С середины 60-х годов на Западе началось возрождение так называемого "производственного романа", жанра в котором основное действие совершается в ходе исполнения героями своих трудовых и рабочих функций по месту работы. Главным представителем этого жанра на Западе стал знаменитый американский писатель Артур Хейли. Его романы "Аэропорт", "Отель", Колеса" стали бестселлерами по всему миру, в том числе и в СССР. Популярность его романов в нашей стране подтверждает, в частности, то, что его романы входили в перечень литературы, которую можно было приобрести сдав 20 кг макулатуры.
И, естественно, на этот мировой тренд не могли откликнуться советские писатели и кинематографисты, тем более, что советская литература была в свое время в 20-30-х годах на передовых позициях этого жанра. И у нас появился свой Артур Хейли - бывший военно-морской офицер, бывший фрезеровщик, бывший диспетчер строительного треста, бывший журналист, а с 1970 г. сценарист Александр Гельман. По его совместным с женой сценаристом Татьяной Калецкой были сняты два довольно популярных в свое время фильма, "Ночная смена" и "Ксения, любимая жена Федора", но проснулся он знаменитым после снятого в 1974 г. по его собственному сценарию режиссером Сергеем Микаэляном "Премия".
Потом на основе сценария Гельман написал пьесу, и она с огромным успехом шла в двух главных драматических театрах СССР - в московском МХАТ им. Горького и ленинградском БДТ.
И до "Премии", и после нее ставились фильмы на "производственную тему", но именно этот фильм стоит особняком среди советских кинокартин этого жанра. Его до сих пор интересно смотреть. Сорок пять лет прошло с момента выхода этого фильма на экран, уже нет той страны, той идеологии, тех производственных отношений, очень мало осталось тех людей, но фильм продолжает привлекать к себе внимание. Потому что этот "производственный фильм" снят по всем законам детективного жанра.
Детекти́в, как сообщает нам всезнающая Википедия, "преимущественно жанр литературного или кинематографического произведения, которое описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости. Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены."
И все эти признаки в фильме наличествуют. При этом все действие происходит, как в классическом английском детективе, где все герои помещаются в замкнутое пространство и только среди них и находится тот, кто убил старушку. Вот его и должны выявить к финалу фильма.
Начинается фильм с загадочного происшествия. Летом 1974 г. на строительстве одного из крупных промышленных комбинатов бригада строителей в составе 17 человек под руководством бригадира дяди Васи Потапова, отказалась получать премию, которой трест № 101, в котором бригада работает, удостоился за третье место по итогам соцсоревнования за предыдущий квартал.
Событие необычное - рабочие отказались получать премию в размере около 30 рублей каждому. Начальство забеспокоилось, стало выяснять причины. Но бригадир Потапов заявил, что показания даст только на заседании парткома треста. Срочно собрали партком прямо на стройплощадке и вызвали Потапова.
И стали они пытать этого дядю Васю, по какой причине его бригада отказалась от премии. А дяде Васе только этого и надо.
Вот так по-хозяйски, по- партийному начал. Хотя партком - это все-таки не посиделки за пивком с друзьями. Люди там серьезные и не простые. Но дядя Вася хоть и с трудом, все-таки не каждый день претензии самому высокому начальству в глаза предъявляешь, но справился с началом разговора.
И пошла у него дуэль с управляющим трестом Батарцевым. А Батарцев, этот опытный демагог, попытался применить свои бюрократические приемчики, заволокитить рассмотрение вопроса, назначить комиссию, а бригаду поставить в привилегированное положение насчет объемов работы. Рублем рот заткнуть. Но дядя Вася со своими пацанами из бригады оказался к разговору подготовленным документально и выложил не убиваемого джокера в этой игре - тетрадку с анализом экономической деятельности треста. И помогала в этом анализе лучший экономист треста.
В итоге оказалось, что премия трестом получена незаконно, так как план трест не выполнил, а корректировку плана, что позволило занять 3 место в соцсоревновании, в главке тресту произвели на основании ложных сведений о якобы вине поставщиков и субподрядчиков. И вина в невыполнении плана лежит на управляющем трестом Батарцеве, который не организовал, как должно, работу подчиненных. То есть, Батарцев занимался фальсификацией отчетности и хищением государственных средств путем присвоения незаконно полученной премии. А это уже уголовное дело. Правда в фильме этот вопрос обошли.
Вот такая тайна вскрылась в ходе парткома. А дальше Батарцев проговорился, колоться так колоться, что и комбинат они будут сдавать без очистных сооружений и еще нескольких необходимых объектов. А партком то и не знал ничего. И тут уже Батарцева стали валить по полной его подчиненные. Оказалось, что и строить комбинат Батарцев стал неправильно - без дорог, подъездных путей, коммуникаций. Поддался нажиму из главка, которому надо было сообщить о начале строительства первой очереди комбината.
