Найти тему

Обзор фильма ”Планета обезьян: Новое царство” — эпическое возвращение в постапокалиптический мир

Оглавление

8 мая 2024 года мир увидел долгожданное продолжение легендарной саги о планете обезьян. Спустя восемь лет после эпической битвы, действие переносится на 300 лет вперед, где нас встречает новый герой — харизматичный шимпанзе по имени Ной.

Сюжет

История начинается с трагического события: человечество пало под натиском вируса, и обезьяны, возглавляемые мудрым Цезарем, взяли верх. Мы видим, как его верные последователи прощаются с ним, возлагая цветы и зажигая погребальный костер.

Проходит столетие, и три молодых обезьяны – Ноа, Суна и Аная – отправляются на поиски орлиных яиц для важного ритуала. Ноа удается схватить яйцо, но его атакует орлица, и он едва удерживается на стене старого здания. Вскоре они замечают пропажу попоны с лошади Ноа и видят таинственного человека, известного как “Эхо”. Обезьяны гонятся за ним, но он ускользает.

-2

Вернувшись в деревню, Ноа предупреждает своего отца Коро о запахе человека. Ночью Ноа сталкивается с той же женщиной, которая разбивает его яйцо. Он отправляется за новым яйцом и находит мертвую обезьяну, которая успевает его предупредить перед смертью. Ноа прячется, когда прибывают обезьяны в масках, которые затем атакуют его деревню, крича “За Цезаря!”. Они захватывают клан, включая его мать Дар, Суну и Аная. Ноа пытается защитить отца от генерала горилл Сильвы, но тот убивает Коро.

-3

Наутро Ноа находит тело отца и устраивает ему похороны. Он отправляется на поиски своего клана и встречает орангутанга Рака, который объясняет, что он единственный оставшийся член “Ордена Цезаря”. Обезьяны в масках следуют за тираном Проксимусом Цезарем, который извратил учения настоящего Цезаря. Рака рассказывает о временах, когда люди и обезьяны сосуществовали, как верил Цезарь.

-4

Рака присоединяется к Ноа в поисках его клана. По пути они встречают молодую женщину, которой Рака дает еду и одеяло. Он называет её “Нова” в честь подруги Цезаря. Ночью они смотрят на звезды в телескоп.

-5

На следующий день они видят стадо зебр и группу людей у озера. Внезапно появляются обезьяны Проксимуса и начинают нападать на людей. Рака защищает женщину, а Ноа спасает её. Она представляется как Мэй и рассказывает, что обезьяны увели его клан в бункер.

-6

Продолжая путь, они пересекают мост, но Сильва и его обезьяны загоняют их в угол. Мэй падает в реку, и Рака пытается её спасти, но его уносит течением. Сильва захватывает Ноа и Мэй в плен. Рака напоминает Ноа о кредо Цезаря, прежде чем погибнуть.

-7

Ноа и Мэй отправляют в поселение Проксимуса рядом с гигантским хранилищем. Ноа воссоединяется с семьёй, а затем встречается с Проксимусом, который планирует использовать его для открытия хранилища. Проксимус предупреждает, что людям нельзя доверять. Ноа, потерявший надежду, видит ожерелье Раки и вспоминает учения Цезаря, убеждая себя, что закон Проксимуса неверен.

Ноа ищет Мэй, которая объясняет, что ищет книгу для восстановления общения между людьми. Они с Суной и Анайей решают уничтожить содержимое хранилища, намочив его. Треватан пытается их остановить, но Мэй убивает его. Они закладывают взрывчатку и проникают в хранилище, где находят книги и ключ для расшифровки кодов.

На выходе их встречает Проксимус с обезьянами. Его помощник Лайтнинг держит Суну в заложниках, но Мэй убивает его. Она взрывает дамбу, затопляя бункер и убивая обезьян Проксимуса. Сильва преследует Ноа, но тот спасается, оставляя Сильву тонуть.

-10

На вершине Проксимус нападает на Ноа, но тот начинает петь песни отца, призывая орлов. Орлы атакуют Проксимуса и сбрасывают его с уступа. Ноа возвращает обезьян в их дом, где они начинают восстановление. Мэй прощается с Ноа, объясняя, что хочет восстановить планету. Ноа задумывается о будущем обезьян. Мэй прибывает на базу людей и передает ключ расшифровки Корине, которая активирует сеть спутников для связи с выжившими. Ноа и Суна смотрят на звезды в телескоп.

