Карта говорит, что с ул. Сен-Жак до Сантьяго де Компостела сегодня пеший маршрут займет 14 дней, на машине – 14 часов, через Орлеан, Бордо, Биарриц, Сен-Себастьян. Прекрасный маршрут. Средневековых паломнических путей множество, выходя из города на юг по ул. Сен-Жак вы как раз один из них и используете, эта дорога при римлянах вела в Орлеан, т.е она официально считается старейшей в городе. Можно поискать на каких-то домах на ул. Сен-Жак ракушки, символ паломничества. Вот я тут ракушку показываю, скажете, что мы ракушек Сен-Жак не видели, но это не простая, эта как-раз привезенная каким-то безымянным пилигримом, окончившим свои дни на кладбище Сен-Жермен-де-Пре, хранится в Музее истории Парижа и датируется широко, 1000-1400 гг.
Название улицы связано с тем, что в XIII в. здесь в бывшей богадельне для паломников обосновались монахи-доминиканцы и построили церковь, посвященную св. Иакову, потом и монастырь, а сами получили навсегда во Франции имя "якобинцы". Несуществующий ныне монастырь находился примерно в районе домов № 158-160. Церковь была примечательна множеством королевских гробниц: Валуа, Бурбоны, короли Наварры. Здесь останавливался Фома Аквинский. Монастырь был закрыт в 1790 году, церковь - в в 1796 году и их постепенно сносили.
Но те якобинцы, которые революционеры обустроились в другом монастыре св. Иакова, на ул. Сент-Оноре. Названий у улицы было множество, на разных участках, но закрепилось в итоге именно "Сен-Жак". Она довольно длинная, совсем прямая (выпрямленная работами XIX века), чуть не каждый дом здесь имеет детали, защищаемые как культурное наследие. Была короче, конечно, когда предместье (фобур) Сен-Жак начиналось за городскими стенами Филиппа-Августа. Ворота Сен-Жак располагались между улицами Суффло и Фоссе-Сен-Жак, снесены в 1684 году.
Не дошли до нас и часовня Сен-Ив, основанная в 1348 году выходцами из Бретани. Адвокаты и прокуроры считали этого святого своим покровителем,
и церковь Сен-Бенуа, изначально ориентированная неправильно, за что и получила к названию приставку «le bétourné», (что-то вроде «неправильно повернутый»), еще более ранняя. В 1431 году капелланом здесь был некто Гийом Вийон, принявший на воспитание младенца Франсуа, выросшего в буйного непокорного поэта. Возможно, Франсуа Вийон проработал какое-то время служкой в этой церкви. В XIX в место церкви занял театр "Пантеон", сегодня там просто жилой дом (листайте галерею).
и церковь Сент-Этьен-де-Гре, дата основания которой теряется в веках, а традиция вообще приписывает ее освящение Сен-Дени. Разрушена во время революции. На кладбище нашли римские захоронения III-IV вв. Достоверных изображений ее найти не удалось.
Мы уже выясняли, что после римлян район этот начал развиваться с появлением Университета и множества заведений и ремесел ему необходимых, начиная с трактиров и заканчивая канцелярскими товарами и книгами, и до XVIII века улица Сен-Жак была одним из самых важных издательских районов Парижа. Первая французская типография открылась здесь в 1470 г. по инициативе ректора Университета и его друга, доктора теологии. Немецкие печатники, призванные учеными людьми издали первую парижскую печатную книгу в типографии, располагавшейся где-то в в районе церкви Сен-Бенуа, в принадлежащем колледжу Сорбонны здании.
Ну и да, Сорбонна рядом. Если пойти по ул. Сен-Жак в сторону выхода из города, то комплекс зданий Сорбонны будет по правую руку. Это здания, построенные в к. XIX века, полностью скрыли знаменитую часовню с могилой Ришелье, а раньше доступ к ней был открыт.
Еще тут скажу, пожалуй, что если вы решите просто прогуляться по ул. Сен-Жак, то в какой-то момент может стать скучно проходить мимо учебных и научных заведений без возможности туда зайти. Если не ошибаюсь, то самостоятельное изучение помещений Сорбонны, даже часовни, невозможно, только с официальной экскурсией, что в общем понятно. Но возвышается над улицей и хорошо видна астрологическая башня Сорбонны (не путать с Парижской обсерваторией), ее тоже можно посетить по предварительной записи за 15 евро.
Напротив Сорбонны - Коллеж де Франс, учебное заведение, основанное по приказу Франциска I и по предложению его библиотекаря, переводчика с античных языков, Гийома Бюде, чьи предки тоже внесли вклад во французскую культуру, в 1530 году. Предполагалось, что там будут изучаться дисциплины, которые не преподают в Университете, сначала иврит и греческий, потом список предметов постоянно расширялся. Обучение полностью бесплатное и свободное, но и дипломов не выдают, для профессоров, читающих лекции это чуть ли не высшая академическая почесть, но вот возникают вопросы, кому лекции адресованы и к чему должны приводить. Может это и так с точки зрения конкретного работодателя, но кажется, что подобное уникальное заведение служит как раз целям науки в чистом виде и не дает потухнуть искре познания, если позволите немного пафоса.
Коллеж де Франс долгое время оставался без собственного помещения, профессорам приходилось читать лекции в соседних колледжах Камбре, Трегье и Лиона. Только при Людовике XIII начали строить на их месте существующие сегодня здания. По соседству располагается лицей Людовика Великого, основанный иезуитами в 1564 году как Клермонский колледж, который заканчивали Вальтер, Камиль Демулен, Робеспьер, одно из самых престижных учебных заведений столицы. И факультет права рядом, выходит на ул. Суффло, откуда открывается перспектива Пантеона.
Вторая башня ул. Сен-Жак - это башня Института океанографии (дом № 193), что был основан Альбертом I Монакским в 1910 году, ищите кракена над входом.
А третья башня - колокольня церкви Сен-Жак-дю-От-Па, выросшей из небольшой часовни итальянских госпитальеров. Сегодняшний фасад датируется XVII веком, башня одна, не достроили. Большинство живописных изображений ул. Сен-Жак воспроизводят пейзажи вокруг церкви. Туда, конечно, доступ свободный, но вот куда еще не попасть без специально обученного человека на ул. Сен-Жак? Жаль, конечно, но так и есть, зато можно искать гидов с допуском в эти места. Просто так не увидеть хорошо сохранившуюся печь галло-римских времен, найденную при реконструкции, проводимой в Институте глухих (№ 254), основанном в 1791 г., продолжающем работу аббата де Л'Эпе, основоположника сурдопедагогики. И сад там прекрасный.
В бывший комплекс зданий монастыря английских бенедиктинцев, бежавших от притеснений протестантов (№ 269), тоже вряд ли получится попасть, там сегодня консерватория, концертный зал в бывшей церкви, в которой покоился изгнанный король Яков II и члены его семьи. В революцию эти могилы, как и множество других были разграблены.
Мы уже почти дошли до левобережных бульваров, до бульвара Пор-Рояль, получившего имя от известного аббатства, внесшего очередной раскол в ряды французских католиков и сильно беспокоившего Людовика XIV. Здесь современная улица Сен-Жак переходит в Фобур Сен-Жак. Не утомились еще от аббатств? А еще 3 осталось и все здесь, да, но мы быстро, потому что о самом большом, купол церкви которого виден издалека, о том, которое является одним из главных памятников парижской архитектуры XVII в и любимым детищем Анны Австрийской, где она пыталась найти покой и утешение, об аббатстве Валь-де-Грас, думаю, нужно рассказывать отдельно. Слева вдоль его огромной территории прячется небольшая церковь аббатства фельянов на одноименной улице.
А напротив, ул. Сен-Жак, 284 был монастырь кармелиток, известный тем, что туда удалилась от двора и короля, во искупление грехов, фаворитка Людовика XIV Луиза де Ла Вальер, где и прожила до самой смерти в 1720 году. Но даже адрес этот найти затруднительно, там довольно страшное современное здание.
Ну вот, если всего этого мало, то на этой улице в разное время жили Верлен, Золя, Шагал, Берлиоз, но, как пишут некоторые авторы, в общем на улице Сен-Жак и нет ничего особенного, жилые дома, табачная лавка, маленькое кабаре, обычная улица большого города. И да, из XVI округа мы вернулись обратно в V, не закончили с ним, хочется еще рассказать о крайне важной ул. Горы св. Женевьевы и о небольшом прибрежном районе. А обещание про японские места в Париже помню.
И подписывайтесь на телеграм канал, там другие истории, например про парижских консьержек или средневековые блины