Русский музей в Санкт-Петербурге - истинная сокровищница искусства и культуры. Император Николай II подписал указ об его учреждении в память о своём отце Александре III в 1895 году. И 7 марта 1898 года состоялось открытие первого в нашей стране государственного музея русского изобразительного искусства (Фото 1) . Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 — из Академии художеств и 200 — из загородных царских Дворцов. Они размещались в Михайловском дворце. Пополнялось это уникальное собрание за счет частных коллекций, а также за счет экспонатов, приобретенных на аукционах . Вместе с тем Русскому музею принадлежит одно из главных мест среди коллекций русской иконописи. Собрание насчитывает более 5 тысяч икон XII — начала ХХ веков.
Государственный Русский музей я посетила 16.09. Это место превысило все мои ожидания. Во время экскурсии мне удалось полностью погрузиться в историю искусства и культуры нашей страны. В музее представлены тысячи произведений разных эпох и стилей – от икон до современных шедевров. Богатство и разнообразие коллекции впечатляют и оставляют незабываемые впечатления. Особенно хочется отметить Михайловский замок, который является основным зданием музея. Эта архитектурная достопримечательность великолепна. Внутри замка можно увидеть множество залов, каждый из которых представляет разные временные периоды искусства. Я была поражена качеством сохранности и представленности работ. Организация экспозиции продумана до мелочей. Увидеть все произведения искусства невозможно за одно посещение, однако даже небольшая часть коллекции впечатляет и заставляет задуматься о культурном наследии России.
История нашего Отечества дорога тем, что мы видим в ней начало своей биографии, истоки становления национального характера. Именно поэтому я решила посетить Государственный Русский музей, ведь он обладатель одного из самых многочисленных собраний живописи Древней Руси. В отделе иконописи я смогла изучить и узнать больше о каждой работе благодаря информационным материалам и аудиогидам. Это позволило мне получить глубинные знания о каждой иконе и полностью понять их значение.
Первое, о чём я узнала в данном музее, это история возникновения иконописи в нашей стране. Как оказалось, вместе с принятием христианства, из Византии, на Русь пришла и живописная традиция, согласно которой, все изображаемые образы и сюжеты рассматривались как отражения Мира Горнего - Небесного. То есть, иконы являлись объектами религиозного поклонения. В Византии были выработаны строгие каноны, которые ограничивали круг того, что может быть изображено в картине, регламентировали способы и приёмы живописного изображения, место расположения образов в пространстве храма, а также включали определённую символику, понятную только верующим. Все эти, вместе взятые, правила получили название иконография.Таким образом, любимым видом живописи в Древней Руси стала иконопись, которая получила гораздо большее развитие не на родине, а на русской земле, став своеобразным символом русской культуры и древнерусского искусства.
Вся жизнь людей проходила с иконами, которые становились неотъемлемой частью их мышления. К ним относились, как к священным предметам, их нельзя было, как картину, повесить на стену. Иконы ставились на специальную полку в лучшем углу дома, и в случае опасности их старались спасти в первую очередь. Глядя на икону, русский человек редко задумывался о её художественных достоинствах, потому что видел в ней не картину, а святыню, не изображение какого-либо святого, а его самого, к которому обращался непосредственно во время молитв. Находясь в музее, я испытывала похожие чувства, ощущала некую священность и глубину, которую вряд ли можно описать словами.