Не самостоятельная история

История начинается с интригующей завязки: авторы создают совершенно новый мир, отдаленный от предыдущих частей. Время действия и сеттинг изменились, появились новые персонажи и препятствия. Если раньше мы наблюдали за выживанием обезьян в суровых условиях и героическими усилиями Цезаря по спасению своего вида, то теперь перед нами разворачивается развитие новой цивилизации.

-11

Однако, чем дальше продвигается повествование, тем яснее становятся его основные проблемы. Сюжет все еще опирается на наследие франшизы и постоянно напоминает зрителю о прошлых событиях. Частые упоминания Цезаря и его заповедей, а также многочисленные отсылки к “Планете обезьян“ 1968 года, “Революции“ и “Войне“ создают ощущение дежавю. Даже первая сцена — это похороны главного героя предыдущих трех частей.

-12

“Новое царство“ не является самостоятельной историей. Чтобы полностью понять контекст, необходимо ознакомиться с предыдущей трилогией. Без этого многие сюжетные повороты останутся непонятными, а финал не произведет должного впечатления.

-13

Еще одна проблема заключается в том, что авторам не удалось создать интересных и уникальных персонажей. Ноа, например, слишком напоминает молодого Цезаря из “Восстания планеты обезьян“. Он тоже шимпанзе, который только начинает привыкать к жизни вне комфортного дома и учится брать на себя ответственность. Его наставник Рака слишком похож на орангутанга Мориса, лучшего друга и советника Цезаря. Злодей Проксимус вызывает ассоциации с Кобой, антагонистом из “Революции“ и главным ненавистником людей.

Персонажи, у которых нет аналогов из прошлого, получились невыразительными. После просмотра трудно вспомнить имена друзей Ноа, так как у них нет ярких черт. А Мэй изображена слишком загадочной, что мешает сопереживать ей или с интересом следить за развитием её персонажа.

-15

История почти не предлагает новых идей, но держит зрителя в постоянном напряжении. В этом заслуга самого яркого персонажа — жестокого и харизматичного Проксимуса. Его мотивирующие речи перед подчиненными и размышления о Римской империи придают ему особую глубину. Проксимус верит в свое высшее предназначение и стремится добраться до неприступного арсенала с оружием, спрятанного внутри разрушенного корабля.

-16

“Новое царство“ опирается на наследие трилогии Цезаря с Энди Серкисом, которая совершила прорыв в технологии “захвата движения“ и стала отличной фантастикой. Но это не просто продолжение. Мудрый Цезарь давно мертв, и история начинается с его похорон, связывая сюжет с предыдущими частями и напоминая, что трилогия завершена. Новый режиссер и сценаристы создали историю о новой эпохе и новых героях, которых играют новые актеры. У этой истории определенно есть свой дух — дух дорогого, эпичного, зрелищного блокбастера в стиле “Аватара“.

До сих пор режиссер Уэс Болл был известен только по трилогии “Бегущий в лабиринте“ — одной из многочисленных подростковых антиутопий, которая не принесла ему особой славы. Но уже в этих фильмах было заметно, в чем его главный талант. Он мастерски показал постапокалиптический мир с его заросшими зеленью развалинами, гулкими ржавыми железками, сырыми техногенными подземельями и тяжелыми бетонными плитами. В “Новом царстве“ он довел эту эстетику до максимума. После этого его наверняка перестанут путать с его однофамильцем Уве.

Такой красивый постапокалипсис редко показывают на большом экране. Многие кадры хочется сразу добавить в подборки артов на тему “Земля, освобожденная от людей“. Природа и руины сливаются в гармоничное целое, и трудно отличить, где графика, а где реальные съемки. Прошли столетия после гибели человечества, и разрушенные города стали частью природных ландшафтов. Например, племя Ноя живет в городке на деревьях, словно эльфы или на’ви, и только когда этот “Лориэн“ горит, понимаешь, что вместо деревьев все это время были мачты ЛЭП!

“Новое царство“ хочется назвать фэнтези-эпосом, хотя формально здесь нет никакой магии. По духу это история фэнтезийного народа, живущего среди артефактов древности. Обезьяны здесь не просто умные животные, а гордое варварское племя: они ведут философские диалоги на английском, скачут верхом, соблюдают традиции и почитают природу. Даже сюжетная завязка напоминает старого доброго “Конана-варвара“: враги сожгли родной дом, и герой отправляется по следу тирана, устроившего себе культ личности.

-20

“Новое царство“ больше напоминает эпический блокбастер с яркой вселенной и роскошными декорациями, чем социальную фантастику. И, как подобает эпосу, длится целых два с половиной часа. Но, увы, это слишком долго для сюжета, который не может заполнить все это время. Особенно это заметно в третьем акте, когда герои попадают в плен и становятся пассивными наблюдателями. В этот момент исчезают приключения и странствия по красивым местам, остаются лишь пустые диалоги, в которых злодеи пытаются агитировать героев. Почему Проксимус так зациклился на Ное, пытался привлечь его на свою сторону, а потом обиделся, что не удалось? Чем Ной выделялся среди десятков других шимпанзе?

-21

Главная проблема финального акта — непонятно, что стоит на кону, каковы ставки в борьбе. В попытке сохранить интригу сценаристы слишком многое оставляют за кадром. Вместо простой и понятной мести за убитого отца нам подсовывают “коробку с тайной“ и якобы очень ценный артефакт. В центре внимания оказывается человеческая девушка, и нам намекают, что у неё важная миссия, но лишь в финале мы узнаем, какая именно (и не такая уж важная оказалась). А великий и ужасный вождь в финале почему-то дерется совсем один, и схватка выглядит скорее забавной, хотя явно предполагалось, что это символичный и эмоциональный момент. В итоге финал кажется слабо продуманным, будто его переписывали несколько раз, и после мощного начала это может разочаровать.

-22

Но не стоит воспринимать эти мелкие придирки как разгромную критику. “Новое царство“ — не идеальный, но всё ещё увлекательный и зрелищный блокбастер. Хочется верить, что он преодолеет “проклятие обезьян“ в умах зрителей. Я часто сталкиваюсь с этим, когда уговариваю знакомых посмотреть что-то из “Планеты обезьян“ — никто не хочет смотреть на “тупых мартышек“. Даже трилогия Цезаря не смогла это изменить. Может, именно “Новое царство“ с его красотами и фэнтезийным флером заставит наконец относиться к этим историям всерьез?

Итог

История “Планета обезьян: Новое царство” начинается с захватывающего повествования о Ноа, молодом и решительном шимпанзе, который вынужден взять на себя ответственность за судьбу своего племени. Этот мягкий ребут умело сочетает элементы приквела и продолжения, создавая уникальную атмосферу.

Графика поражает воображение, демонстрируя, на что способны современные технологии в 2024 году. Визуальные эффекты и спецэффекты выполнены на высшем уровне, делая мир обезьян еще более реалистичным и захватывающим. Однако, несмотря на все достоинства, история местами кажется затянутой. Некоторые сцены могли бы быть короче, чтобы поддерживать динамику повествования. Тем не менее, это не сильно портит общее впечатление, и я с нетерпением жду продолжения. Сценарий и постановка выглядят органично, и видно, что создатели вложили много усилий в создание этого мира.

Проблема сиквелов часто заключается в том, что они повторяются и не всегда могут предложить что-то новое. Режиссер Уэс Болл, конечно, не Джеймс Кэмерон, и это чувствуется. Иногда кажется, что студии слишком сильно полагаются на знакомые элементы, чтобы угодить зрителям. Тем не менее, нарратив про бунт и месть всегда остается выигрышным, и эта история не исключение. Что касается персонажей, то здесь есть свои плюсы и минусы. Главный герой, Ноа, и его друзья не оставляют сильного впечатления. Их мотивации и характеры могли бы быть проработаны глубже. Атмосферы, созданной Мэттом Ривзом в предыдущих частях, действительно не хватает. Антагонист Проксимус мог бы стать отличным злодеем, но ему не дали достаточно экранного времени для полного раскрытия.

В целом, “Планета обезьян: Новое царство” — это не идеальная, но всё ещё увлекательная и зрелищная история. Хочется верить, что она преодолеет “проклятие обезьян“ в умах зрителей. Я часто сталкиваюсь с этим, когда уговариваю знакомых посмотреть что-то из “Планеты обезьян“ — никто не хочет смотреть на “тупых мартышек“. Даже трилогия Цезаря не смогла это изменить. Может, именно “Новое царство” с его красотами и фэнтезийным флером заставит наконец относиться к этим историям всерьез?