Найти тему

НЕ МУДРЕНО, ЧТО ВРАГ БУДЕТ И В МОСКВЕ И В ПЕТРОГРАДЕ

В начале осени 1915 года на стол Московскому Городскому Голове потомственному почётному гражданину М. В. Челнокову легло на стол сообщение от Его «покорного слуги», некоего Ивана Маракушева из города Тейково Владимирской губернии. Доброхот сообщал Его Превосходительству о вопиющих фактах уклонения от исполнения воинской повинности, которые имели место в Петрограде, но почему он сообщал об этом именно московскому руководителю, так и осталось не известным.

Как правило, начало таких посланий было полно высокопарных фраз, к месту и не к месту подобранных:

«… В дни тяжёлых испытаний ниспосланных родине, мы все без различия обязаны защищать её от врага; и, как Вы сказали в своей речи, грешно и преступно знать, что-либо служащее во вред Родине и молчать об этом. Подобная мысль побуждает меня беспокоить Ваше Превосходительство, как лицо, больше всех пекущееся о защите Родины и ближе всех стоящее к нам – народным массам…».


Объяснив как можно цветастее мотивы своих действий, Маракушев сразу перешёл в атаку, моментально сдав четырёх своих односельчан:

«… Моё сообщение заключение в следующем: мне известно, что в шрапнельный цех Путиловского завода в Петрограде, во избежание призыва в ряды войск, поступили токарями по металлу следующие лица: Усачёв Николай Андреевич, Забродин Иван Фёдорович, Швецов Андрей Иванович и Колгушин Григорий Иванович.
Из них Усачёв и Забродин не только не имеют понятия о токарном деле, но и не знали до сего времени, что такое завод или фабрика; так как оба с детства торговцы – первый посудным, а второй – москательным товаром.
Швецов же и Колгушкин, хотя и фабричные люди, но совершенно другой профессии: столяр и раклист…».


Маркушев пояснял, что он радеет, прежде всего, за «общее дело». Мол, неучей-мошенников взяли на работу, а настоящих профессионалов жалко, поскольку те не работают по специальности, а гибнут на войне, и заключал, что таким образом войну не выиграть:

«… Из этого видно, что все эти лица, приехавшие за 1000 вёрст из села Тейкова Владимирской губернии укрылись под сенью завода, во избежание призыва в ряды войск, и которые взялись за ответственное дело, не будучи к нему, хотя частью подготовлены и заняв место, по праву принадлежащие специалистам, которые своей кровью защищают Отечество в рядах войск, и, если, спаси Бог, у нас везде так поставлено дело снабжения армии, то не мудрено, что враг будет и в Москве и в Петрограде…» .


Понятно, что затеряться в многомиллионном городе было гораздо сподручнее, нежели в селе, но, всё же подлинные побуждения благожелателя остались, как говориться, «за кадром». Возможно, что Маракушева просто «не позвали» в компанию, и он обиделся, узнав, что его «бросили» таким образом.
А, может, дела и похуже обстояли. Маракушев попал под призыв и, оставшись в одиночестве, решил таким образом отомстить «счастливчикам».

-2

Тем не менее, запущенный донос пошёл бродить по инстанциям и делать «своё дело». 14-го октября 1915 года Отдел промышленности Министерства торговли и промышленности в своём секретном рапорте на имя Начальника Мобилизационного Отдела Главного Управления Генерального Штаба сообщил о результатах произведённой проверки .
Как и следовало ожидать, фабричная инспекция не выявила никаких нарушений:

«… На секретное отношение от 30-го сентября с.г. за № 3255 Отдел промышленности, с возвращением приложения, имеет честь сообщить, что расследование, произведённое через фабричную инспекцию, выяснило нижеследующие сведения о рабочих Путиловского завода Усачёве, Забродине, Швецове и Колгушине:
1., Николай Андреев Усачёв (расчётная книжка № 2187), ратник 2-го разряда призыва 1911 года, поступил 20-го августа с.г. чернорабочим; с 29-го августа переведён в подручные токаря. Освобождён по списку завода до 1-го декабря 1915 года.
2., Иван Фёдоров Забродин (расчётная книжка № 1768), ратник 2-го разряда призыва 1916 года, поступил 17-го августа с.г. чернорабочим в шрапнельную мастерскую; 22-го сентября переведён на токарный станок по обточке корпусов 3" шрапнели. Освобождён по списку завода до 1-го декабря 1915 года.
3., Андрей Иванов Швецов (расчётная книжка № 1654), ратник 1-го разряда призыва 1900 года, поступил в шрапнельную мастерскую 26-го января 1915 года, в настоящее время работает токарем по обработке инструментов. Освобождён по списку завода до 1-го января 1916 года.
4., Григорий Иванович Колгушин в числе рабочих Путиловского завода не значился и ранее не состоял.
По отношению к знанию вышеупомянутых рабочих своего дела Отдел считает нужным сообщить, что срок их работы на заводе вполне достаточен для приобретения необходимого навыка для простейших работ на станках…».


После этой проверки Петроградский градоначальник князь А. Н. Оболенский распорядился произвести проверку «заводов и других технических учреждений» столицы и выяснить, какие должности занимают там запасные нижние чины и ратники, «освобождённые от призыва благодаря их службе на этих заводах». И, самое главное, можно ли их было заменить лицами, «не воинского звания».

-3

В первом списке значилось 11 заводов и технических учреждений:
1.,
Рождественский трамвайный парк – сторож.
2.,
Петроградский вагоностроительный завод – конторщик.
3.,
завод «Сименс и Шукерт» – конторщик.
4.,
Невский судостроительный и механический завод:
– 5 сторожей;
– 6 конторщиков;
– 2 дворника;
– 3 обходчика;
5.,
Гвардейское Экономическое Общество:
– конторщики;
– дворники;
– рассыльные;
6.,
Петроградское автомобильное отделение Русско-Балтийского вагоностроительного завода в Риге:
– дворник;
– конторщики.
7., завод воздушных винтов «Интеграл» В. А. Лебедева – рассыльный.
8., Государственная Типография.
– 5 конторщиков;
– 1 писец;
– 1 швейцар;
– 1 привратник;
– 2 служителя;
9.,
Центральная электрическая станция «Петроградских городских железных дорог» - 1 сторож при конторе.
10.,
Мельница Акционерного общества Петроградских товарных складов холодильников и элеваторов – старший дворник при рабочих казармах.
11.,
Василеостровский трамвайный парк:
– конторщик;
– сторож.
12.,
Адмиралтейский судостроительный завод:
– служители аптечные;
– служители платные.
13.,
Горная мастерская торгового дома М. И. Санова и Ко – конторщик.
14.,
Акционерное общество соединённого кабельного завода – бухгалтер.
15.,
Склад железа, балок и труб Торгового дома Тильманса и Ко – конторщик.
16.,
Товарищество Сестрорецкого металлического завода:
– кассир;
– извозчик.
17.,
Акционерное общество Северного механического и котельного завода – 3 конторщика.
18.,
Завод военно-врачебных заготовлений.
– 7 переписчиков;
– 3 дворника;
– 1 швейцар;
– 4 рассыльных;
– 1 конторщик;
– 1 кучер;
– 1 сторож;
– 1 служитель лабораторный.
19.,
Русское Общество беспроволочных телеграфов и телефонов.
– 2 конторщика;
– 1 кассир.
Во второй список попали крупнейшие предприятия -
1.,
Главные Петроградские мастерские Северо-Западных железных дорог:
– 30 конторщиков;
– 37 сторожей;
– 1 рассыльный.
2.,
Путиловский завод:
– 23 ответственных конторщика;
– 2 служителя;
– 3 счетовода;
– 3 ответственных счетовода;
– 11 конторщиков;
– 1 сторож.