Далее экскурсовод рассказал нам про иконографический канон, который строго регламентировал что, кого и каким образом можно было изображать на образах. Я даже не задумывалась о том, что существуют конкретные правила письма ликов святых или сюжетов из их жизни. Художник мог изображать лишь небожителей и сцены из их земной жизни, а также сюжеты из Ветхого или Нового Заветов. У святыхбыли идеально-правильные черты: высокий ясный лоб, небольшой рот, узкий прямой или чуть с горбинкой нос, и огромные, широко распахнутые глаза, видящие иные миры. Художник должен был избегать в изображениях телесности и объёма, поскольку мир на церковных картинах был нематериальным. Трёхмерное пространство, люди и предметы подчёркивали бесплотность и духовность. Изображённые на иконе предметы показывались таким образом, что их дальняя сторона казалась более длинной и широкой, чем передняя. У такого приёма, как оказалось, есть свой скрытый смысл. В византийской традиции картина – это своеобразное окно, через которое Бог смотрит на нас, и перспектива строится именно с точки зрения творца, то есть изнутри изображения. В представлении христиан Мир Горний – это мир Света, следовательно, в нём нет, и не может быть темноты, поэтому здания, вещи и люди, в христианской живописи, не отбрасывают тени.Фон, в таких изображениях, как правило, однотонный, чаще всего золотой – цвет солнца и божественного сияния. Время, в культовой христианской живописи, также имеет свои законы.На одном изображении художник мог поместить одновременно несколько сцен из жизни святого, так как в божественном мире нет прошлого, настоящего и будущего – всё происходит именно сейчас. Культовая живопись часто использует приём разномасштабности фигур. В одном пространстве картины персонаже могут быть разных размеров, в зависимости от их значимости и положении в христианской духовной иерархии. В каноничной византийской живописи практически отсутствует пейзаж, поскольку земная природа не может быть похожа на ту, что находится в мире небесным. Однако присутствовали предметы-символы. Башни, деревья, горки – всё это должно было рассматриваться верующими как знаки, несущие в себе глубокий смысл. Большую роль в утверждении символизма в художественных образах сыграло то, что в Римской империи христианство долгое время подвергалось гонениям. Людям приходилось тайно собираться в катакомбах, стены которых они расписывали. Однако в силу того, что христианство находилось под запретом, язык живописи уподоблялся своеобразной тайнописи, чей смысл был понятен только тем, кто принадлежит к числу посвящённых. Узнав всё это, я начала смотреть на иконы совсем по-другому. Ко мне пришло осознание, что все представленные иконы отличаются не только техническим мастерством, но и глубокой духовностью. Они наполнены непередаваемым сакральным смыслом, транслирующим духовные истинности и обращающим к глубинам души, к которому я теперь могу хоть немного приблизиться.
История возникновения русской иконописи интересовала меня не меньше, чем значение образов. Мне хотелось потратить бесконечно много времени, чтобы изучить каждую икону и раскрыть ее исторический и духовный контекст. Отдел иконописи в Русском музее подарил мне уникальную возможность сделать это.
Одним из первых примеров русской иконописи являются древнерусские иконы XI–XII веков. Они отличаются строгостью и пластичностью изображений, четким контуром и использованием светлых и ярких цветов. В этот период иконы были частью духовной символики, передавали религиозные темы и поучения. Примером является икона «Ангел златые власы» XII века
Первоначальное происхождение иконы неизвестно. Лик Архангела написан редким приёмом бессанкирного письма - последовательного наложения слоёв полупрозрачных охр, обнажающих подробно оттушеванный авторский рисунок.
В XIII-XVII веках иконопись в Русской православной церкви достигла своего расцвета. Великие мастера, такие как Андрей Рублев и Дионисий, создавали произведения, которые до сих пор считаются шедеврами искусства. Иконы этого времени отличаются нежностью, глубиной и духовной гармонией. Они передают важные образы и события из Библии и жизни христианского учения. Примером являются иконы «Введение во храм» (Фото 3,4) , «Богоматерь Одигитрия» (Фото 5,6) , «Спас «Ярое око»» (Фото 7,8) , «Успение» (Фото 9,10).
Икона «Введение во храм» изображает сцену из жизни Пресвятой Богородицы . Мария предстает перед входом в центральный храм, окруженная приверженными людьми и священниками. Миряне протягивают свои руки, чтобы прикоснуться к святости девочки, а священники ждут ее прибытия, чтобы приветствовать и принять ее во храм. Икона "Введение во храм" имеет глубокий духовный смысл и напоминает о покровительстве, благословении и наставничестве Пресвятой Богородицы. Она также символизирует прием в Церковь и принятие духовности, благодати и силы.
