Продолжение. Начало тут
Еще один значительный персонаж в этом фильме - генерал-майор авиации Жилин в исполнении очень фактурного Бориса Белова, тогда актера Ивановского драмтеатра. Всю страну исколесил этот талантливый актер - Кострома, Пермь, Иваново, Киров, Самара, Саратов, Томск, Владивосток, Ярославль. И в этом фильме у него вроде бы роль примитивного перестраховщика, карьериста и интригана. Мажь все жирной черной краской - и никаких проблем. Но Белов создает очень неоднозначный образ сильного и волевого человека.
Вот его уговаривает директор авиазавода и Главный конструктор взять на авиапарад в Тушино их новый истребитель, на котором только что разбился друг капитана Седых, Герой Советского Союза, заводской испытатель майор Пашка Демин. А Жилин, который от имени ВВС решает, что будет летать на параде, такой перестраховщик, боится, не хочет рисковать. Ну, ведь нехороший человек. А почему? Доработайте машину и нет вопросов.
И после того, как Седых рискнет, нарушит полетное задание, покажет Жилину на что способна машина, все вопросы отпадут. Жилин даже подарит Седых свои часы.
Но основное значение наличия в фильме генерала Жилина - это подвести зрителя к образу другого летчика - капитана Руднева в исполнении Владислава Дворжецкого. Роль небольшая по объему, но очень значительная по смыслу. Такая значительная, что Егоров по-быстрому от Руднева избавился, потому как тот мог перетянуть одеяло главного героя с Седых на себя. Уволил Егоров Руднева интригами Жили из армии и отправил во вторую часть дилогии - в фильм "Там, за горизонтом".
Так что же такое Руднев в этом фильме? А это замаскированная "невинная жертва сталинских репрессий". Снимался "За облаками-небо" в 1973 г.
Хрущевская кампания по разоблачению "сталинских репрессий" уже как лет десять закончилась, горбачевско-яковлевская еще только через 15 лет начнется, и потому вся эта "тема" в то время "благословенного" брежневского "застоя" тихо пребывала заметенной под ковер.
А с другой стороны Егорову, не понаслышке знакомому с этой "темой" хоть как-то о ней хотелось рассказать. Вот и появился в фильме образ капитана Руднева. Опытнейший летчик-ас. Еще в середине 30-х годов летал в одном звене со знаменитыми впоследствии советскими летчиками, будущими героями гражданской войны в Испании, Героями Советского Союза Анатолием Серовым и Борисом Туржанским. И по летному мастерству он превосходил их.
Перед войной Руднев уже командовал авиабригадой, как минимум по званию полковник и вся грудь в боевых орденах, а Жилин был у него заместителем. И, когда Руднев был в отпуске, в бригаду приехала комиссия с проверкой, как осваивается новая авиационная техника. Жилин дал команду провести показательные полеты по полной программе, хотя машины еще недостаточно были освоены летным составом. Вернувшемуся из отпуска Рудневу отменить бы эти полеты, но он не стал. В результате несколько катастроф и два погибших летчика. Руднева сняли и только в конце войны он смог немного повоевать простым истребителем.
То есть Руднев, типа, жертва интриг Жилина, который остался в стороне.
И что нам хотел показать Егоров? А историю командующего ВВС РККА, замнаркома обороны, генерал-лейтенанта авиации, Героя Советского Союза, двадцатидевятилетнего любимца т. Сталина Павла Рычагова.
А заодно и другого любимца т. Сталина, генерал-лейтенанта авиации, боевого летчика, бывшего даже замнаркома обороны, начальником Разведывательного Управления РККА, а потом заместителя начальника Управления дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА Героя Советского Союза Ивана Проскурова.
В апреле 1941 г. т. Сталин снял своих любимцев Рычагова и Проскурова с занимаемых должностей за высокую аварийность в частях ВВС. Рычагова отправили учиться в академию Генштаба, а Проскурова хотели вообще отдать под суд за аварию в январе 1941г. при перегоне из Новосибирска в Ташкент авиаполка новейших бомбардировщиков ДБ-3 (будущий Ил-4). Когда 3 самолета разбились и 2 потерпели аварию, при этом погибли 12 и ранены 4 человека.
После того как начиная с 22 июня 1941г., в течение первых нескольких дней войны авиация Западного фронта потеряла почти 1400 самолетов, в т.ч. почти 700 на земле, из 1900, вся высшая верхушка ВВС РККА была арестована. В том числе Рычагова арестовали 24 июня, а Проскурова 26 июня 1941 г. Вероятно, в НКВД имелись старые показания ранее репрессированных военных на верхушку ВВС, которым до поры до времени не давали хода. А тут надо было найти виновных в катастрофе.
После того как немцы подошли к Москве, арестованных генералов - "сталинских соколов" вывезли в Куйбышев и по распоряжению Берии, конечно же с согласия т. Сталина, без суда расстреляли 28 октября 1941г. В т.ч. и Рычагова с Проскуровым. Не любил т. Сталин, когда его любимцы не оправдывали его высокого доверия, начинали заниматься очковтирательством в его любимых ВВС. После смерти т. Сталина Рычагов и Проскуров были реабилитированы.
Но в 1973 г. вот так открыто про Рычагова и Проскурова рассказать было нельзя. Потому в фильме Руднев всего лишь понижен в звании и переведен в простые летчики. А Седых то его историю и не знал. Очень ему понравился Руднев, когда он обучал авиаполк на одной из границ новой технике. И добился перевода Руднева в Москву в инспекцию ВВС.
Но тут во время отпуска Седых генерал Жилин добился увольнения Руднева из армии. Нечего Рудневу мозолить Жилину глаза, напоминать кто у кого когда-то был заместителем. Еще один повод сделать Руднева "невинной жертвой репрессий". Повод, конечно, не ахти какой, сейчас бы сняли как из Руднева опера из МГБ сделали отбивную. Но в 1973 г. большего показать было нельзя.
Зато у Алексея Седых появился повод вернуться в родной город. Ушел он от Жилина. Сломал себе карьеру, но зато вернулся к любимому занятию- испытывать новые самолеты. А дома и с Полиной дела пошли веселей. Уже и свадьба намечена.
А Витька с Тамаркой-санитаркой тоже вроде отношения наладил. Тот раненый, ради которого Тамара бросила Виктора, уехал от нее в Москву. А у Женьки плохо никогда на семейном фронте и не было.
И вроде все наладилось. Алексей вернулся на авиазавод, испытывает самолеты. С Полиной любовь и согласие. Женькина Катерина уже готова вновь варить студень, чтобы Алексей уложился в смету по свадьбе. Но авторам фильма показалось, что счастливый конец фильма - это слишком просто для Алексея и Полины.
Нашелся муж Полины - Степан Жерехов. Его играет Юрий Назаров. Роль небольшая, всего два эпизода, но какой шедевр. Одна из лучших в актерской карьере Назарова.
Безногий инвалид теперь Степан, потому и не вернулся домой, чтобы не быть обузой Полине. И Алексей, который нашел Степана, смотрит на калеку и должен ему сообщить, что они с Полиной решили пожениться. Да и Степан сам об этом уже догадался. Встает перед Алексеем вопрос - рассказать все Степану и тем самым окончательно добить, или сделать несчастными Полину и самого себя.
Вот такая загогулина. Выбор - убить Степана, или убить себя и Полину. Остаться человеком или стать эгоистом. Выбрал Алексей третье - сказал Степану святую ложь, что ждет его Полина. И Степан вернулся домой. А Полина, как настоящая русская женщина, задавила в себе любовь к Алексею.
И теперь перед авторами фильма встал вопрос - как же заканчивать фильм? Что делать с несчастным Алексеем? Вон как на него с жалостью смотрят его верные друзья Женька и Витька.
Конечно, Степану кто-нибудь мог рассказать, что Полина и Алексей любят друг друга, и уже свадьба намечалась. Степан мог проявить благородство и уйти от нелюбящей его жены. Не встал бы на пути их счастья. Другой вариант - Алексей погибает во время испытаний нового самолета и Полина тихо и незаметно смахнет слезу у его могилы.
Авторы выбрали третий - никакого финала. Алексей, весь страдающий, продолжает испытывать новую технику. Полина верна Степану. И зритель весь в жалости к главным героям. Как-то не по-людски у них. Какие-то неимоверные страсти-мордасти. И что, так всю жизнь им теперь и мучиться?
Да, открытый и беспросветный финал. Но оказалось, что это хитрый ход авторов. У них уже было задумано продолжение. Тридцать лет спустя. "Там, за горизонтом". И лучше бы Егоров его не снимал. Но об этом в следующей части.
И, как обычно, в фильме есть прекрасная песня все того же Марка Фрадкина на стихи Роберта Рождественского. Вот так, под простую гитарку она звучит в самом фильме. Незамысловатый вальсок. Без всякого этого самого пресловутого "там-там-тарам-там-тарам", что потом стали петь "Самоцветы". Простая, немного сентиментальная, летчицкая песня, где вместо "там-тарам" просто насвистывание.
А вот это уже вариант "Самоцветов"
Выбирайте. Какой лучше.
Продолжение следует.