Александр Невский – спаситель Руси. Ехать или не ехать?..
Спасители появляются на Руси, как правило, тогда, когда кажется, что уже поздно. Но удивительным образом доказывают, что еще не все потеряно. Они – это спасатели и спасители. И они действительно спасают. Вот как святой благоверный князь Александр Невский. Сначала он прославился на почве спасения Новгорода, когда его решили прибрать к рукам воинственные соседи, прослышавшие о Батыевом погроме Руси.
1240 г. – разгром шведов на реке Неве.
1242 г. – разгром немецких рыцарей на льду Чудского озера.
Но, заслышав о его ратных подвигах, Александра зовет к себе завоеватель Руси Батый. И что? Он мог не пойти? Мог. И многие его отговаривали от шага с непредсказуемыми последствиями. Кстати, совсем недавно погибли в Орде князь Михаил и боярин Феодор – уже ясно, чем грозят подобные «аудиенции».
Князь Александр Невский прибыл в ставку к Батыю в момент, когда под угрозой находилось само существование русского государства и даже русского народа как такового. Его звал хан Батый не просто как «новгородского князя», а как представителя всей русской земли такими словами: «Александр, знаешь ли ты, что Бог покорил мне многие народы? И ты один не желаешь мне покориться? Если хочешь сохранить свою землю, то приходи поскорее ко мне…»
А ведь Александр Невский попал в ситуацию практически полного политического тупика. У него тоже было только два варианта попыток выхода из него, и оба грозили возможной катастрофой. Тот вариант, который он в итоге избрал, грозил растворением Руси в монгольском море, что ее уже затопило.
Монголо-татары того времени не покушались на православную веру, но они уже в виде баскаков стали устанавливать свою администрацию, начали проводить перепись населения для полного его экономического закабаления и мало того – требуют войска для военных операций за пределами страны. Все это мало отличается от полного порабощения как такового.
Но был и другой вариант. По возвращению из орды князя, как и Даниила Галицкого, ждало письмо от папы Иннокентия IV с предложением союза против монголо-татар. И этот союз был вполне реален. Объединенная католической верой Западная Европа представляла собой внушительную силу, способную противостоять натиску монголов. Что она, собственно уже и доказала – орды Батыя не прошли дальше Венгрии и Польши.
Но!.. По опыту столкновений с рыцарями Ордена меченосцев, Тевтонского а позже и Ливонского орденов он знал, что они придают своему «натиску на Восток» религиозный характер. Папскими буллами подтверждается непримиримая война против религиозных «схизматиков». И расплатой за помощь таких «союзников» может стать подрыв или даже уничтожение православия – души русского народа.
Может быть, вы думаете, что он не колебался в принятии окончательного решения? Еще как колебался. Вы только представьте, каково это ему, победителю шведов и немецких рыцарей, ехать на поклон к степному кровожадному «террористу». Пусть и разрушителю целых царств, но все-таки дремучему невежественному язычнику, не брезгающему и сырым конским мясом. Сам Батый, наслышанный о его военных успехах против шведов и немцев, и зовя знаменитого русского князя к себе на поклон, не был до конца уверен в его лояльности. «И был грозен приезд его, - сообщает Житие, - и промчалась весть об этом до самого устья Волги, и начали жены мусульманские стращать им детей своих, говоря: «Александр едет!»
А окончательный выбор Великий князь Александр Ярославич сделал, по всей видимости, уже во Владимире после совета с митрополитом киевским Кириллом, просвещенным и духоносным русским епископом. И смирил себя Александр. Смирил до конца – все ради растерзанной матушки-Руси, истекавшей последней кровью. И сделал свой выбор. И именно этот выбор оказался правильным.
Поведи он себя неправильно, и едва теплящаяся жизнь русского народа, последние остатки незавоеванных монголами территорий – все могло полететь в топку новых Батыевых завоеваний. То есть, если уж говорить о ставках - на кону жизнь русского народа или личная слава и личная религиозная честность. В этих условиях святой князь Александр жертвует последним ради «сохранения своей земли».
Плечи святых князя Михаила и боярина Феодора не давила такая жуткая ответственность. У них в плане ставок на кону стояло другое – религиозная честность или жизнь. И они выбрали первое. Но - обратите внимание – несмотря на противоположные решения, выборы всех троих прославлены Церковным почитанием и благодарной народной памятью, так как никто из них не думал ни о какой личной выгоде.
Итак, по возращении из далекого Каракорума, князь решительно отказывает Иннокентию IV, более того – помогает подавлять восстания против татар, спровоцированные его незадачливым братом Андреем. И даже чуть не лично казнит своих соотечественников, русских патриотов, спровоцировавших его сына Василия на волнения против татар в Новгороде – отрезая им носы и выкалывая глаза. Да-да, и такое было. Но только мы, его потомки, благодарны ему за эти «жесткие меры». Иначе нас, потомков, вполне могло и не быть.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь