Продолжение. Предыдущая часть тут
Вторую часть дилогии Егоров выпустил через два года, в 1976 г. Она называлась ""Там, за горизонтом".
Открытый финал первого фильма как бы сам собой подразумевал продолжение. Зритель узнав, что снимается продолжение "За облаками-небо" стал ждать - а вдруг у Алексея и Полины все сложится? И что там дальше будет с Рудневым, в защиту которого Седых писал письмо в ЦК. Вернется ли Тамарка-санитарка к Виктору? И вообще - все должно быть хорошо или плохо?
И вот в конце 1976 г. появилась вторая часть дилогии "За облаками-небо" - двухсерийный, цветной, в отличие от первой части, фильм "Там, за горизонтом".
И фильм провалился в прокате. Не пошел на него зритель. Почти в три раза меньше - 6,6 млн., чем первая часть, собрал он зрителей. И все по делу.
Какая-то неудачная полоса наступила у кинорежиссера Юрия Павловича Егорова. "Там, за горизонтом" оказался неудачным, а следующий, вышедший в 1978 г., "Ветер странствий" вообще оказался провальным.
Но Егоров нашел в себе силы, перестроился. ушел в незнакомый для себя жанр лирической комедии и выдал в последние два года своей жизни две картины, которые полюбил зритель. В 1980 г. "Однажды двадцать лет спустя...", и в 1982 г. "Отцы и деды".
Так почему же "Там, за горизонтом" получился неудачным? А просто Егоров решил снять фильм на новомодную тогда "производственную" тему, которую совершенно не знал. На скучную, на первый взгляд, "производственную" тему можно снимать интересное кино, И будет оно смотреться, как захватывающий детектив с неожиданной развязкой. Вот как этот
Но только надо закрутить интригу, обозначить конфликт, выписать образы героев, чтобы они были живыми, а не картонками.
У Егорова это не получилось. Во-первых, во второй части он решил, что называется раздать всем героям заслуженное. Действие происходит через тридцать лет, в юбилейный год 30-ти летия Победы.
Вот такими три друга были летом 1946г. , когда вернулись после демобилизации домой.
А вот это они в мае 1975 г. Заслуженные люди. К боевым орденам добавились трудовые награды за мирный труд. У конструктора Виктора два ордена "Трудового Красного Знамени". Женька, теперь парторг родного авиационного завода. "Трудовое Красное Знамя" и "Знак Почета". Алексей Седых - заводской летчик-испытатель. Стал Героем Советского Союза, ордена "Ленина", "Октябрьская революция", "Трудовое Красной Знамя". Люди заслуженные и Родина их не забыла. Все как положено.
А вот это Степан Жерехов. Тоже Герой, но Социалистического Труда. Кем работает не уточняется, за что получил Героя Соцтруда - непонятно. Но наверняка заслужил. И не на каталке передвигается, а на протезах. Наверное, на родном авиазаводе смастерили для героя войны и труда чудо-протезы. То есть и у него все хорошо.
Полины в фильме почти нет. Только маленький эпизод встречи через много лет Алексея и Полины. Сказал ей Алексей, что на пенсию не собирается, еще лет десять полетает, а Полина ему:"Летайте, Алексей Иванович, вы еще у нас такой молодой".
И все. На этом мы со старыми героями прощаемся. Чего о них рассказывать? Все у них хорошо. Все Герои, все в орденах и медалях. Полина так и живет со Степаном. Что там на семейном фронте у Седых - тишина.
А с другой стороны - чего о них так подробно, когда они теперь не главные герои? Они уже старые. Надо делать ставку на молодежь. И молодежь выходит на первый план.
Но сначала немного о Рудневе. Его, как вы помните, уволили где-то в 1948 году из армии, как неперспективного капитана. Да, до войны он был уже комбриг, но потом то его понизили в должности и звании, а возможно, и вообще посадили, за недостатки в летной подготовке подчиненных.
А тут через тридцать лет мы видим все того же Владислава Дворжецкого в форме генерал-лейтенанта авиации. Три ордена Ленина, пять орденов Красного Знамени, два полководческих "Суворова" второй степени, "Отечественная война" и "Красная Звезда". Не пожалели авторы орденов для Руднева. Вот только где штрафник-капитан мог заработать на войне, эти два "Суворова", которые положены в его случае по статуту ордена, только командирам авиадивизий и авиакорпусов. Скажите не тот Руднев? Однофамилец? Да нет, тот.
В общем, и Руднев авторами "реабилитирован", да еще и с лихвой.