Икона «Богоматерь Одигитрия» изображает Пресвятую Богородицу, ведущую на пути к спасению и покровительству. На этой иконе можно увидеть Марию, сидящую на престоле с Иисусом на ее левом плече. Икона "Богородица Одигитрия" символизирует роль Пресвятой Богородицы в нашей жизни, как наставницы на пути к Богу и покровительницы всех людей. Она показывает нам путь к Христу и призывает нас следовать Его учению и примеру.
Икона «Спас «Ярое око»» изображает изображение Христа с глазами, испускающими яркий свет. Главное внимание при создании этой иконы уделяется глазам Спасителя и их символическому значению. Глаза Христа представлены как источник света и истины, освещающий мир и раскрывающий божественное присутствие. Эта икона имеет глубокий духовный смысл, напоминая нам о вечной божественной присутствии Христа и Его заботе о нас. Он видит и знает все наши нужды и страдания, и через свою божественную благодать и милость дает нам исцеление и спасение.
Икона «Успение» изображает последние мгновения земной жизни Пресвятой Богородицы, ее отшествие из мира сегодняшнего в мир будущего. Обычно на иконе изображается Богоматерь, лежащая на постели, окруженная апостолами, ангелами и святыми, которые пришли проводить ее на небеса. Богородица изображена спокойной и достойной в этот момент, с расправленными руками, в знак подчинения воле Божией. Она излучает благодать и небесную красоту. Цвета на иконе могут быть яркими и насыщенными, отражая радость и величие события. Икона Успение имеет большое духовное значение для православных христиан. Она напоминает о победе жизни над смертью и о великой роли Пресвятой Богородицы в богооткровении. Эта икона также призывает нас к надежде на будущую жизнь и благосклонности Богородицы перед престолом Божиим. Она является источником утешения, вдохновения и молитвы для верующих, поклоняющихся перед ней.
В XIX веке иконопись подверглась изменениям под влиянием академического искусства. Классические традиции были сближены с новыми эстетическими правилами, что привело к появлению икон, созданных профессиональными художниками и мастерами. Однако, традиционные иконы также продолжали создаваться в монастырях и церквях.
В XX веке иконопись столкнулась с испытаниями и ограничениями в связи со сменой политической власти и атеистической пропагандой. Многие иконы были уничтожены или разграблены. Однако, с распадом Советского Союза и восстановлением духовной свободы, интерес к иконописи вновь возродился.
Сегодня русская иконопись продолжает развиваться и привлекать внимание людей из разных стран. Мастера сохраняют традиции и создают новые произведения, передающие духовность и красоту православия. Иконы становятся не только предметами поклонения, но и произведениями искусства, способными передать глубокие эмоции и переживания верующих.
Подводя итог, хочу сказать, что посещение отдела иконописи Государственного Русского музея было для меня очень познавательным и интересным. С помощью экспонатов можно было проследить эволюцию и развитие иконописи: от простоты и строгости Древней Руси до изящества и разнообразия стилей XVIII-XX веков. Особое внимание было уделено различным техникам и традициям, которые подчеркивают величие этого искусства. Одним из самых впечатляющих моментов была возможность смотреть на иконы вблизи и почти ощутить каждый мазок кисти художника. Я был поражена мастерством и тонкостью передачи деталей на этих небольших деревянных плитках. Особенно впечатляющие были золочёные рамы, добавляющие иконам еще больше блеска и величия. Посещение этого музея стало поистине волшебным и незабываемым опытом. Я рекомендую всем побывать там, чтобы ощутить на себе магию и прекрасное восприятие русской иконографии, которая является неотъемлемой частью нашего национального культурного наследия.