Предыдущей статьёй я начала цикл публикаций о средневековой культуре Европы. Но, прежде чем начать разговор о средневековом искусстве, необходимо сказать о такой важной черте христианской культуры, как символи́зм (от греч. «simbolon» - «знак»).
Буквально каждый элемент видимого, материального мира, в христианском сознании воспринимался как определённый шифр, раскрытие, понимание которого могло приблизить человека к пониманию Бога или божественного устройства вселенной. То есть понятные, знакомые нам вещи рассматривались как знаки, в которых «зашифрованы» образы Мира Небесного – Го́рнего.
В качестве примера символического мышления приведу понимание света христианами. В том контексте, о котором я сейчас говорю, свет воспринимался верующими не просто как физическое явление природы, а как символическое присутствие Бога в данном конкретном месте, так как, согласно Библии – «Бог - есть Свет». Отсюда же происходит традиция зажжения свечей в христианских храмах (кстати, свеча – тоже очень многозначный символ (краткий список самых распространённых христианских символов, приведу ниже).
Важным фактором в формировании символического мышления средневекового человека выступало искусство. Не последнюю роль в утверждении символизма в художественных образах сыграло то, что долгое время христианство в Римской империи подвергалось гонениям.
Первые христиане были вынуждены скрывать свою принадлежность к вере. Для проведения обрядов они тайно собирались в катакомбах– подземных лабиринтах, служащих местом ранних христианских захоронений. Стены же этих убежищ, они расписывали сюжетами, отражающими христианское вероучение. (О живописи Древнего Рима можно прочитать в этой статье).
Однако, язык живописи, в силу того, что христианство находилось под запретом, уподоблялся своеобразной тайнописи, чей смысл мог быть понятен только «своим», тем, кто принадлежит к числу посвящённых.
Использующиеся образы античного искусства для христиан были своеобразной ширмой, скрывающей истинный смысл изображения, то есть становились символами. Так, например, виноградная лоза, птица феникс, ягнёнок или рыба, рассматривались как символы Христа. Юноша, пасущий стадо овец, также уподоблялся Иисусу, заботящемуся о своей па́стве (сообществе верующих) и т.п.
Став государственной религией и выйдя из катакомб, христианство сохранило свою метафоричность, иносказательность, выражаемую через символы.
Приведу список некоторых из наиболее распространённых христианских символов, знание которых поможет вам лучше воспринимать содержание и смысл средневекового искусства:
Агнец (Ягнёнок) - символ искупительной жертвы Христа и его самого, а также церковного таинства причастия;
Васили́ск (дракон, змий) – символ Сатаны, сил Зла, греха;
Вино (красное) – символ Крови Христовой – один из элементов таинства причастия в христианской церкви;
Виноград (виноградная лоза) – символ Христа, в руках Иисуса – младенца – искупительная смерть, изображения сбора винограда в светской живописи может трактоваться двояко – как приближение Страшного суда или как символ изобилия и щедрости;
Голубь – символ Святого Духа, а также кротости, умеренности и платони́ческой (духовной, целомудренной) любви;
Гора – духовное восхождение на пути познания истины и приближения к богу, духовный подвиг;
Дерево – очень многозначный символ. Может говорить о земной богоугодной жизни, прохождении жизненных циклов, а также возрождении, перерождении, победы жизни над смертью. Иногда выступает в качестве символа райского Древа Познания и первородного греха. Может использоваться как напоминание о кресте – орудии смерти Христа;
Добрый па́стырь (пастух) – Иисус Христос и последователи его учения – па́ства (стадо овец) – верующие христиане;
Корабль – рассматривается как символ Церкви, несущей спасение верующим в море житейском;
Жемчуг - символ слёз, страданий. А также может быть символом прекрасной непорочной христианской души, хранящейся в раковине, как в теле.
Крест – один из фундаментальных, самых значительных христианских символов (Этот символ появился задолго до христианства и с древних времен являлся солярным знаком). В христианской культуре обозначает:
а) вечную жизнь, дарованную людям через жертву Христа;
б) символ победы Жизни над Смертью и Воскресения;
г) орудие пыток и казни Христа;
д) символ христианства, как вероучения;
Круг – символ Мира, Вечности, Совершенства, Божественности;
Поти́р (кувшин, чаша) – символ искупительной жертвы Христа (чаша страданий), таинства причастия, а также образ жизненных испытаний на человеческом пути;
Рыба – в раннем христианстве символ самого Иисуса Христа из-за греческого написания этого слова – Ichthys – ихтис, для ранних христиан рассматривающегося как аббревиатура (сокращенное до одной буквы написание) словосочетания – Иисус Христос, сын Божий, Спаситель – Iesous Christos Theou Hyios Soter.
В более позднее время – символ Божественной трапезы;
Свеча – символ божественного огня (духа), человеческой души, земной конечной жизни; незажжённая свеча символ смерти (в том числе, духовной) или незримого присутствия Христа (Бога);
Треугольник - символ Бога творца - Око Божье, а также Бога единого в трёх лицах. Око Божье - распространённый символ масонов.
Хлеб – символ тела Христова, один из атрибутов таинства причастия;
Хри́смон (Хри́зма) – буквенный символ христианства – монограмма из букв имени Христа, заключённых в круг с крестом.
Яблоко (Апельсин) – символ грехопадения;
Якорь - символ Надежды, которую даёт христианская вера.
Определённой символикой в средневековом христианском искусстве наделялись и цвета:
Белый (серебряный) – непорочность, чистота, невинность, святость, истина;
Зелёный – жизнь, рождение или возрождение (Воскресение);
Золотой (жёлтый) – Божественный свет, царственность, Царство Божье, Божественность;
Коричневый – земной мир, человеческая жизнь, прах, тлен, суетность;
Красный – символ жертвенности (крови), мученичества;
Пурпурный (тёмно-красный) – царственность, власть;
Синий (голубой) – Небесный мир, духовность, истина, верность;
Фиолетовый (сиреневый) – любовь, страсти, страдания, печаль;
Чёрный (серый) – зло, обман, коварство, смерть, траур;
Хочется ещё раз отметить, что этот список далеко не полный и не исчерпывает всю христианскую символику. Кроме того, символами было насыщено не только изобразительное искусство, но и вся средневековая культура в целом была символичной по своей сути, к чему я ещё неоднократно буду обращаться в статьях посвящённых искусству этого периода.
Попробуйте найти символы в следующем изображении? И поделитесь своими трактовками символики этой картины в комментариях. Будет очень интересно почитать!
О культуре средневековой Европы читайте в публикациях на моём канале:
Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
Византия - государство, которого не было. Немного истории.
Литература Византии - античная форма для нового содержания.
Храм - как мир. Византийская архитектура.
Храм Святой Софии в Константинополе (Айя-София).
Византийская иконопись. Как начать её понимать.
Место живописи в византийском храме.
Византийская живопись. Чем отличаются мозаика, фреска, икона и миниатюра.
Музыка Византии на службе церкви.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.