А о чем фильм? А о борьбе лучшего с очень хорошим. На авиазаводе приостановлен выпуск самолетов. Ждут новую машину - Ил-76. А Главный конструктор все никак не доведет ее до ума. Хочет сделать все качественно. А завод простаивает, выпускает клетки для курятников.
Это директор авиазавода Бочажников. Переживает, что его учитель и друг, Главный конструктор самолета Викентий Кириллович, чьи самолеты все время производились на этом заводе, никак не отдаст новую машину в производство. Играет его Анатолий Солоницын. Никакой особых актерских изысков, Солоницын просто играет вариант своей предыдущей роли - архитектора Дмитрия Калмыкова из "Любить человека..." Сергей Герасимова. Такая качественная штамповка по крепким лекалам. Резкий взгляд, убедительный голос, человечное отношение к людям.
И конфликт фильма в противостоянии Бочажникова и главного технолога завода Дмитрия Жерехова, сына Степана и Полины. Вырос мальчик. Оперился, заматерел и обнаглел. Чистый технократ без сантиментов.
Играет его Юрий Богатырев. Роль вполне для него. Богатырев, конечно, не Смоктуновский и даже не Ефремов. Прямой, как шпала, с зычным голосом, никакого психологизма, ему бы комиссаров и чекистов играть. И Штольц у него удачный.
Директор Бочажников тянет время, не берет в производство другую машину, ждет Ил-76, а завод стоит. Клепает курятники. И Жерехов возмущен этими сантиментами директора. Нечего ждать машину старого друга директора, надо брать другую модель в производство. В общем, такой бездушный технократ. Штольц, одним словом.
Но совместными усилиями директора завода и инженера-испытателя Люси Рудневой, дочери генерала Руднева, с которой у этого самого Штольца взаимная любовь, происходит перевоспитание Жерехова. Люсю играет младшая дочь Юрия Павловича Егорова Алена Чухрай.
В результате перевоспитания Жерехов придумал такую штуку, что кроме старого Ил-62, который Министерство передало на завод для производства вместо курятников, можно, если ужаться и уплотниться, малость перестроить цеха, производить и новый Ил-76. И таким образом, уважить старика Главного конструктора Ил-76.
И плюсом к этому картонному производственному "конфликту", авторы добавили слезовыжимательной мелодрамы. Убили они таки Алексея Седых.
В предыдущей статье мы писали, что Седых надо было убить еще в "За облаками-небо". Чтобы не мучился так от безнадежной любви к селянке Полине. Но, видно не хватило тогда у авторов духа.
И вот во второй части дилогии всех они наградили, Руднева генералом сделали, новый самолет запустили, Дмитрия Жерехова перевоспитали, и решили, что можно и Седых наконец-то убить. А все для того, чтобы Жерехов с Люсей Рудневой помирился. Поругались они. Люся она человечная, а Жерехов - технократ бездушный.
Выполняли Седых и Руднева испытательный полет, а машина и загорелась. Седых приказал Люсе катапультироваться, а сам не успел. У Люси перелом позвоночника, угроза постоянной неподвижности. А Седых разбился вместе с самолетом. То есть, если бы он тоже остался жив - не тот эффект с Люсей. Не так все было бы слезовыжимательно. А тут и Дмитрий Жерехов вместе с поисковиками бросается на ее поиски в лесу и именно он ее и находит.
А Сайфулина то не особо жалко, он во второй части дилогии почти не задействован. В первой части его было бы жалко, там его много. А тут - третьестепенный, эпизодический персонаж. Поэтому Люсю будем жалеть. Но там вроде тоже все в порядке будет. В финале ее увозят на операцию. Должна быть удачной.
В финале на завод прилетает Ил-76, который будут производить, то есть конфликт лучшего с очень хорошим разрешен. И смотрят на этот самолет директор Бочажников и Главный конструктор ( его Всеволод Санаев играет).
И звучит вот эта сентиментальная песня Марка Фрадкина на стихи Роберта Рождественского в исполнении Иосифа Кобзона. А как без песни Фрадкина в фильме Егорова? А никак.
Что сказать в заключении. Героев в фильме много, а человеков нет. Одни картонки, изображающие ту или иную функцию. Да еще две серии. В "За облаками-небо" очень плотно спрессованы многочисленные сюжетные линии. Вычленяй любую и снимай сегодня сериал. И это в одном, полуторачасовом, фильме. А в "Там за горизонтом" сюжета максимум на один час двадцать минут экранного времени, размазано тонким слоем, в котором то тут, то там дыры, на две серии.
Неудача выдающегося режиссера. Но у кого не бывает.