«Давай встречаться»
Ну, и, наконец, главное упражнение. Попробуем обыграть очень значимый для подростков сюжет – предложение о «дружбе» с представителями противоположного поля. «Давай встречаться» - так это предложение звучит на понятном для играющих языке.
Объясняю ребятам, что задача каждого, кто будет выступать с предложением о встречах – добиться согласия на это от своего визави. Но соглашаться на это последнему или последней можно только в том случае, если действительно этого захочется.
Думаю, как же организовать пары, чтобы был и элемент непредсказуемости, и элемент свободного выбора. Решаю так: предлагающий «дружбу» выпадает из коробочки, а вот кому будет предлагаться дружба – он или она решают сами. С условием, что выбор идет только среди тех, кому еще «дружбу» не предлагали. Принцип работы – «аквариумный». Пока «работает» одна пара – остальные внимательно наблюдают за ней. По итогам игры будет выбрано лучший «предлагающий».
Первым выпал из коробочки Кирилл. Кого же он выберет? Люду!.. Да, это явно крепкий орешек. Удастся ли тебе, Кирилл, раскусить его, точнее ее?
Кирилл начинает издалека, но, на мой взгляд, несколько вяло:
- Знаешь, Люда, мы уже так давно знаем друг друга. Что ты обо мне думаешь?..
Люда, наоборот, что называется «в тонусе» - отвечает резко и энергично:
- Особенно ничего хорошего…
Далее диалог продолжается в том же ключе: вялые «закиды» Кирилла и острые «оборонительные» выпады Люды. Наконец звучит сакраментальное «давай встречаться» и, как и можно было догадаться, - отказ «на выходе».
Вот так вот, сразу же – осечка. И у кого – у Кирилла! Предлагаю желающим из «аквариума» высказаться о причине его неудачи и в конце предоставляю слово самим игравшим. Кирилл оправдывает неудачу своим «не настроением», а Люда говорит, что не чувствовала за Кириллом настоящего желания, того, что он «действительно этого хочет».
Хороший скетч от старичков в качестве примера – есть на что ориентироваться другим.
Далее предоставим «пунктирное» слово «скрытой камере»:
«Дима выбрал Машу. Маша ответила Диме «да», так как он ничего лишнего не говорил. Ей очень понравилось.
Люда выбрала Максима. Максим ответил Люде «да» и даже обнял, так как Люда уломала, прям, быстро.
Тася выбрала Кирилла. Кирилл ответил Тасе «да», так как ему было приятно.
Таня выбрала Диму (младшего). Дима ответил Тане «да», так как он не мог отказаться от предложения.
Маша выбрала Ваню. Ваня ответил Маше «да», так как он и сам хотел с Машей дружить.
Ваня выбрал Ксюшу. Ксюша ответили Ване, «да», но так, как будто сказала «нет».
Настя выбрала Диму. Дима ответил, что ему «надо подумать». Ксюша на это сказала, что «мужику надо быть поувереннее».
Ксюша выбрала Даниила. Даниил ответил Ксюше «да», так как он не удержался. Ведь Даниилу явно нравится Ксюша.
Данил выбрал Вику. Вика ответила Данилу «да», так как хотела сразу сказать «да».
Дима (младший) выбрал Марину. Марина ответила «да», так как она не была готова, но все равно она сказала «да».
Марина выбрала Мурата. Мурат ответил Марине «нет», так как он и сам не знает…»
Так, вторая явная осечка, если не считать еще Диминого «надо подумать».
Неожиданно в голову приходит «развитие». Предлагаю, а не хочет ли кто-нибудь попробовать «раскрутить» Мурата.
Просится Ксюша. Она вообще-то должна быть в «Солнышке», но сегодня пришла к нам, чтобы слегка передохнуть, да и внизу сейчас все заняты просмотром видика, так что она особо там не нужна. И ведь хорошо как оказалась у нас – очень к месту. Она действительно станет сегодня «героем дня».
«Сеанс» Ксюхи с Муратом стоит того, чтобы его подробно описать. Вообще его можно включать в учебники по искусству ухаживания.
Ксюха села прямо напротив Мурата так близко, что их колени стали соприкасаться, и наклонилась к нему, всем своим видом показывая жгучую заинтересованность, взяла его за руку и стала слегка поглаживать. Я все это мысленно фиксирую, чтобы не забыть сказать о всех видах контакта: зрительном, слуховом, телесном…
- Мурат, я давно хочу тебе сказать, что ты очень необычный парень, и мне очень нравится быть рядом с тобой…
Она это говорит грудным женским голосом и так проникновенно, что все вокруг буквально замирают и начинают сдерживать дыхание.
- Я всегда восхищалась твоим умом, а когда ты начинаешь говорить, я люблю тебя слушать, потому что так как ты никто не умеет говорить…
Мурат заворожен. Я чуть ли не физически чувствую, что он размякает как мякиш пластилина под льющимися на него теплыми лучами. А от Ксюхи я просто в восхищении. Она ведь до этого никогда не просто не проявляла никаких симпатий к Мурату, а наоборот не стеснялась демонстрировать ему свое раздражение от его «занудства». Но сейчас – полное преображение. Какая актриса! И ведь знаешь, что она играет, а все равно поддаешься и начинаешь ей верить. Удивительная сила женского обаяния!
В общем, не трудно предположить, что через пару минут Мурат ответил ей «да».
После обсуждения мастерства Ксюши довожу игру до конца. Здесь еще была интересна попытка Мурата «охмурить» Таню. Причем, неудачная. Таня, как и Ксюха легко вошла в женский образ, только оказавшись «с другой стороны», она так «пожирала» глазами Мурата, что тот, бедняжка, совсем потерялся и стал заплетаться языком.
На голосовании за лучшее предложение побеждает Люда с четырьмя голосами. Ксюхи уже не было – ушла к малышам, а то стала бы она, без сомнения, победителем. Но Люда тоже неплохо «действовала» по отношению к Максиму. Напористо, но искренне. Максим сказал, что у него от волнения даже начали наворачиваться слезы, и все происходящее он воспринимал «по-настоящему». Ну, ежели так, значит, игра достигла своей цели.
Чтение домашних заданий
Еще утром я узнал, что в связи с завтрашним праздничным днем – днем России, сегодня день тоже будет сокращенным. Значит, палубы не будет. Но не пропадать же неиспользованными домашним заданиям? Тем более, что они как нельзя к месту. «Идеальный мальчик» и «Идеальная девочка» - идеальное продолжение разговора на поднятые в этом дне темы. Кстати, давая домашнее задание, я просил, насколько это возможно по степени искренности, указать, кто из участников лагеря более всего подходит на роль таких «идеалов». Такая конкретность может придать разговору большой интерес и остроту.
Садимся более тесным кругом, начинаем зачитывать и угадывать авторство. Разумеется, без всякой систематизации – кто как выпадает из стопки. Но сейчас для удобства давайте рассортируем. Сначала посмотрим образ идеального мальчика в представлении девочек, а потом наоборот.
Итак, идеальный мальчик – кто он в представлении женской половины нашего лагеря?
«Идеальный мальчик – это сильный, высокий и атлетического телосложения. Я думаю, что это идеальный мальчик». Марина.
Ну, у Марины без каких-либо претензий к душевным качествам и интеллекту.
«Я думаю, что идеальный мальчик должен быть честным, справедливым, послушным, светлым. Должен помогать друзьям в беде». Лена.
Вот, появляются личностные характеристики. Мне особенно понравилось – «светлым». Неопределенность и неоднозначность этого определения говорит в пользу самой Лены, оттеняя ее романтические черточки.
«Для каждого человека это понятие разное. Но я думаю, что в первую очередь он должен уважать девчонок. Ну, и конечно, у каждого мальчика должно быть чувство юмора». Люда.
Люда на этот раз кратка. Хотя слегка себе же противоречит. Если понятие «разное», то почему чувство юмора должно быть обязательно?
«Идеальный мальчик для меня должен выглядеть так: старше минимум на 4 года, максимум – на 6 лет; должен быть веселым, добрым и симпатичным.
Мой идеал мальчика (внешне) должен выглядеть слегка по-другому: лицо должно выглядеть немножко серьезным, иногда должен быть добрым, а характер должен быть средним: и мягким, и твердым». Тася.
