Предыдущие части:
Один из самых сложных для понимания моментов во всей этой истории - это мотивы, которыми руководствовались убийцы дятловцев. Именно здесь "спотыкается" большинство добросовестных исследователей.
Но если с мотивами непосредственных убийц дятловцев - группы мансей - все довольно ясно (мансюки напали на дятловцев потому, что были уверены, что дятловцы похитили их идола из пещеры "Китовая пасть"), то вот мотивы сталинско-бериевских чекистов, организовавших это убийство, для многих исследователей остаются совершенно непонятными. В самом деле, зачем чекистам понадобилось убивать восьмерых вполне лояльных советской власти студентов и выпускников УПИ и одного коммуниста-фронтовика? Да еще при этом руками мансей, организовав через своих агентов Ивдельлага похищение идола из пещеры на Лозьве и сделав так, чтобы мансюки были уверены, что этого идола похитили дятловцы?
Проблема здесь в том, что мотивы чекистов невозможно понять, если не знать, как была устроена вся советская система того времени, и не знать, какая серьезная борьба за власть развернулась в Совдепии после смерти Джугашвили в 1953 году. В первую очередь - между Партией и ЧеКой.
Я об этом уже коротко писал ранее (см. ссылку ниже). На 1953 год ЧеКа представляла собой огромного, чудовищного монстра. Чека была главной опорой всего людоедского тоталитарного советского режима. Вся Совдепия была пронизана чекистскими агентами и стукачами. У чекистов были свои военизированные части, им подчинялась милиция и пожарники. Они отвечали за секретную правительственную связь и за охрану большевицких вождей. Они отвечали за "разведку" за пределами Совдепии (и у них были свои контакты с зарубежными спецслужбами) и "контрразведку" внутри страны. Вся армия была пронизана чекистами-особистами, со своей разветвленной агентурой среди военных. Наконец, ГУЛАГ - эта чудовищная чекистская живодерня, раскинувшаяся на огромной территории, с сотнями концлагерей, с сотнями тысяч рабов-заключенных и со своим отдельным огромным "хозяйством". По сути - "государство в государстве", которым также управляли чекисты, и где чекист, начальник концлагеря, мог безнаказанно издеваться над тысячами людей, распоряжаясь их жизнями по своему усмотрению.
Поэтому неудивительно, что после смерти Джугашвили в марте 1953 года чекисты возомнили себя "хозяевами страны". Но им мешала Партия - ведь вся политическая, верховная власть в стране принадлежала Партии, а Чека, несмотря на свою колоссальную власть и влияние, оставалась только властью исполнительной, выполнявшей решения Партии. Старых большевиков в рядах Партии на тот момент уже не осталось (сами же большевики перебили их еще в 1930-е годы). Диктатора Джугашвили тоже не стало (некоторые историки полагают, что этот грузинский уголовник "сыграл в ящик" не без помощи Берии и чекистов). Кто же формально оказался на вершине власти? Лакей Молотов, жену которого Джугашвили чуть не убил? Выскочка Хрущев, которого Джугашвили во время своих пьянок заставлял танцевать гопак? Старик Каганович? Трусоватый толстяк Маленков? Джугашвили за годы своего правления уничтожил всех большевиков, которые, как он считал, хоть в чем-то его превосходили или имели хоть какие-то амбиции к власти. Осталась одна серость.
Поэтому неудивительно, что чекисты во главе с Берией после смерти Джугашвили решили, что они, чекисты, гораздо лучше подходят на роль правителей страны, чем вся эта толпа никчемных партийных функционеров, способных только болтать языками! Да и марксистско-ленинская идеология к тому времени уже сильно полиняла и утратила былую революционную боевитость. А чекисты все эти годы делом занимались! Своим страшным, кровавым делом! Они убили и замучили ради своей власти и власти всего большевицкого режима миллионы людей. Они годами обеспечивали "государственную безопасность" (то есть сохранение власти большевицко-чекистского режима над Россией). Без чекистов невозможно было развитие "народного хозяйства" и промышленности - включая вновь созданную атомную промышленность. Вот кто должен править страной - они, чекисты, "конкретные пацаны", готовые ради власти и сами измазаться по уши в крови, и измазать кровью всю страну, а не эти никчемные партийные функционеры и болтуны из правящей Партии!
