Новые мученики за веру
Но этот провал в бездну открыл новую страницу в истории русской святости. Святыми стали мученики, предпочитавшие смерть отречению от веры.
Удивительно, как эти святые переходят из века в века с каким-то устрашающим, и в то же время обнадеживающим, постоянством. И это вплоть до нашего времени, конца XX века, когда простой 18-летний солдат Евгений Родионов (в день казни ему исполнилось 19 лет) предпочел страшную казнь с отрезанием головы добровольному снятию с себя нательного креста.
Но первая обильная «жатва» таких святых произошла в XIII веке. Остановимся на одном подобном случае.
Хан Батый, стоявший во главе монголо-татар, завоевавших Русь, был, как известно, язычником – поклонялся стихиям, духам и обожествлял огонь. Чтобы попасть к нему на прием, нужно было пройти некую «очистительную процедуру» - пройти между двумя огнями и поклониться «кану и кусту». Что этот такое – уже доподлинно установить трудно, но и не суть важно – какие-то, видимо, изображения духов.
Итак, оставшиеся в живых, покоренные русские князья, потянулись за так называемыми «ярлыками на княжение» - аналог сегодняшним президентским указам о назначении на ту или иную должность. И если абсолютное большинство из них вернулись обратно с ярлыками – это означало только одно, что все они прошли ханские «очистительные процедуры».
Большинство – но не все. Черниговский князь Михаил, узнав о том, что ему предстоит сделать, если он хочет получить ярлык на княжение, решил обличить «батыево прельщение» и сказал: «Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую».
И вот что удивительно: раньше этот князь ничем необычным не отличался. Князь как князь. В меру правил, в меру воевал, причем, не сказать, что на поле боя проявлял чудеса воинской храбрости. А вот пришло время – и показал себя. Видимо, такие люди и появляются в особое время, когда надо совершить подвиг и вдохновить других.
В этом желании «кровь пролить за Христа» князя Михаила поддержал его боярин Феодор. Разумеется, когда большинство других его слуг и «сослуживцев» шарахнулись в сторону как от чумного.
Сказано – сделано. Они претерпели то, что через семь веков претерпит русский солдат Евгений Родионов. После отказа сделать все «как надо», их будут долго уговаривать, причем свои же «доброжелатели», потом долго и мучительно избивать, а потом отрежут головы.
Ну, а мы что на это скажем? Безрассудство? Фанатизм?.. Ведь другие же проходили. Пройдет, кстати, и еще один их современник, тоже святой – князь Александр Невский. И станет святым. Значит, не была эта процедура отречением от веры. Можно было и слегка слукавить? Поклониться, а самому при этом ухмыляться и даже плеваться потихоньку, чтобы, правда, никто не заметил?..
Так?.. Гм, гм?.. Вы что думаете – читатели? Вы бы как поступили?.. Наверно большинство из нас так и сделало бы, как сделали большинство русских князей.
Но вот святым, Михаилу и Федору, Бог положил другое на сердце. Обратите внимание – они изначально хотели умереть за Христа. Они искали такую возможность и нашли ее. У кого-нибудь из нас есть такая вера? Кто-нибудь хочет умереть за Христа при первой же возможности?..
То-то и оно. По их вере и по их желанию Бог и дал им. А нам остается только поклониться величию их подвига.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь