Ноа возвращает обезьян в их дом, где они начинают восстановление. Мэй прощается с Ноа, объясняя, что хочет восстановить планету. Ноа задумывается о будущем обезьян. Мэй прибывает на базу людей и передает ключ расшифровки Корине, которая активирует сеть спутников для связи с выжившими. Ноа и Суна смотрят на звезды в телескоп.
Не самостоятельная история
История начинается с интригующей завязки: авторы создают совершенно новый мир, отдаленный от предыдущих частей. Время действия и сеттинг изменились, появились новые персонажи и препятствия. Если раньше мы наблюдали за выживанием обезьян в суровых условиях и героическими усилиями Цезаря по спасению своего вида, то теперь перед нами разворачивается развитие новой цивилизации.
Однако, чем дальше продвигается повествование, тем яснее становятся его основные проблемы. Сюжет все еще опирается на наследие франшизы и постоянно напоминает зрителю о прошлых событиях. Частые упоминания Цезаря и его заповедей, а также многочисленные отсылки к “Планете обезьян“ 1968 года, “Революции“ и “Войне“ создают ощущение дежавю. Даже первая сцена — это похороны главного героя предыдущих трех частей.
“Новое царство“ не является самостоятельной историей. Чтобы полностью понять контекст, необходимо ознакомиться с предыдущей трилогией. Без этого многие сюжетные повороты останутся непонятными, а финал не произведет должного впечатления.
Еще одна проблема заключается в том, что авторам не удалось создать интересных и уникальных персонажей. Ноа, например, слишком напоминает молодого Цезаря из “Восстания планеты обезьян“. Он тоже шимпанзе, который только начинает привыкать к жизни вне комфортного дома и учится брать на себя ответственность. Его наставник Рака слишком похож на орангутанга Мориса, лучшего друга и советника Цезаря. Злодей Проксимус вызывает ассоциации с Кобой, антагонистом из “Революции“ и главным ненавистником людей.
Персонажи, у которых нет аналогов из прошлого, получились невыразительными. После просмотра трудно вспомнить имена друзей Ноа, так как у них нет ярких черт. А Мэй изображена слишком загадочной, что мешает сопереживать ей или с интересом следить за развитием её персонажа.
История почти не предлагает новых идей, но держит зрителя в постоянном напряжении. В этом заслуга самого яркого персонажа — жестокого и харизматичного Проксимуса. Его мотивирующие речи перед подчиненными и размышления о Римской империи придают ему особую глубину. Проксимус верит в свое высшее предназначение и стремится добраться до неприступного арсенала с оружием, спрятанного внутри разрушенного корабля.
“Новое царство“ опирается на наследие трилогии Цезаря с Энди Серкисом, которая совершила прорыв в технологии “захвата движения“ и стала отличной фантастикой. Но это не просто продолжение. Мудрый Цезарь давно мертв, и история начинается с его похорон, связывая сюжет с предыдущими частями и напоминая, что трилогия завершена. Новый режиссер и сценаристы создали историю о новой эпохе и новых героях, которых играют новые актеры. У этой истории определенно есть свой дух — дух дорогого, эпичного, зрелищного блокбастера в стиле “Аватара“.
До сих пор режиссер Уэс Болл был известен только по трилогии “Бегущий в лабиринте“ — одной из многочисленных подростковых антиутопий, которая не принесла ему особой славы. Но уже в этих фильмах было заметно, в чем его главный талант. Он мастерски показал постапокалиптический мир с его заросшими зеленью развалинами, гулкими ржавыми железками, сырыми техногенными подземельями и тяжелыми бетонными плитами. В “Новом царстве“ он довел эту эстетику до максимума. После этого его наверняка перестанут путать с его однофамильцем Уве.
Такой красивый постапокалипсис редко показывают на большом экране. Многие кадры хочется сразу добавить в подборки артов на тему “Земля, освобожденная от людей“. Природа и руины сливаются в гармоничное целое, и трудно отличить, где графика, а где реальные съемки. Прошли столетия после гибели человечества, и разрушенные города стали частью природных ландшафтов. Например, племя Ноя живет в городке на деревьях, словно эльфы или на’ви, и только когда этот “Лориэн“ горит, понимаешь, что вместо деревьев все это время были мачты ЛЭП!