И поэтому после смерти Джугашвили чекисты во главе с Берией по сути попытались осуществить тихий государственный переворот. То есть отстранить Партию и всю партийную номенклатуру от высшей, политической власти в стране, оставив за Партией только функции пропаганды и агитации. А всю реальную и политическую власть прибрать к своим рукам.
Чем все это закончилось, мы знаем: Партия (партийно-хозяйственная номенклатура) во главе с Хрущевым и при поддержке армии (маршала Жукова и ряда других советских военноначальников) арестовали Берию, а затем его прикончили. Вместе с Берией была уничтожена вся верхушка чекистов, все ближайшее окружение Берии: Меркулов, Кобулов, Гоглидзе, Мешик, Деканозов, Влодзимирский. Известный сталинский палач Судоплатов спас свою шкуру, только притворившись сумасшедшим (он ел свой кал и постоянно мочился под себя) - и его упекли в дурку, а потом все-таки осудили. Десятки высокопоставленных чекистов по всей стране были также либо тихо уничтожены, либо просто сняты со своих должностей. А сама Чека была разделена на два отдельных ведомства - КГБ и МВД, и весь ГУЛАГ был передан под управление МВД.
"Чистки" в рядах сталинско-бериевских чекистов продолжались и в последующие годы. Только в 1957 году за зверства, которые творили чекисты в годы войны в блокадном Ленинграде, со своих должностей были сняты еще несколько высокопоставленных чекистов (см. ссылку ниже). И Хрущев всерьез подумывал о том, чтобы и вовсе лишить чекистов каких-либо полномочий внутри страны, оставив чекистам только внешние, "разведовательные" функции (примерно такие же, какие были у американского ЦРУ).
Поэтому можно понять, почему вся эта кровавая свора сталинско-бериевских чекистских палачей так люто ненавидела Хрущева (и ненавидит до сих пор). Хрущев за все время своего правления ни одного чекиста даже не произвел в генеральское звание. "Распогонить, разлампасить, сократить их!!!" - открыто высказывал Хрущев свои планы относительно всей этой чекистской сволочи на партийных совещаниях.
При этом и в рядах самой партийной номенклатуры в эти годы также происходили "разброд и шатания". Многим партийным функционерам политика Хрущева также сильно не нравилась. Особенно много таковых было из ближайшего окружения Джугашвили и среди убежденных сталинистов: они не могли простить Хрущеву "развенчание культа Сталина" и всерьез опасались, что в какой-то момент им придется понести ответственность за все те страшные преступления, которые они совершили в годы правления грузинского диктатора. Поэтому у чекистской сталинско-бериевской сволочи было множество сторонников и единомышленников и в партийных рядах, среди партийных функционеров высшего и среднего звена.
То есть эта борьба имела довольно сложную форму - как борьба между Хрущевым с лояльной ему частью партийной номенклатуры и Чекой с лояльными чекистам партийными функционерами. И эта "линия фронта" не проходила строго по линии Партия-Чека: среди чекистов (в КГБ и МВД) были люди, вполне лояльные Хрущеву, а среди партийных функционеров были люди, лояльные чекистам и желавшие отстранения Хрущева от власти. Ну, а большинство партийных функционеров, конечно, прежде всего, думали о сохранении своих кресел, и либо старались "соблюсти нейтралитет", либо вели "двойную игру" - стараясь показать свою лояльность и Партии, и чекистам.
И уже в июне 1957 года эта советская партийно-чекистская сволочь предприняла новую попытку государственного переворота, попытавшись отстранить Хрущева от власти (в советскую историю эта попытка вошла как заговор "антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова"). Но Хрущев (опять же при поддержке Жукова) устоял и смог сохранить свою власть. Отстранить Хрущева от власти чекистам и части антихрущевской высшей партийной номенклатуры, как известно, удалось только в 1964 году - в результате еще одного заговора.
Так вот, убийство дятловцев в 1959 году стало проявлением этой страшной борьбы за власть, которая происходила в эти годы на верхах. Убийство дятловцев чекисты организовали в качестве громкой политической провокации, направленной против Хрущева и Партии. Причем били чекисты по самому уязвимому месту Партии - по ее идеологии. Ведь власть Партии, с самого момента захвата власти большевиками в 1917 году, во многом зиждилась именно на идеологии - на тотальной идеологии и на тотальном насилии. И без своей марксистско-ленинской идеологии Партия утрачивала свою легитимность и свою власть - объяснить, почему страной правит партийная коммунистическая номенклатура иначе было бы невозможно. Именно поэтому в Совдепии идеологии придавалась такая огромная роль: в Совдепии все было пронизано коммунистической идеологией, и советским людям "промывали мозги" этой идеологией с самого детства - с пионерии и комсомола. А за "неправильные" идеологические взгляды и убеждения ("антисоветские") в Совдепии людей всегда жестоко наказывали - сначала просто массово уничтожали, позднее - сажали или высылали из страны. Марксистская идеология в Совдепии не была вопросом мировоззрения или убеждений или даже "веры" ("веры в коммунизм") - идеология была вопросом власти, вопросом самих основ, на которых зиждилась власть Партии и весь политико-государственный строй Совдепии.
Насколько огромную роль в Совдепии для власти Партии играла идеология, легко понять по более поздним события, во второй половине 1980-х годов, с приходом к власти Горбачева (ставленника чекистов и протеже Андропова). При Горбачеве партийная (коммунистическая, марксистская) идеология была полностью дискредитирована буквально за несколько лет. И после этого чекистам уже не составило труда отстранить Партию от власти и ее уничтожить: без своей идеологии КПСС тут же превращалась в сборище бессмысленных партийных функционеров, которые правят страной на совершенно непонятных основаниях. И если еще в 1985 году власть Партии казалась по-прежнему незыблемой и тотальной, то уже к 1991 году эта могучая 20-миллионная Партия, правившая страной на протяжении более 70 лет, попросту исчезла. Коммунистическая Партия без своей коммунистической идеологии оказалась "голым королем", и когда чекисты через своего ставленника Горбачева лишили Партию ее идеологии, прогнать с "трона" такого "голого короля" чекистам уже не составило труда. И в 1991 году чекисты взяли полный реванш за свое поражение в 1953 году - пусть даже путем предательства своей Советской Родины и уничтожения своей Совдепии.
И вот убийство дятловцев. Жестокое убийство девяти молодых советских граждан из Свердловска группой мансей, совершенное по религиозным причинам. Национальный вопрос, как и религиозный, в Совдепии был очень сильно идеологизирован, был частью всей советской идеологии. И удар по этим двум очень болезненным вопросам советской идеологии - национальному и религиозному - автоматически означал удар по всей советской идеологии того времени. А следовательно, означал удар по авторитету и власти всей Партии, и в первую очередь - по авторитету и власти ее вождя, Никиты Хрущева.
Конечно, одного убийства дятловцев - если бы Хрущев и Партия не предприняли соответствующие меры для сокрытия этого убийства - вряд ли было бы достаточно, чтобы немедленно после этого отстранить ненавистного Хрущева от власти. Но это громкое жестокое массовое убийство сразу девяти советских туристов из Свердловска с религиозным и национальным подтекстом стало бы очень весомым ударом по Хрущеву. И этот удар, вкупе с другими (например, восстанием в Новочеркасске 1962 году), должен был в итоге привести чекистов к достижению их главной на тот момент тактической цели - отстранению Хрущева от власти.
Продолжение: