Найти тему
Без музыки совсем не то

Дэйв Мастейн – лучший среди лучших голосов хэви-металла за последние 40 лет. А кто не верит – пусть хорошо его послушает

Фронтмен известнейшей американской хэви-металлической группы Megadeth Дэйв Мастейн – это певец просто уникальный. За последние 40 лет он записал и выдал своим поклонникам целых 17 просто убойных студийных альбомов, включая и один сольник. Но принципиально не музыкальный саунд сделал эти альбомы такими убойными, а фактически ювелирный, и одновременно мощный вокал фронтмена группы. И это обстоятельство при сравнении мастерства Мастейна с мастерством всех остальных его более-менее заметных коллег по хэви-металлическому цеху, позволяет назвать этого вокального гения первым среди первых, и лучшим среди равных.

Dave Mustaine
Dave Mustaine

Интересно, а какой вокалист в металлической музыке лучший? Для кого-то это будет Макс Сепультура из одноименной группы, а для кого-то – Клаус Скорпионс, известный не только любителям рок-музыки, но и всем, кто имеет уши. А кто-то любит еще кого-то, часто вообще малоизвестного. В любом случае консенсуса тут не найти, поэтому приходится озвучивать личные предпочтения.

На аудио: первый альбом Megadeth 1985 года "Killing Is My Business... And Business Is Good!"

Но вот, если отдавать предпочтение отдельно взятому мнению, то лично я считаю, что лучше Дэйва Мастейна в металле вокалиста не найти. При этом я не говорю, какой он гитарист – это дело второе. Вон Джеймс Хетфилд из «Металлики» тоже гитарист, но его гитарные способности никто не оценивает, потому что он в самую первую очередь вокалист. А какой он вокалист? В профессиональном плане – великолепный, а в классическом – вообще никакой.

А вот Дэйв Мастейн – вокалист чисто классический, и если искать аналогий в рок-музыке, то это для меня как Дэйвид Байрон в металле. Правда, Дэйвид Байрон создан был вовсе не для металла, что показал его последний псевдо-металлический альбом 1981 года, но вот Мастейн прекрасно продолжил его линию, выпустив первый свой альбом в год смерти своего кумира.

Дэйв Мастейн в составе группы Metallica, 1983 г.
Дэйв Мастейн в составе группы Metallica, 1983 г.

Правда, кумиров у Мастейна было много, и не только Дэйвид Байрон. Главным его кумиром был Элис Купер, которому именитый «мегадэтовец» подражал буквально по-черному. Мало того – он был хорошо с Купером знаком с детства, а это позволяет предположить, что музыкальная карьера самого Мастейна началась под огромным личным влиянием этого рок-мастодонта, потому и неудивительно, что многие песни «Мегадет» выглядят так, будто сняты прямо с каких-то альбомов Купера.

Но все же Элиса Купера сравнить с Дэйвидом Байроном нельзя, а вот Дэйва Мастейна – можно. Если Байрон был самым мелодичным вокалистом в хард-роке, так Мастейн – самый мелодичный вокалист в металле. Ясно, что кто-то назовет самым мелодичным в металле Клауса Майне, а кто-то – Ронни Джеймса Дио. Вполне возможно, что они тоже мелодичны, но никто из них не умеет исполнять даже самые забористые хэви-боевики, как Дэйвид Мастейн, причем таким по-байроновски мелодичным голоском.

На аудио: альбом Megadeth 1992 года "Countdown to Extinction"

Короче, Дэйв Мастейн, невзирая на свое повальное увлечение тяжелыми и очень тяжелыми веществами буквально до конца 90-х годов прошлого столетия, умел все же держать себя в руках, когда дело касалось творческого процесса. Да, первые альбомы Megadeth были довольно агрессивными, однако как только в 1990-м году менеджмент группы взял в свои руки Макс Норман, некогда давший старт сольному творчеству Оззи Осборна и опекавший его почти все 80-е годы, всё начало меняться. Норман заставил Мастейна сделать звучание группы более привлекательным для широкой аудитории, а потом погнал его учиться урокам пения у каких-то оперных маститостей.

16 студийных альбомов группы Megadeth, один сборник неизданных песен (слева) и один сольник Дэйва Мастейна (справа), сначала записанный с вокалом Ли Винга, а потом перемикшированный с вокалом самого Масиэйна
16 студийных альбомов группы Megadeth, один сборник неизданных песен (слева) и один сольник Дэйва Мастейна (справа), сначала записанный с вокалом Ли Винга, а потом перемикшированный с вокалом самого Масиэйна

Нельзя сказать, что и до этого Дэйв Мастейн не умел очаровывать своим вокалом своих слушателей, но по совокупности факторов все альбомы Megadeth с начала 90-х представили миру новый музыкальный стиль, точное определение которому я не дам, но замечу, что этот стиль был просто уникальным, потому что так шикарно извлекать звуки из своей глотки, как это делал Мастейн, никто из рок-металлических вокалистов не мог, да и не может этого делать и сегодня.

Ну, а кто может?

В качестве примера хочу представить один из самых ярких альбомов Megadeth того периода – «Cryptic Writings» 1997 года, на котором Дэйв Мастейн проявил свои «оперные» вокальные данные ярче всего. Правда, потом появился еще один подобный альбом – «Risk» 1999 года, еще более облегченный по саунду, и с еще более выразительным, и одновременно мощнейшим вокалом, но тот альбом полностью испортил новый барабанщик Джимми Деграссо, который прекрасно проявил себя на предыдущем сольнике Мастейна и на следующем альбоме «Мегадет». Но на «Риске» одним из виновников был новый продюсер, который прекрасно ладил со старым барабанщиком Ником Мензой, но совершенно не поладивший с Деграссо.

На аудио: сольный альбом Дэйва Мастэйна MD.45 1996 года, но с перезаписанный в 2004 году вокалом самого Мастэйна

Ну ладно, «Риск» - тоже прекрасный альбом, но «Cryptic Writings» - это эталон всего творчества Мастейна по всем параметрам. Когда я услышал этот альбом в далеком 1998-м году, у меня в активе уже были очень яркие впечатления от его творения «Countdown to Extinction» 1992 года. Тот альбом представил такое кардинальное изменение стиля в сравнении с альбомами 80-х, что я сразу же заколдобился от его музыки, как старик Ромуальдыч, нюхнувший портянку при рассупонившемся солнышке.

Дэйв Мастэйн на пике своей карьеры в начале 90-х, альбомы Megadeth продавались в США миллионными тиражами
Дэйв Мастэйн на пике своей карьеры в начале 90-х, альбомы Megadeth продавались в США миллионными тиражами

Да, это был прорыв в сторону так называемой «металлической попсы», и это признавал даже сам Дэйв Мастейн, заявив буквально следующее:

«Раньше я писал композиции, которые никто кроме меня самого не понимал, но сейчас я осознал, что хорошая песня должна содержать простую мелодию и несколько слов, повторяющихся в припеве, чтобы их мог запомнить любой кретин».

Однако, как я писал выше, одновременно с упрощением мелодий их качество не изменилось, а только повысилось. Также повысился и творческий уровень Мастейна как вокалиста, причем так значительно, что первые альбомы, записанные в далеких 80-х, кажутся удивительно примитивными. Нет, они, конечно же, не примитивны сами по себе, но вот до уровня альбомов Megadeth 90-х, к сожалению, не дотягивают, кто бы там что не говорил.

На аудио: альбом Megadeth 1997 года "Cryptic Writings"

Правда, «опопсение» хэви-металла группе не помогло, последняя «платина» в США сопровождала альбом 1994 года «Youthanasia», а дальше пошло только «золото» и «серебро». Поэтому в начале XXI века Дэйв Мастейн решил вернуться к своему любимому трэшу, но, опять-таки, новые альбомы получались гораздо более лучшего качества. Причина очевидна – невзирая на упрощение саунда (уже от попсы в трэш), вокальные данные фронтмена становились все выше и выше.

И даже последние два альбома Megadeth, которые явились самым настоящим самоплагиатом, не внеся в творческую биографию группы ничего нового, показали, что Дэйв Мастейн своей вокальной формы не потерял, а только еще больше ее усилил.

"Золотой" состав Megadeth, просуществовавший с 1990 по 1997 годы
"Золотой" состав Megadeth, просуществовавший с 1990 по 1997 годы

И вот, подводя итог этому моему рассказу, хочу засвидетельствовать свое личное мнение, с которым можно поспорить, а кто-то легко все же согласится. Если рассмотреть хотя бы самые знаковые металлические рок-группы и хорошенько поразмышлять над вокальными данными их фронтменов, то можно легко понять, что лучше Дэйва Мастейна в металле никто не пел.

На аудио: альбом Megadeth 1999 года "Risk"

Да, есть шикарные вокалисты, работавшие в этом направлении, например, очень шикарен Ким Бендикс Петерсен а-ля Кинг Даймонд, отлично можно слушать Эрика Адамса (Manowar) и покойного ныне Эрика Вагнера (Trouble). Ничего не имею против огромного значения Оззи Осборна и Ронни Джеймса Дио. Ну, а Роб Хэлфорд – так тот вообще красавец, хоть и слишком прямолинеен в своих вокальных изысках.

Состав Megadeth в XXX веке. Слева от Мастэйна - вернувшийся бас-гитарист группы Дэйв Эллефсон
Состав Megadeth в XXX веке. Слева от Мастэйна - вернувшийся бас-гитарист группы Дэйв Эллефсон

Если считать за металлиста Лемми Килмистера, то его вокал был вообще уникален, хотя и примитивен до безобразия, но это был буквально всемирный бренд галактического значения. Даже Михаэль Киске, и тот среди металлистов очень хорошо отметился, хотя характер его вокальных приемов не совсем металлический.

На аудио: последний на данный момент альбом Megadeth 2022 года "The Sick, the Dying... and the Dead!"

Много кого еще можно вспомнить из тех, кто своими трелями очень хорошо продвинул металл на мировой арене. Но вот если выбирать среди всех этих гениев металлического песнопения самого заметного лидера, то никак не отвертеться от того, что по целому ряду признаков Дэйв Мастейн все же лучший.

А кто не верит, пусть просто вслушается в каждый из 17-ти альбомов, которые этот феномен записал за последние 40 лет, и подумает – а чем же на самом деле Оззи Осборн, Кинг Даймонд или даже Роб Хэлфорд круче Дэйва Мастейна?

Дэйв Мастэйн в последние годы
Дэйв Мастэйн в последние годы

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ХЭВИ-МЕТАЛЛЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Дэйв Мастейн накрал в «Megadeth» 200 миллионов долларов, а у него в декларации всего лишь 20. Куда делись деньги?

Megadeth «Countdown to Extinction», 1992 г. Как Дэйв Мастейн решил заработать на любителях попсы

Megadeth «Youтhaиasia», 1994 г. ~ последняя американская «платина» Дэйва Мастейна

«Trouble» ~ самая недооцененная рок-группа, которая легко могла бы попасть в 30-ку монстров металла

Manilla Road «Mystification», 1987 г. ~ классика американского трэш-металла, более популярного в Европе