Найти тему

6 мостов, 5 церквей, 2 собора, 1 монастырь всего за пару часов. Возможно?

Оглавление

Прыгаете на моторку в г. Шуя и вжуух до с. Дунилово. Всего около 2 часов и вы сможете насладиться архитектурными красотами и ветром в волосах. Правда, периодически придется чистить лопасти мотора от водорослей, так как р. Теза заросшая.

Начну свой рассказ с мостов:

1. Мост в обход Шуи возле деревни Филино

Построенный в 1990-годах мостовой переход во многом уникален. Шуйский вантовый мост - одно из первых подобных сооружений в РФ, его собрали из конструкций, специально произведенных для конкретного нетипового проекта.

В 2021 году специалисты обнаружили конструкционные изменения и пустили транспортный поток не в обход, а через Шую.

9 декабря 2022 года после замены поврежденной стойки и другого ремонта мост был открыт для автотранспорта .

2. Стальмост

-2

-3

-4

Где можно увидеть остатки кладки от Спасского храма на площади В. И. Ленина? Есть в Шуе место, где их много. Но они скрыты облицовкой. Это устои железнодорожного Стальмоста. Вот что писал об этом Николай Иванович Власов, бывший в то время начальником строительства, главным инженером и прорабом стальных мостов: «Были случаи, когда на мосту не хватало камня для кладки устоев, тогда городские власти предоставляли мне право брать отборный камень от разрушенной Спасской церкви, которая была рядом с современным краеведческим музеем…» Мост был необходим для великой стройки, которая называлась «Шуя-Южа ЮжГРЭС». Там, в районе Святого озера, должна была быть построена мощная станция для обеспечения электроэнергией Горьковской, Владимирской и Ивановской областей. Строители не дошли до Южи всего 5-7 километров, укладывая рельсы широкой колеи. И пришёл приказ: стройку законсервировать. На то были очень веские причины…

Железную дорогу широкой колеи усиленного профиля вместе с двумя стальными мостами (над Тезой и Люлехом) возводили с мая 1930 года по февраль 1931-го всего 10 месяцев. И это при том, что не было ни одного электромотора, ни трактора, ни бульдозера. Только тачки, конные грабарки, вагонетки, толкаемые людьми, их мускулы, их головы и их желание работать.

К концу 1930 года были закончены все земляные и половина путевых работ. Подводные работы по сооружению стальмоста были закончены до первых холодов 1930 года. В ноябре-декабре завершена каменная кладка опор. В январе 1931 года приступили к монтажу пролётной части и ферм моста. Из-за холодной погоды были жертвы – несколько монтажников сорвались в реку, пробили тонкий лёд и утонули. В то время глубина реки в этом месте достигала 4-5 метров.

Металлические фермы, швеллеры, связи, элемент проезжей части и ограждения готовились на Кулебаковском заводе стальноконструкций Горьковской (ныне Нижегородской) области. Из-за отсутствия катковых опор и шарниров, которые были заказаны Днепропетровскому металлургическому заводу, фермы моста временно были поставлены на деревянные клетки, сложенные в шпалы. А в феврале, когда практически всё было готово к сдаче в эксплуатацию, поступил приказ о консервации строительства. Именно тогда и прошёлся в среде строителей первый шёпот недовольства. Дело в том, что правительство решило все силы направить на сооружение каскада «Большая Волга». Были сняты уже уложенные рельсы и отправлены по новому адресу, а заказ на Днепропетровском заводе отменён. Стальмост остался стоять незавершённым.

Многие рабочие, особенно шуяне, имевшие семьи, не пожелали ехать на новое строительство на Волгу. Первая волна репрессий прокатилась по мостостроителям. Кого-то насильно заставили ехать, а кто-то был отправлен на разборку завалов взорванных шуйских храмов.

Впоследствии рельсы все-таки проложили, но мост, единственная железнодорожная переправа через Тезу, ещё долгие годы был строительной незавершёнкой.

В 1960-х годах была построена узкоколейная железная дорога до Шуи (протяжённость участка Южа — Шуя составляла 50 километров): туда из Южи на протяжении 30 лет ходили не только вагоны с торфом, который затем перегружали на поезда широкой колеи, но и пассажирские рейсы (разобрана линия была в начале 1990-х годов).

...В середине 1980-х годов стальмост передавали на баланс строительства «завода роботов». Испытания производила очень серьёзная комиссия. Она установила: мост имеет большой запас прочности. Тогда-то и покрасили его. В первый и в последний раз.

3. Лихушинский мост

-5

На рубеже 70-80 годов в Шуе выявилась дорожная проблема: перебраться с левого берега Тезы на правый можно было только пешком. Кроме того, в то время в Шуе располагалась танковая часть. Единственной переправой в то время был Октябрьский мост, но до него военным приходилось добираться через весь город. Назревал вопрос о строительстве нового моста с хорошей грузорузоподъемностью .

Строительство началось в сентябре 1982 года у северной оконечности Лихушинского парка. Работы затянулись на долгих 93 месяца. Так как изначально стройка финансировались военными, но танковую часть передислоцировали и возведение моста было заморожено на 2 года. В итоге его достроили, но уже силами города.

4. Октябрьский мост

-6

-7

Октябрьский мост был построен в 1929 году. На протяжении десятилетий он являлся основной транспортной артерией города. В 2005 году были обнаружены дефекты, существенно влияющие на несущую способность моста, в результате было принято решение о закрытии движения по мосту.

В конце 2009 года был открыт новый мост "Октябрьский мост-2"

После ввода в 2009 году рядом нового автомобильного моста старый был отремонтирован и превращён в пешеходную зону. Летом 2010 года в городе Шуя Ивановской области открыт пешеходный Октябрьский мост. Два моста расположенных параллельно друг другу – единственный случай в мировой практике.

5. Посылинский мост

-8

В 1884 году Посылинского моста не было. Потом на этом месте был построен наплавной мост, названный Посылинским. После постройки Посылинского моста каждую весну его приходилось разбирать из-за ледохода. Разгрузка барок с дровами осуществлялась на так называемой "терентьевской стороне" у Посылинского моста, возле фабрики М.И. Терентьева. В 1912 году по просьбе Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества Посылинский мост был сделан проходным для судов.

После революции мост долгое время оставался проезжим для гужевых повозок и автотранспорта. Потом вместо моста стали возводиться так называемые "Посылинские лавы" для прохода пешеходов. Сейчас здесь построен вантовый пешеходный мост через Тезу.

Посылинский мост до 1950 г. Фотос выставки Л.Н. Шилова 1961 г.
Посылинский мост до 1950 г. Фотос выставки Л.Н. Шилова 1961 г.

Этот мост вантовой конструкции был одним из первых таких мостов в многолетней практике Ярославского мостостроительного отряда. Это они возвели пешеходный вантовый мост на месте бывших Посылинских лав, официально открытый в 2001 году.

6. Заводские лавы

-10

Данный пешеходный мост периодически разбирают на время весеннего паводка, а затем собирают вновь, чтобы люди могли пользоваться привычным маршрутом.

Теперь переходим к архитектурное на берегу.

1. Успенский Дуниловский монастырь (Благовещенский собор и Казанская церковь)

-11

-12

Благовещенско-Казанское подворье Успенского Дуниловского монастыря, с. Дунилово, Ивановская область

Самая ранняя из сохранившихся кирпичных церквей монастыря, да и самого Дунилово, датируется 1675 годом. Это Благовещенская церковь, которая входит в монастырский комплекс, была построена на месте шатровой деревянной церкви артелью каменщиков под руководством Назара Борисова и Ивана Исаева из села Пчёлки Костромской губернии. Основной объём «летнего»храма — мощный, трёхсветный, кубообразный четверик с небольшим притвором у западного фасада и тремя сильно пониженными полукружиями апсид. В своей основе относится к типу пятиглавых двустолпных храмов с пониженными боковыми приделами, характерными для костромского зодчества 2-ой пол. ХVII века. Западные пристройки приделов выполнены в формах позднего классицизма с типичной трёхчастной композицией окон на боковых фасадах.

После упразднения монастыря в 1764 году собор был превращен в летний приходской храм.

А прихожане уже в 1888 году построили рядом с холодной Благовещенской церковью тёплую — в честь Казанской иконы Божией Матери. Согласно дореволюционным документам, в Благовещенской церкви хранились ценные реликвии — в частности, «медное с двуглавым орлом паникадило», вклад Евдокии Лопухиной. Казанская церковь с колокольней, состоит из двух разновременных объёмов: стройной и высокой колокольни с ярусом звона у шатра, возведённой в 1685 году, над Святыми воротами монастыря, и пристроенной к ней с востока небольшой Казанской церкви, с традиционным расположением объёмов вдоль главной оси. Колокольня — хороший пример типичных для владимирской архитектуры ХVII века сооружений такого рода. Её композиция традиционна и представляет собой стройный восьмигранный столп на четверике основания.

2. Крестовоздвиженская церковь

-13

Крестовоздвиженская церковь на рубеже XIX-XX вв. — одна из крупнейших городских церквей, комплекс сооружений которой играл существенную роль в городском ландшафте. На территории храмового комплекса существовал небольшой женский монастырь, именовавшийся поочередно Борисоглебским и Воздвиженским и прекративший свое существование в конце XVII в.

Существующее каменное здание построено в 1693 г. (одно из наиболее древних сооружений в Шуе). Значительные перестройки произошли в первой половине XIX в. на средства успешных шуйских фабрикантов Посылиных и Киселевых. Церковный комплекс включал Крестовоздвиженскую летнюю церковь , Георгиевскую зимнюю церковь, шатровую колокольню, часовню в одной ограде. После перестроек, росписи, оформительских работ XIX в. Крестовоздвиженская церковь в Шуе по своему наружному и внутреннему благолепию, значительному количеству церковных ценностей, произведений искусства, древностей входила в число лучших во всей Владимирской губернии. Церковь в 1837 г. посетил наследник престола – будущий император Александр II с сопровождавшим его поэтом В.А. Жуковским. После закрытия в 30-е годы комплекс значительно пострадал – снесена колокольня, часовня, главы, ограда, выполнена внутренняя перепланировка, пристроены производственные корпуса. Сейчас в комплексе зданий размещается фабрика.

3. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

-14

18 ноября 1890 года по благословению епископа Павла, храм был торжественно освящен местным священником, благочинным о. Петром Громовым.

Храм имел длину десять и в ширину восемь печатных сажен, высоту в середине церкви — три с половиной сажени. Иконостас в три яруса, наверху в полукружьях имел крестики, иконы в золоченом фоне чеканки золотой, художественной работы. Ко дню освящения храма из Петербурга на Святой Престол прислали дарохранительницу и мельхиоровый семисвечник. Население прихода в 1890 году состояло — из мужчин 1055 и женского пола 1159, обоего пола 2264 лица.

4. Церковь Спаса Преображения

-15

Расположена среди крупных старых деревьев кладбища к юго-востоку от села. Территория обнесена деревянной оградой с кирпичными столбами и воротами. Возведённая в 1821 году церковь была основательно перестроена в 1832 году. Кирпичные стены окрашены в два цвета. Колокольня утрачена, часть окон заложена. Кирпичное сооружение в формах позднего классицизма с несколько схематичными и огрубленными деталями убранства, сохранившими влияние более ранних стилистических традиций.

Сейчас Преображенский храм восстанавливается. Преображенская церковь относится к комплексу построек Свято-Успенского женского монастыря.

5. Церковь Николая Чудотворца в с. Чернцы

-16

6. Воскресенский собор с колокольней

-17

Это не отдельное здание, это целый архитектурный ансамбль, памятник федерального значения в историческом центре города. Кроме главного кафедрального собора, выстроенного в 1798 году, ансамбль включает Никольский собор (1756) и отдельно стоящую колокольню (1832).

Церковь Воскресения Христова впервые упоминается в 1629 году. Главный престол освящен в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери.

В 1936 году Воскресенский собор отдали обновленцам. С прекращением богослужений в 1939 году из собора исчезла его главная святыня — Шуйская-Смоленская икона Богородицы. В начале девяностых собор передали Русской Церкви. Сегодня здесь находится подворье Николо-Шартомского мужского монастыря.

Колокольню Воскресенского собора видно издали, уже при подъезде к Шуе. Архитектурная доминанта города, она возвышается на высоком левом берегу реки Тезы и потрясает воображение. 106 метров — самая высокая отдельно стоящая колокольня в Европе!