Нам, православным, порой не грех поучиться у христианских проповедников других деноминаций. Порой их искренняя глубокая вера и сила их проповеди вызывает подлинное уважение на фоне «теплохладности» нашей православной «массы».
Одним из таких проповедников был английский баптистский пастор Чарльз Сперджен. Его иногда даже сравнивают с нашим св. Иоанном Кронштадским. Тем более что и жили они в одно и то же время.
Сперджен собирал вокруг себя не меньшие толпы людей, чем батюшка Иоанн, только не в Кронштадте, а в Лондоне.
Итак, в чем же была суть его проповедей?
Возьмем только самое главное.
«Обетование Ветхого Завета были милости, обетование Нового – скорбь».
Глубоко, не правда ли? А ведь действительно, Господь наш Иисус Христос нигде и никогда не обещает нам преуспевания и благополучия, а вот скорби и гонения – обещает.
Тут важно разобраться с человеческой природой.
Начнем с тонкого психологического замечания английского пастора:
«Странно, но всякий раз, когда мы добиваемся успеха, нас постигает какая-нибудь неудача. Словно Господь таким образом показывает нам нашу незначительность, нашу ничтожность, чтобы держать нас в определенных рамках».
Но для чего? Для чего нам нужны эти жесткие рамки «незначительности».
«Грех остается в нас. Он никогда не будет изгнан полностью, покуда дух наш не войдет в славу».
А покуда мы на земле – нам постоянно предстоят искушения от сатаны. Вот еще одна причина постоянных «рамок». Но это не просто какие-то внешние рамки – их можно сравнить со стенами крепости, которые должны выдерживать как быстрые наскоки дьявола, так и его долгую осаду.
«Природный человек рождается на страдание, как искра, чтобы устремляться вверх, а духовный человек – для искушений. Верующие, познавшие пути сатаны, знают, что порой он ограничивается набегом, а порой сурово и надолго осаждает».
Разве не так? Кстати, обратили внимание на отличие верующего от «природного»?
У природного – бессмысленные в духовном плане страдания, сжигающие его в уголь и пыль, а у верующего – закаляющие искушения.
Но неужели мы не можем одержать победу над сатаной?
«Если бы Небесный Отец позволил твоему горделивому духу одержать победу в Его священной битве, ты присвоил бы себе венец победы. Зато при встрече с новым врагом ты оказался бы поверженным. Таким образом, Бог держит тебя в смирении для твоего блага. Когда человек воистину кроток и не пытается прикоснуться даже к краешку славы, нет предела благодеяниям, совершаемым Богом в его жизни».
Немного удивительно читать слова о смирении не от православных подвижников, а от протестантских учителей. Но это только подчеркивает универсальность законов подлинной духовной жизни.
Обратили внимание на то, когда для верующего открывается источник благодеяний от Бога? Кто из нас устоит против искушения «прикоснуться к краешку славы»?..
Но и без видимых благодеяний верующему не стоит избегать «чаши страданий»:
«Для христианина чаша страдания легче, чем тяжесть греха, поэтому для него лучше, чтобы продолжились горести и беды, чем нести бремя собственных прегрешений».
Да – между двумя «чашами» христианин однозначно выбирает первую. Собственно, это и есть свидетельство подлинности его христианства.
Тем более, что рано или поздно приходит понимание следующего:
«Мы познали немало испытаний, но не было ни единого случая, чтобы мы не нашли в Боге все для нас необходимое».
А ведь это действительно так. И каждый верующий всегда подтвердит истинность этого утверждения.
И не стоит смущаться долготою искушения. В этой долготе – очень большой смысл, опять же опирающийся на природу человека:
«Ощущение тщетности болезненно, но присутствие Господа так отрадно. Собственно бессилие приводит ко Христу. Плоть и кровь требуют скорейшего ответа, но верующие души научились покорности. Они считаю ожидание благом. Долгое ожидание подталкивает сердце к самостоятельному поиску, ведущему к раскаянию и духовному перерождению».
Да – в этом и заключается смысл «ощущения тщетности».
И напоследок – пожелания к должному исполнению своего призвания:
«Мы не должны стремиться в Небо, пока наш путь не завершен. Какую бы должность или работу ни дал тебе Господь, пребывай в ней, пока не почувствуешь, что Он призывает тебя к чему-либо новому».
Что ж – пожалуй, стоит прислушаться.