Давайте-ка мы сегодня немного отвлечемся от российских железных дорог, благо для этого есть отличный повод. Ведь сегодня очередная годовщина со дня покорения одной из самых узнаваемых вершин мира - знаменитой горы Маттерхорн. Я всегда стараюсь избегать слов наилучший, красивейший, прекраснейший, самый-самый. Но очень сложно удержаться от таких эпитетов когда речь идет о Маттерхорне.
И одним из лучших способов полюбоваться красотами этих мест - это совершить путешествие на поезде по узкоколейной железной дороге до станции Горнерграт из Цертматта, что расположен в кантоне Вале в Швейцарии. Кстати, Маттерхорн отлично видно и из самого Церматта. Но если Церматт на высоте 1609 метров над уровнем моря, то Горнерграт - это уже 3089 метров над уровнем моря.
Кстати, многие путешественники утверждают, что из Церматта Маттерхорн смотрится даже лучше, поскольку с долины сильнее чувствуется мощь этого исполина. А когда ты поднялся еще на 1,5 км, то расстояние до вершины и ее восприятие уже совсем другие. Однако ежегодно около 250 тыс. чел. становятся пассажирами поезда на Горнерграт, чтобы приблизиться к вершине на гораздо более близкое расстояние. Ну хотя как гораздо более близкое... Протяженность всего маршрута составляет 9 км 340 метров. Ну а про набор высоты я уже говорил - 1480 метров. Причем по прямой до Маттерхорна от Церматта, наверное, даже чуть ближе будет, чем от Горнерграта. Время в пути 33 минуты. И стоит это удовольствие "туда-обратно" какие-то 132 швейцарских франка (курс на сегодня около 97 рубля за CHF). Но об этом чуть позже. А пока все-таки немного про саму вершину.
Высота Маттерхорна измерена уже с точностью чуть ли не до сантиметра. 4477,54 метра над уровнем моря. Это Пеннинские Альпы, в которых около 40 вершин имеют высоту более 4000 метров. Вот со станции Горнерграт, где располагается смотровая площадка, видны вроде бы 29 таких вершин. Нужно понимать, что здесь, конечно, все достаточно условно. Я бы сказал, что видны 29 поименованных вершин.
Маттерхорн - это не самая высокая вершина Пеннинских Альп. Гора Дюфур повыше будет - 4634 метра. Но Маттерхорн из-за своей пирамидальной формы гораздо больше известен. Причем стороны этой пирамиды смотрят по сторонам света. По-итальянски это Monte Cervino, что можно трактовать как лесная гора. А вот по-немецки - это что-то типа луг и пик. Граница между Италией и Швейцарией проходит между двумя вершинами этой горы. При этом швейцарцы всегда с гордостью рассказывают, что доставшаяся им вершина на 110 см выше, чем итальянская.
Покорили эту гору относительно недавно - в 1865 году. Причем для четырех человек из числа участников экспедиции восхождение закончилось трагически. Но есть некоторые люди, для которых восхождение на этот пик становится своего рода хобби. Например, один... эээ... чудак поднимался на вершину 371 раз. Последний раз он поднялся на вершину в возрасте 89 лет. ну и, конечно, то ли легенда, то ли правда, но на вершину поднималась даже кошка, которая обычно жила в хижине, из которой стартовали к вершине альпинисты.
В общем, если вы захотите совершить путешествие на одну из смотровых площадок (известность она получила из-за того, что неподалеку есть озеро, в воде которого отражается Маттерхорн), то нет проблем - были бы деньги. Ежедневно поезда отправляются со станции в Церматте. Это не основной вокзал этой деревушки, но и от основного, куда прибывает знаменитый "Ледниковый экспресс", не так и далеко. С 8 утра поезда отправляются ровно каждые 24 минуты. Последний поезд на вершину уходит в 19:24. Часовой перерыв лишь между 16:24 и 17:24. Вот ссылка на расписание.
Назад последний поезд отправится с верхней станции в 20:07. И вот что интересно: путь наверх занимает 33 минуты, а вниз - 41 минуту. А еще говорят, что подниматься тяжелее )
И вот теперь самое время поговорить о самом маршруте. Начальная точка, как я уже говорил в Церматте. И вот вглядитесь внимательно в изображение вагона:
Увидели необычную деталь? да-да - два токоприемника сверху. Дорога - трехфазная!
Первая остановка будет на станции Финдельбах. До нее 1,75 км, перепад высот 161 метр. То есть на каждый метр пути набор высоты составляет 9,2 см. Да такой уклон считается очень даже приличным даже ля автомобильных дорог. Время в пути 6 минут. Соответственно средняя скорость около 17,5 км/ч.
Финдельбах - это еще лесная зона.
На этой фотографии достаточно хорошо видно, что дорога является зубчатой. Понятно, что на таких уклонах без дополнительной зубчатой передачи ну никак.
До следующей станции - Риффельальп - самый большой перегон - 2,28 км. Набор высоты при этом 440 метров. То есть более 19 см на каждый метр пути! 19!!! А мы еще говорим, что у нас на Андриановском перевале уклоны бьют рекорды ) Время в пути 9 минут. Средняя скорость около 15 км/ч.
На станции Риффельальп есть своя достопримечательность. Это один из самых высокогорных в Европе трамваев. Длина трамвайной линии всего 675 метров. ИМ тянется она от станции до гостиницы. Его здесь так и называют - гостиничный трамвай.
Линию трамвая создавали параллельно со строительством железной дороги. Ее открыли еще в 1899 году. 13 июля. То есть вчера этой линии исполнилось 125 лет! Ширина колеи была еще меньше, чем у железной дороги - 800 мм против 1000 мм. Но зимой 1961 года гостиница сгорела. Трамвай стал не нужен и линию благополучно разобрали. Долгих 40 лет этой достопримечательности не было. Но в 2001 году старые вагончики восстановили и трамвай снова был запущен. Но если на железной дороге трехфазная сеть, то трамваи работают на аккумуляторах. Кстати, если у вас машина с бензиновым двигателем, то в Церматт вас не пустят. Там только электромобили. Один вагон трамвая может перевезти за раз максимум 22 пассажира.
Кстати, самой высокогорной трамвайной системой мира считается таковая в столице Мексики - Мехико. Там высота 2240 метров, а на Риффельальп - 2210 метров.
Следующая станция - Риффельбоден. 1070 метров, набор высоты 138 метров. Ну тут уклон поменьше будет. Время в пути 8 минут. Ну а затем место, где многие и выходят. Ну или сначала доезжают до вершины, а затем спускаются на станцию Риффельбоден. А все потому, что именно здесь расположено то самое озеров, в водах которого отражается Маттерхорн. Впрочем, озер там несколько вдоль маршрута.
До станции Риффельберг еще 1370 метров, а набор высоты 234 метра. По 17 см на каждый метр пути. И это средний уклон, то есть может быть и еще круче кое-где.
Предпоследний участок до станции Ротенбоден - 1440 метров с набором высоты 237 метров. И наконец последний участок до Горнерграта 1430 метров с набором высоты 270 метров. И это снова почти 19 см на метр.
Ну а скорость - в среднем 17 км/ч. Но если выбросить хотя бы по минуте на каждой промежуточной станции, то средняя уже будет более 20 км/ч. Стоит ли это 13000? Ну тут смотря с чем сравнивать. Например, примерно столько будет стоить билет Иркутск-Москва в купе, если покупать сегодня на сентябрь. Но тут 33 минуты, а у нас более 3-х суток. Маттерхорн, конечно, не увидите, но Урал - вполне. А Маттерхорном и на фотографии полюбоваться можно. Но вот такие они цены в мегатуристических объектах.
Но есть и еще один красивейший маршрут - Церматт - Санкт-Мориц - знаменитый "Ледниковый экспресс". О нем как-нибудь в следующий раз. До встречи на канале!