В одном из последних выступлений Александра Бастрыкина я услышал несколько интересных фраз про логистику (по ссылке короткие тезисы из интервью, а ссылка на полноценное выступление ждёт вас в конце статьи).
А именно — он просил бизнес ответить на вопрос:
Почему не развивается механизация труда?
Развиваю смысл его слов: почему не автоматизируются или роботизируются процессы?
Бастрыкин привел достаточно грубый, но показательный пример: почему мы кирпичи носим перед собой, как в каменном веке, а не используем специализированные решения, которых уже создано огромное количество на рынке?
И пока на эти вопросы ни у кого нет ответов. Скорее всего — это системная проблема, которую я уже затрагивал в своих околологистических статьях:
Советую обратить на них внимание, там есть некоторые ответы.
Как вы уже могли догадаться, он задал этот вопрос, потому как ситуация с мигрантами выходит из-под контроля:
Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин:
— За 4 месяца 2024 года в Москву было завезено 1,2 млн мигрантов;
— 800 тыс. мигрантов заехали в Подмосковье только с января по апрель;
— Рост преступлений экстремистского характера среди мигрантов составил 147%.
Дополнение про Санкт-Петербург:
860.000 мигрантов приехали в Питер за четыре месяца, сообщил глава СК. Бастрыкин уточнил, что иностранные работники приезжают в Россию из экономических и политических соображений.
Это больше, чем Гитлер использовал для блокады Ленинграда!
Представьте себе — только за 4 месяца было завезено более 2 млн мигрантов только в Москву и Санкт-Петербург! А если взять всю страну? А если вспомнить, что и до этого официально у нас было 17 миллионов мигрантов… Полагаю, сейчас их уже порядка 30 миллионов, как бы не больше…. Последствия могут быть ужасающими.
Глава СК пытается решать вопрос с помощью устранения потребности в рабочей силе, действовать на опережение, бить в корень проблемы. Потому как перекрыть кран поставок он не может…
А теперь все же немного логистики и здравого смысла: основное кол-во мигрантов работают на стройках, в такси и в логистических центрах известных фирм.
Про стройки ничего не скажу, хотя у меня есть большое сомнение, что там не нужна автоматизация и высококвалифицированные кадры. В интернете видел много предложений, когда при строительстве используют последние технологии и обычный классический прораб, который только и мог, что гонять рабочих по площадке, заставляя быстрее и качественнее выполнять свою работу, тут уже не подходит. Нужны знания технологии, образование, совершенно другой уровень сервиса.
Про такси:
Яндекс уже как год тестирует беспилотное такси в Москве. Пока в центре, очень ограниченно. Но надо это масштабировать! За этим будущее. Хотя здоровая доля скептицизма имеется и у меня, но это мозг сопротивляется изменениям.
А вот про склады у меня есть что сказать.
Буквально на последней бизнес-игре неделю назад один из участников поведал мне, что миф о том, что роботизация складов это очень дорогая процедура, уже развеян. Да, раньше это было в новинку, дорого, все опасались автоматизировать складские комплексы. Но сейчас все изменилось!
Решений достаточно!
Крупнейшие предприятия, такие как Decathlon (сейчас Desport), Очаково, Восток-Сервис и многие другие уже решились на роботизацию и “снимают сливки” с процесса, потому как у них одновременно повысилась производительность и уровень сервиса, а также снизилась зависимость от трудовых ресурсов, с которыми сейчас наблюдаются проблемы.
Срок окупаемости некоторых автоматизированных решений уже составляет 1 год!
Не 3-5 лет, как раньше, а всего 1! Только представьте — если сейчас крупнейшие маркетплейсы решат перейти на автоматизацию, тогда уже в 25 году мы могли бы решить проблемы с нехваткой рабочей силы на складах! Нам нужны были бы высококвалифицированные кадры из наших университетов.
Однако не все так просто...
Сложные решения по-прежнему труднодоступны для большинства компаний. У всех свои бизнес-процессы, а интеграторов в стране у нас не хватает. Более того — все эти роботы производятся не у нас, соответственно, мы опять попадаем в зависимость от зарубежных поставщиков. Но это уже совсем другая история. Считаю, что должна быть государственная программа по роботизации складских комплексов, выделялись субсидии и давались поблажки компаниям, помогающим стране решать вопрос с трудовыми ресурсами.
Стоит пояснить, о каких же технологиях идет речь?
- Напольная роботизация вместо конвейеров и сортеров (LMR (Latent Mobile Robot), ACR (CTU) роботы, AMR/LMR для паллет, FMR «Forklift» (Forklift Mobile Robot)).
- Всенаправленный шаттл для паллет (3D шаттл) вместо кранов-штабелеров
«Goods to robot» и масштабирование LMR/ACR. - Уже всем давно известные WMS с различными возможностями, такими как Pick-by-voice и многое другое.
Все это позволяет нам развиваться, идти вперед, а не таскать кирпичи перед собой!
Когда же наша страна проснется и осознает, что лучше использовать лучшие практики мира, а не возвращаться в каменный век? Если почитать новости западных ритейлеров — там повально внедряется роботизация, это уже не тренд, это насущная необходимость для существования в высококонкурентной среде.
Но самое интересное — зарплаты.
Сейчас курьер, водитель такси, работник склада из ближнего зарубежья получает 120-200т.р. А инженер с техническим образованием не может похвастаться такой зарплатой. Хотя, инженеров при роботизированном бизнесе нужно гораздо меньше, чем рук, таскающих кирпичи…
Надеюсь скоро страна проснется и стряхнет с себя архаизмы.
P.S. Насколько мне известно, WB уже в этом году будет запускать какой-то пилотный проект по роботизации, т.о. в ближайшей перспективе могут подтянуться и другие крупные игроки рынка. Революции и прорыву в ближайшие годы быть, вопрос времени.
Полное интервью Бастрыкина доступно по ссылке, смотреть всем до конца.
Делитесь своим мнением в комментариях, очень интересно обсудить!