“Новое царство“ хочется назвать фэнтези-эпосом, хотя формально здесь нет никакой магии. По духу это история фэнтезийного народа, живущего среди артефактов древности. Обезьяны здесь не просто умные животные, а гордое варварское племя: они ведут философские диалоги на английском, скачут верхом, соблюдают традиции и почитают природу. Даже сюжетная завязка напоминает старого доброго “Конана-варвара“: враги сожгли родной дом, и герой отправляется по следу тирана, устроившего себе культ личности.
“Новое царство“ больше напоминает эпический блокбастер с яркой вселенной и роскошными декорациями, чем социальную фантастику. И, как подобает эпосу, длится целых два с половиной часа. Но, увы, это слишком долго для сюжета, который не может заполнить все это время. Особенно это заметно в третьем акте, когда герои попадают в плен и становятся пассивными наблюдателями. В этот момент исчезают приключения и странствия по красивым местам, остаются лишь пустые диалоги, в которых злодеи пытаются агитировать героев. Почему Проксимус так зациклился на Ное, пытался привлечь его на свою сторону, а потом обиделся, что не удалось? Чем Ной выделялся среди десятков других шимпанзе?
Главная проблема финального акта — непонятно, что стоит на кону, каковы ставки в борьбе. В попытке сохранить интригу сценаристы слишком многое оставляют за кадром. Вместо простой и понятной мести за убитого отца нам подсовывают “коробку с тайной“ и якобы очень ценный артефакт. В центре внимания оказывается человеческая девушка, и нам намекают, что у неё важная миссия, но лишь в финале мы узнаем, какая именно (и не такая уж важная оказалась). А великий и ужасный вождь в финале почему-то дерется совсем один, и схватка выглядит скорее забавной, хотя явно предполагалось, что это символичный и эмоциональный момент. В итоге финал кажется слабо продуманным, будто его переписывали несколько раз, и после мощного начала это может разочаровать.
Но не стоит воспринимать эти мелкие придирки как разгромную критику. “Новое царство“ — не идеальный, но всё ещё увлекательный и зрелищный блокбастер. Хочется верить, что он преодолеет “проклятие обезьян“ в умах зрителей. Я часто сталкиваюсь с этим, когда уговариваю знакомых посмотреть что-то из “Планеты обезьян“ — никто не хочет смотреть на “тупых мартышек“. Даже трилогия Цезаря не смогла это изменить. Может, именно “Новое царство“ с его красотами и фэнтезийным флером заставит наконец относиться к этим историям всерьез?
Итог
История “Планета обезьян: Новое царство” начинается с захватывающего повествования о Ноа, молодом и решительном шимпанзе, который вынужден взять на себя ответственность за судьбу своего племени. Этот мягкий ребут умело сочетает элементы приквела и продолжения, создавая уникальную атмосферу.
Графика поражает воображение, демонстрируя, на что способны современные технологии в 2024 году. Визуальные эффекты и спецэффекты выполнены на высшем уровне, делая мир обезьян еще более реалистичным и захватывающим. Однако, несмотря на все достоинства, история местами кажется затянутой. Некоторые сцены могли бы быть короче, чтобы поддерживать динамику повествования. Тем не менее, это не сильно портит общее впечатление, и я с нетерпением жду продолжения. Сценарий и постановка выглядят органично, и видно, что создатели вложили много усилий в создание этого мира.
Проблема сиквелов часто заключается в том, что они повторяются и не всегда могут предложить что-то новое. Режиссер Уэс Болл, конечно, не Джеймс Кэмерон, и это чувствуется. Иногда кажется, что студии слишком сильно полагаются на знакомые элементы, чтобы угодить зрителям. Тем не менее, нарратив про бунт и месть всегда остается выигрышным, и эта история не исключение. Что касается персонажей, то здесь есть свои плюсы и минусы. Главный герой, Ноа, и его друзья не оставляют сильного впечатления. Их мотивации и характеры могли бы быть проработаны глубже. Атмосферы, созданной Мэттом Ривзом в предыдущих частях, действительно не хватает. Антагонист Проксимус мог бы стать отличным злодеем, но ему не дали достаточно экранного времени для полного раскрытия.
В целом, “Планета обезьян: Новое царство” — это не идеальная, но всё ещё увлекательная и зрелищная история. Хочется верить, что она преодолеет “проклятие обезьян“ в умах зрителей. Я часто сталкиваюсь с этим, когда уговариваю знакомых посмотреть что-то из “Планеты обезьян“ — никто не хочет смотреть на “тупых мартышек“. Даже трилогия Цезаря не смогла это изменить. Может, именно “Новое царство” с его красотами и фэнтезийным флером заставит наконец относиться к этим историям всерьез?