И предложил дядя Вася, который уже полностью перехватил инициативу на парткоме, проголосовать резолюцию - премию всем сдать в госбанк, а Батарцеву в главк написать явку с повинной.
А перед голосованием резолюции секретарь парткома, который хоть и неявно, но противостоял позиции Батарцева, еще и свежий номер газеты "Правда" процитировал и забил последний гвоздь в гроб карьеры Батарцева цитаткой из В.И. Ленина о соцсоревновании. В итоге партком проголосовал за проект резолюции бригадира Потапова, при чем решающий голос за был самого, уже абсолютно деморализованного, Батарцева. Человек проголосовал за предложение снять его с должности. Но зато поступил по партийному, самокритично, по советски.
Современный зритель очень удивляется сегодня, как это в этом советском "тоталитаризме" могли выходить такие критические фильмы. Не может такого быть, не согласуется это с современной официальной концепцией о том, что в СССР никакой свободы не было и ничего, кроме галош, которые и покупали то только негры в Африке, чтобы у них там по песку в пустыне не горячо было ходить, не выпускали.
И не понимает современный зритель, что фильм то этот никакой не критической против Советской власти, а самая настоящая апологетика Коммунистической партии Советского Союза. Недаром через год после выхода фильма режиссеру, автору сценария, актерам Е. Леонову и В. Самойлову присвоили Государственную премию СССР за этот фильм.
Никакой фиги в кармане у сценариста Гельмана не было. Гельман, как выпускник Львовского военно-политического училища, был самым что ни на есть правоверным советским человеком. Да, он видел недостатки, в частности в практике строительства, где работал два года диспетчером треста, да очень остро и резко вскрывал эти недостатки в советской экономической модели, но вместе с тем он не был противником социализма. Он не критиковал всю систему, а только отдельные недостатки. А недостатки очень даже приветствуется критиковать.
А чтобы этих недостатков не было, то такие, как Батарцев, уже пожившие, умные, грамотные, сильные, но карьеристы, которые ради сохранения своей должности идут на компромиссы во вред общему делу, должны быть заменены. Заменены молодыми, но тоже умными и грамотными, смело ставящими принципиальные вопросы, и не боящимися принимать правильные решения вопреки воле начальства, такими, как секретарь парткома Соломатин и бригадир Потапов.
И всегда есть инстанция, куда можно обратиться за справедливостью - это Коммунистическая партия Советского Союза, "руководящая и направляющая сила советского народа". И все это очень хорошо показано в этом фильме. Вот только не показано в фильме, причины появления этих Батарцевых и почему они так долго могут функционировать на своем месте, искренне считая свою деятельность единственно правильной и возможной в тех условиях. И возможно ли вообще руководить по - другому в условиях плановой экономики.
Все пока остается на уровне парткома строительного треста № 101, на внеочередном заседании которого произошла минимальным количеством голосов "за" маленькая революция сверху. Была принята резолюция признать корректировку плана тресту неправильной и сдать липовую премию обратно в банк. Эта резолюция ставит под вопрос пребывание на своем посту управляющего трестом Батарцева.
Вот только, что их ждет завтра, когда свою резолюцию они отправят в райком партии и в главк? А оттуда их решения оправят по инстанции в министерство и обком. А ведь кроме вопроса о незаконности премии, выплаченной на основании липовых данных Батарцева, впереди маячат более серьезные вопросы о пуске комбината не в полном объеме - без центральной лаборатории, без ремонтной базы и без очистных сооружений. В установленный планом срок комбинат в полном объеме не запустить.
Но об этом они не думают. Они только что, как они считают совершили подвиг, назвав вслух черное черным и проголосовав за это. Они считают, что должны и могут управлять своей судьбой. Они, как следователи, закончившие свое предварительное расследование, теперь должны передать материалы дела прокурору и в суд, которые и примут окончательное решение. И финал остается открытым. Наградят ли непричастных и накажут ли невиновных, или все-таки восторжествует справедливость - на это ответа нет.
А вот, что было дальше - вы можете узнать, если прочитаете нашу следующую статью. Не мог же Гельман оставить без ответов поставленные в финале "Премии" вопросы и через два года был снят фильм о том, как события развивались дальше.
Продолжение следует
Еще статьи о фильмах по прозведениям А. Гельмана.
"Обратная связь",1977 - Хочешь изменить систему? А ты попробуй. ч.ч.1,2
"Зина-Зинуля" - последний настоящий советский человек на экране.
Пишите комментарии
Ставьте лайки
Подписывайтесь на наш канал