В 1987-м году американская группа Manilla Road резко изменила стиль с хэви-металла на трэш и записала один из самых сильных своих альбомов «Mystification по мотивам произведений Эдгара Алана По. И хоть созданию альбома сопутствовали весьма существенные трудности, он все же получился настолько шикарным, что очень популярен в Европе и по сей день, пережив за последние 20 лет 10 переизданий как на CD, так и на виниле по обе стороны Атлантики.
Я никогда не любил трэш-метал в том виде, в каком он выглядит именно как трэш-метал, а не его более удобоваримый эрзац в виде обычного хэви-металла. Вот, например, она из моих любимых металлических групп Megadeth никогда не играла чистый трэш-метал, иначе я бы ее просто не слушал. Но вот в 2009-м году у «Мегов» появился альбом «Endgame», который меня мгновенно отвратил от группы. Это был такой дремучий трэш, что я поначалу просто обалдел, а потом загрустил. Правда, через пару лет группа исправилась, и до сих пор к трэшу больше не возвращалась. И я снова обрадовался, радуюсь и до сих пор.
Нет, трэш мне никогда не нравился, я даже этого слова терпеть не мог. Однако я сильно наврал бы, если бы утверждал, что я его вообще не слушаю ни в каком виде. В каком-то виде его могут слушать даже те, кто его на дух не переносит. Оказывается, есть такие группы, которые играли самый настоящий трэш, но никаких вредных эмоций при прослушивании их пластинок я не испытывал. Это говорит о том, что нет плохих музыкальных стилей, а есть просто плохие игроки. И даже диско-музыку можно играть так, что ей любой рокер и даже металлист просто заслушается.
Также оказалось и с трэшем. Нашлась одна группа, которая на этом направлении умудрилась создать самый настоящий шедевр, который слушается как самая высокая классика Бетховена или Чайковского, несмотря даже на то, что это трэш в самом своем чистом виде.
Я имею в виду группу Manilla Road и их эпохальный альбом «Mystification», вышедший в далеком 1987-м году.
Я уже писал об этой американской группе и рассмотрел их еще более эпохальный альбом «Crystal Logic» 1983 года. Но тот альбом был эпохальным в стиле классический хэви-метал, и его музыка никаким трэшем и не пахла. Но в 1987-м «Маниллы» записали первый свой трэшевый альбом, и он вышел просто на славу. Куда там тем «Мегам», которые всегда заявляли, что играют трэш, а на самом деле играли просто хэви-металл, и когда решили и на самом деле заявить себя в трэше, то тут же и обделались.
В общем, услышал я этот альбом году так в 1988-м, или 1989-м, после того, как металлический «Crystal Logic» давно уже был моим настольным альбомом. А вот «Mystification» мне поначалу очень не понравился, но я его все же записал, потому что Manilla Road превратились для меня в культ, невзирая на то, что они играли, и я просто обязан был иметь у себя в записях все их альбомы, от первого и до последнего.
В сущности, бренд Manilla Road – это скорее проект, чем группа, потому что фронтмен Марк Шелтон – вокалист, гитарист, композитор, поэт и фактический руководитель этого проекта был главной его движущей силой и менял музыкантов по своему усмотрению. Так что всю музыку для каждого альбом заказывал исключительно он, в прочие музыканты просто осуществляли его идеи. И вот наступил момент, когда Шелтону привиделось, что он должен попробовать себя в трэш-металле, чтобы проверить – сможет ли на этой музыке его группа подняться и стать флагманом в этом стиле.
Забегая вперед, скажу – не смог. Выпустив еще два трэш-альбома и не добившись никакого успеха, Шелтон в 1990-м разогнал группу, записал под брэндом Manilla Road свой сольник с новыми музыкантами, резко вернувшись даже не к металлическим, а к прогрессивным корням своего проекта. А когда в 2001-м он воссоздал группу, то никакого трэша в ее новой музыке не было и в помине.
Таким образом от «Маниллы» ее фанатам остались только три чисто трэш-альбома – «Mystification» (1987 г.), «Out of the Abyss» (1988 г.) и «The Courts of Chaos» (1990 г.), но два последующих шедевральными не были, а вот «Мистификацией» Марк Шелтон может гордиться вполне определенно. Правда, он умер в 2018 году в довольно молодом, 60-летнем возрасте, поэтому он может гордиться этим альбомом в определенном смысле, ну, а поклонники гениального, по сути, музыканта должны этому альбому просто радоваться.
Ну ладно, давайте я расскажу хоть немного про этот шикарный трэш-альбом. Для его воплощения Марк Шелтон выбрал творчество знаменитого американского фантазера первой половины XIX века – Эдгара Алана По. Он сочинил 9 песен на 9 произведений Э. По и оформил их в музыкальном стиле. Естественно, он посчитал, что для таких экстремальных сюжетов и стиль подойдет только экстремальный. А так как Manilla Road давно уже бродили по хэви-металлу вокруг трэша, то и музыка для альбома была выбрана соответствующая.
Правда, французский лейбл Black Dragon Records, который занимался раскруткой альбомов «Маниллы» в Европе, в это время переживал трудные времена и едва не разорился из-за маркетинговых скандалов и махинаций в финансовой сфере. Лейбл в тот год не смог обеспечить музыкантам приличную студию, и группе пришлось записываться «по знакомству» дома у американского соул-музыканта Эла Грина в Мемфисе.
Однако что годится для соула и ритм-энд-блюза, совсем не годилось для трэш-металла, и Марку Шелтону совсем не понравилось качество того, что он записал у Грина. Времени для работы в студии было мало, поэтому после недолгих репетиций весь материал был записан практически вживую, без всяких наложений.
Таким образом началась очень неприятная чехарда – родной лейбл не мог обеспечить нормальную запись, но альбом следовало выпускать как можно скорее. На этом фоне Шелтон решил задействовать для распространения альбома в США собственные мощности, возродив свой лейбл Roadster Records, на котором когда-то были изданы три первых альбома «Маниллы». Таким образом пластинка была выпущена в продажу в августе 1987 не только во Франции т остальной Европе, как предыдущие два альбома, но и в США. Это хоть как-то решило финансовый вопрос до тех пор, пока у французов дела снова не пошли в гору, но это уже совсем другая история.
Интересно, что Manilla Road всегда были больше популярны в Европе, чем в США, и именно европейцы, не такие привередливые, как американцы, спасли новое произведение своих кумиров от полного краха. Несмотря на то, что на Марка Шелтона посыпались обвинения в том, что он слишком резко изменил направление музыки, старые европейские фанаты альбом приняли прекрасно. Также их не смутило то, что качество записи по сравнению с предыдущими релизами хромало весьма заметно, но альбом в Европе продавался хорошо – хуже, правда, чем предыдущие диски, тем не менее, о провале говорить не приходилось.
Правда, группе для записи следующего альбома временно пришлось «пересесть» на другой лейбл, но вскоре руководство Black Dragon Records разобралось со своими проблемами и у него даже нашлись финансы, чтобы отправить «Маниллу» в турне по Европе. По результатам этого турне был выпущен концертный альбом, и общее положение дел позволило Марку Шелтону продолжать осваиваться в сфере трэш-металла.
Однако, как я писал выше, успех повторить не удалось, и последующие два трэш-альбома были менее внятными, чем «Mystification», что в итоге заставило Шелтона отказаться от дальнейших опытов в этом направлении. На том и закончилась история «Маниллы» как трэш-группы, и больше она к этому направлению не возвращалась, продолжив окучивать классический хэви-метал.
Однако история самого альбома не закончилась. В 2000-м году Марк Шелтон с новым составом группы записал композицию «The Asylum», которую в 1987-м сочинил для альбома, но так и не успел ее добавить на него. В связи с этим вся пластинка была ремастирована с улучшением звучания, и эта версия альбома в виде CD-диска вышла в США на лейбле Sentinel Steel Records.
Но дальше – больше. За альбом взялись два немецких лейбла, их специалисты последовательно еще больше улучшили звучание альбома, и в 2002 и 2012 годах альбом вышел на винилах сначала в виде пикчер-диска, а затем как двойной альбом, включающий в себе обе версии – и оригинальную, и ремастированную.
Но на этом вся эта эпопея опять-таки не заканчивается. Начиная с 2014 года альбом «Mystification» переиздавался еще 5 раз – как в Европе, так и в США, как на CD, так и на виниле. Последние два переиздания на виниле были произведены в Германии уже после смерти Марка Шелтона – именно в Германии популярность Manilla Road была самая высокая, именно в Германии он умер от сердечного приступа после очередного фестивального концерта. И именно немецкие фанаты собрали большую часть средств, необходимых для того, чтобы отправить своего кумира в последний путь на родину – в Америку, где группа так и не добилась особой популярности.
На видео: одна из редких записей выступления Manilla Road в 1988 году
Да, жаль, что очень часто гениальные озарения посещают светлые головы один только раз. Марку Шелтону удалось создать один из самых интересных трэш-альбомов за всю историю существования этого стиля. Но его гения не хватило на то, чтобы держать марку и дальше на таком же высоком уровне. Тем не менее, мы все же имеем этот шедевр, и к нему можно относиться как угодно, но то, что это именно шедевр – вряд ли имеет смысл отрицать.
Я не буду комментировать каждую композицию альбома отдельно, потому что я этот трек-лист как-то не воспринимаю как простой набор песен, несмотря на то, что каждая из них олицетворят отдельное произведение Эдгара По. Для меня это одна большая трэш-металлическая сюита, которую надо рассматривать целиком. Ну, вот я ее и рассмотрел выше. А ниже просто представлю трек-лист этой сюиты, а на этом разрешите откланяться!
Сторона 1:
1). Haunted Palace (4:20) «Дворец с привидениями».
2). Spirits of the Dead (4:26) «Духи мертвых».
3). Valley of Unrest (3:40) «Долина волнений».
4). Mystification (5:37) «Мистификация».
5). Masque of the Red Death (5:27) «Маска красной смерти».
Сторона 2:
6). Up From the Crypt (2:48) «Вверх из склепа».
7). Children of the Night (6:55) «Дети ночи».
8). Dragon Star (5:53) «Звезда Дракона».
9). Death by the Hammer (3:45) «Смерть от молота».
Бонус:
10). The Asylum (4:53) «Убежище».
Состав группы:
~ Марк Шелтон: вокал, гитара
~ Скотт Парк: бас-гитара
~ Рэнди Фокс: барабаны, бэк-вокал
+
~ Пол Залески: продюсер
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ХЭВИ-МЕТАЛЛЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Manilla Road «Crystal Logic», 1983 г. ~ это шедевр хэви-метлла эпохи «Металлики» и «Мэйденов»
Альбом «Fatal Portrait» Кинга Даймонда, 1986 год – звездный час датско-шведского хэви-металла
«Trouble» ~ самая недооцененная рок-группа, которая легко могла бы попасть в 30-ку монстров металла