У Таси путаница еще больше. Девчонки то ли слишком волнуются, то ли слишком торопятся. Но следующая работа по-настоящему обстоятельна:
«Я считаю, что идеальный мальчик с самого детства должен воспитываться как мужчина. То есть мама и папа должны умело и с умом прививать ему мужские качества. Тогда его будут ценить и уважать. Тогда он многого добьется.
Для меня идеальный мальчик обладает следующими качествами: ответственность, честность, твердость в намерениях, воля, вежливость, умение отстаивать свое мнение, умение принимать правильные решения, а еще очень хорошо, если он не трус, обладает хорошим чувством юмора, а также чуткий, заботливый, понимающий и добрый.
В нашем лагере я тоже вижу мальчиков с этими качествами, но я думаю, ни к чему их перечислять. Я все скажу в итоговый день». Таня.
Зря, Таня, не скажешь сейчас. До итогового дня еще много воды утечет, там и о другом будет что сказать. Но напоследок я оставил работу, где все-таки называются имена мальчиков-лагерников, подходящих на роль «идеальных»:
«Идеальный мальчик должен уважать всех девочек. Он должен быть веселым и добрым. Иногда делать мне комплименты. Не ругаться матом. Защищать девочек он должен тоже. Он должен быть чуть-чуть выше меня. Здесь два таких мальчика: Кирилл и Дима (старший)». Настя.
Удивительно, что только первочок решился на такую степень откровенности. Правда, тут тоже есть сомнения. Может быть, кого-то из двух названных Настя использует в качестве «прикрытия»? Вариант такой манипуляции не исключен, хотя Настя, как правило, достаточно искренна в своих проявлениях.
Теперь перейдем к мальчикам. Как же они выстраивают идеальный образ девочки? Из чего, из каких качеств он будет складываться?
Начнем с первочков.
«Мой идеал классной девчонки – она должна быть ростом чуть-чуть выше меня, а то у меня все девчонки были выше на голову меня, и чтобы смотреть им в лицо мне приходилось поднимать голову. Продолжим. Не обязательно она чтобы была отличницей, спокойной чтобы была, чтобы вообще не могла сделать подлость, ну и чтоб была красивой». Максим.
Максим как всегда искренен. С ростом ему можно посочувствовать, но ничего – перерастет.
«Я считаю, что девочка должна быть в меру веселой, культурной, вежливой. Девочка должна быть нежная и ласковая. В нашем лагере есть такие девочки, но я не буду называть их имена. Еще девочка должна быть разговорчивой и, конечно же, в меру упитанной, не чересчур жирной.
С вами был догадайтесь кто?». Даня.
Чуть изменило Дане чувство такта с «чересчур жирной». Ведь кто-то в лагере мог принять это и на свой счет.
Ну, а что наши старички? Они откликнулись на эту работу довольно дружно.
«По моему мнению, идеальная девочка должна быть доброй, веселой, умной. Она должна уметь понимать и любить ближних.
Если уж мы говорим об идеальной девочке, то она должна быть более или менее симпатичной, может быть, даже в меру красивой. Но главное для меня – это любовь и хорошие отношения». Дима.
Красота – это пока «пунктик» для мальчиков. Дима хотя и пытается осторожно его обойти, но чувствуется, что е его иерархии ценностей она занимает далеко не последнее место.
«Конечно, трудно оценивать идеальность девочки. Ведь даже в идеальной девочке имеются какие-либо недостатки. Также в неидеальной девочке имеются, хоть и мало их, достоинства.
Вы, надеюсь, понимаете, что идеальная девочка должна пить, курить и разговаривать на жаргоне. Это я пошутил.
Если серьезно, то в первую очередь должны отсутствовать выше мной перечисленные качества, то есть идеальная девочка не должна пить, курить и говорить на жаргоне. Я считаю, что идеальная девочка должна быть доброй, дружелюбной, откровенной в общении, общительной, умной, воспитанной, «белой и пушистой». На мой взгляд, идеальная девочка должна быть без комплексов.
Мой идеализм девочки присутствует у всех девочек нашего лагеря, но только у кого-то он присутствует на 90%, ау кого-то и до 40% не дотягивает.
P.S. Последние строки я не буду комментировать». Мурат.
Ну, вот, наконец, появилась письменная работа Мурата, по которой можно судить и о его устной речи. Да, так он и говорит «в живую» - с повторами мысли, попыткой их во что бы то ни стало донести через «разжевывание», шутками, которые не сразу принимаешь за шутки, заумными или научными терминами. Видно, зацепила Мурата эта тематика – раз он «заговорил» на бумаге. А по содержанию – о красоте, кстати, ни слова.
Но идем дальше. Следующая работа, на мой взгляд, самая приподнято-возвышенная:
«Девушки – это прекрасные хрупкие существа, которые требуют любви и ласки, романтики и красоты. Это загадочный другой мир, со своими повадками, законами, секретами.
Мне в девушках нравится доброта, скромность, улыбчивость, добропорядочность, общительность и главное – загадочность. В девушках должна быть загадка, разгадать которую очень не просто.
Девушки – это прекрасные, хрупкие существа, их надо беречь.
P.S. В лагере есть пара человек, которые подходят под это описание – это Люда и Вика. (Разрешаю раскрыть имя)». Леша.
В полную искренность Леши я верю безо всякого сомнения, как вызывает уважение и его откровенность. А о загадочности – просто замечательно! Пока это вершина в исследовании, говоря словами Мурата, «идеальности» девочки.
Но лучшая работу я оставил напоследок. Хотя, может быть, о степени «лучшести» говорить в данном контексте не очень уместно, но посудите сами:
«В мире нет ничего идеального. Я думаю, что недостатки и погрешности помогают понять, кто тебе нравится, да и с идеальной девочкой было бы скучно, и после пары дней общения она бы мне надоела.
Ну, если мы говорим об идеальной девочке для меня, то вот она какая:
Она должна быть веселая. (Я люблю, когда улыбаются и смеются.)
Она радуется жизни и редко бывает не в настроении. (Редко бывает.)
Она хорошо меня знает. Я не нуждаюсь в проверке ее чувств. (Она тоже.)
Мне легко с ней общаться, и после 4 часов мне не надоедает, и не появляются мысли, когда все это кончится.
Она умная и может поддержать разговор. (Я не имею в виду IQ. Она просто не задает тупых вопросов. С глупых можно посмеяться (вместе с ней).
На внешность – наплевать. Даже если у нее одна нога, я буду ее любить. Я уже не говорю о цвете волос и глаз.
В лагере таких людей двое: Таня, Люда».
Вы поняли, друзья, чья это работа?.. Да, это Кирилл. Он, конечно, лентяй, пишет домашние задания от случая к случаю, и чтобы он написал на целый лист – надо его очень, что называется, зацепить.
Но это как раз тот редкий случай – и как все искренно и глубоко! Что касается названных им девочек, то, не сомневаясь в его искренности, нужно отметить, что с Таней у него полное взаимопонимание. Они часто, насколько позволяют лагерные процедуры, находятся вместе, и явно получают от этого удовольствие.
Но ничего похожего с Людой. Здесь, наоборот какая-то напряженность и постоянные трения. Здесь идет какое-то заочное соперничество, но до конца понять природу их отношений мне пока трудно. У нас еще будет возможность столкнуться с этим.
По итогам чтения домашних заданий удивительную проницательность обнаруживают Таня и Мурат. Они угадывают авторство у всех работ. Удивительно!
Огонек
Да, теперь уже огонек. Ни на что другое времени уже нет. В последнее время я отучаюсь геройствовать в лагерных сменах, оставаясь с детьми на всякие «сверхурочные», когда в школе уже дано никого нет. Все должно идти своим спокойным ходом – это лучший показатель стабильной работы.
На огоньке запомнилось выступление Люды. Она сказала, что все было им «очень близко». Это важный показатель педагогической успешности дня. Кроме этого она открыла для себя Максима. Максим тоже подтвердил, что процедура «предложения дружбы» и для него не прошла бесследно – они с Людой значительно сблизились.
Некоторым диссонансом с общим восторженным настроением прозвучали слова Маши, что все было «не очень серьезно». Но, думаю, излишняя серьезность способна повредить любому делу, тем более в нашем случае.
Завтра – «День Юности», поэтому даю домашнее задание - «Моя главная проблема», так как юность то время, когда нерешенные проблемы могут значительно осложнить последующую жизнь.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь