Найти тему
Морская коллекция

Корветы УРО. Судьба погорельца. Проект 20385. «Проворный»

Оглавление

Распад Советского Союза стал нокаутом для советского флота, находившегося на пике своего развития. Черноморский флот завис в непонятном статусе и в итоге попал под раздел, на остальных флотах количество кораблей сразу стало избыточным, на их содержание, не говоря уже о боевой подготовке, не было денег. Американские партнеры едва не пальцем указывали на корабли, которые надо было немедленно утилизировать, даже если они только недавно вступили в строй или еще находились на стапелях. О заказе новых кораблей не было и речи, достраивались штучно отдельные экземпляры. На пару десятилетий отечественное военное судостроение впало в состояние комы.

После частичного возврата государственной субъектности в начале 2000-х вопрос обновления флота стал предельно острым. Остатки советского флота устаревали и ветшали на глазах, им требовалась замена.

К началу 2008 года в составе ВМФ было лишь шесть сторожевых кораблей (СКР) пяти разных модификаций со средним возрастом 28 лет. Тихоокеанский и Северный флоты вообще не имели в своем составе сторожевиков .

Военное судостроение также нуждалось в государственных заказах, чтобы сохранить компетенции и кадровый персонал. Благо, и часть денежных потоков удалось вернуть в казну.

Начинали, естественно, с относительно небольших многоцелевых кораблей прибрежной зоны, в советском флоте относившихся к сторожевым кораблям. С новыми веяниями в классификации, приближенной к натовской, они стали корветами.

В конкурсе на разработку проекта первого российского многоцелевого корвета победило ФГУП ЦМКБ (Центральное морское конструкторское бюро) «Алмаз», к созданию итогового проекта были привлечены также «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и другие при сопровождении 1-го ЦНИИ Министерства обороны РФ. В начале 2001 года технический проект (проектный шифр «Корвет-1») был готов. Генеральным конструктором корабля был Александр Шляхтенко, главным конструктором - Игорь Иванов.

Проект корвета ближней морской зоны 20380 предусматривал применение

  1. Для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  2. Для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  3. Для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Кстати, по классификации НАТО корабли проекта 20380 и последующих серий отнесены к фрегатам.

В проект были заложены принципы многофункциональности, компактности, малозаметности, высокого уровня автоматизации корабельных систем и модульной архитектуры.

Использованы были «новейшие разработки по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей, в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля».

Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1). Была улучшена защита и повышена живучесть корабля, улучшенная мореходность позволяет применять вооружение при волнении до 5 баллов, а экономичность обеспечивает возможность на одной заправке дойти до Австралии.

Всего построено 9 корветов проекта 20380 (типа «Стерегущий»), еще 3 находятся в постройке.

Параллельно был разработан улучшенный вариант корвета, получивший обозначение 20385. Государственный контракт на постройку двух первых корветов проекта 20385 был выдан Министерством обороны России Северной верфи еще 27 марта 2006 года. 17 марта 2011 года стало известно о заключении Министерством обороны РФ с «ОАО „Северная верфь“» в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года дополнительного контракта на строительство 8 или 9 корветов проекта 20385. Шесть кораблей планировалось построить до 2020 года. Стоимость такого корвета оценивалась более 10 млрд. рублей за штуку.

Однако санкции, введенные в 2014 году против РФ, прекратили ввоз импортного оборудования, которое активно применялось на корветах проекта. В итоге на Северной верфи ограничились всего двумя заложенными по контракту 2006 года кораблями.

Их строительство также сильно затянулось, основной проблемой стали предусмотренные проектом германские главные дизельные двигатели MTU, вернее запрет на их поставку. Проблему решили заменой немецких двигателей российскими, двумя 1ДДА-12000 производства АО "Коломенский завод", которые использовались на корветах 20380. Замену утвердили дополнительным соглашением 30 января 2015 года

Головной корабль проекта 20385 «Гремящий» (заводской номер 1005) был заложен на Северной верфи 1 февраля 2012 года, а второй, «Проворный» (заводской номер 1006) — 25 июля 2013 года. «Гремящий» получил имя в честь гвардейского эсминца Северного флота. Стоимость одного корабля, по разным оценкам, составляла от 14 до 18 млрд рублей.

«Гремящий» был выведен из эллинга 16 июня 2017 года, спущен на воду 30 июня 2017 года, начал заводские ходовые испытания 21 апреля 2019 года и был введен в строй ВМФ России только 29 декабря 2020 года. 30 ноября 2021 года корвет «Гремящий» прибыл во Владивосток.

В связи с отказом от дальнейшей постройки 20385, были размещены новые заказы на корветы 20380, но с многофункциональным радиолокационным комплексом «Заслон» и с размещением неподвижных антенн в башнеподобной надстройке,

К проекту 20385 все-таки пришлось вернуться, но в варианте с российскими двигателями. 15 декабря 2020 года Минобороны России и ПАО «Амурский судостроительный завод» заключили контракт на поставку с 2024 года по 2028 год 4-х корветов проекта 20385. В Комсомольске-на-Амуре были заложены корветы проекта 20385 «Буйный» (заводской номер 2107, заложен 23 августа 2021 года), «Разумный» (заводской номер 2108, заложен 12 июня 2022 года), «Быстрый» (заводской номер 2109, заложен 1 июля 2022 года) и «Ретивый» (заводской номер 2110, заложен 9 июня 2023 года).

Церемония закладки для ВМФ России на ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») корвета «Ретивый» (заводской номер 2110) проекта 20385.
Церемония закладки для ВМФ России на ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») корвета «Ретивый» (заводской номер 2110) проекта 20385.
Церемония закладки для ВМФ России на ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») корвета «Ретивый» (заводской номер 2110) проекта 20385.
Церемония закладки для ВМФ России на ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») корвета «Ретивый» (заводской номер 2110) проекта 20385.

Изначально корвет 20385 позиционировался как корабль ближней морской зоны, но к моменту готовности головного корабля считался пригодным для дальней морской зоны.

-4
-5
-6

«Гремящий» 337 (заводской номер 1005). Северная верфь. Строительство начато 1 февраля 2012. Спущен на воду 30 июня 2017. Введён в эксплуатацию 29 декабря 2020. ТОФ. 114-й БрКОВР

«Проворный» 341 (заводской номер 1006). Северная верфь. Заложен 25 июля 2013 года. Спущен на воду сентябрь 2019 и 18 июня 2024. Достраивается на плаву, готовится к швартовным испытаниям. План декабрь 2025 года. ТОФ.

-7

Корабли постройки ПАО «Амурский судостроительный завод»

«Буйный» (заводской номер 2107). Закладка 23.08.2021. Спуск на воду 2025. Передача заказчику 12.2026. ТОФ. Строится

«Разумный» (заводской номер 2108). Закладка 12.06.2022. Спуск на воду
2026. Передача заказчику 12.2027. ТОФ Строится

«Быстрый» (заводской номер 2109) Закладка 01.07.2022 Спуск на воду
2027. Передача заказчику 07.2028. ТОФ. Строится

«Ретивый» (заводской номер 2110) Закладка 09.06.2023.
Спуск на воду 2028. Передача заказчику 12.2028
. ТОФ. Строится

Водоизмещение 1800 тонн (стандартное), 2430 тонн (полное). Длина 92 м (по КВЛ), 106,3 м (наибольшая). Ширина 13 м (наибольшая). Осадка 3.7 м (средняя), 7,95 м (наибольшая с бульбом)
Двигатели 4 дизеля 16Д49 «Коломенский завод», 2 вала, 24 000 л.с. Движитель 2 пятилопастных гребных винта. Скорость хода 27 узлов (полная), 14 узлов (экономическая). Дальность плавания 4000 миль (на 14 узлах). Автономность плавания 15 суток. Экипаж 100 человек (в т. ч. 14 офицеров).
Навигационное вооружение- НРЛС «Пал-Н». Радиолокационное вооружение МФ РЛК «Заслон», ГАС «Заря-2» буксируемая, ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М» система спутниковой навигации CH-3101. Радиоэлектронное вооружение БИУС «Сигма-20830», СУО 5П-10 «Пума-02», системы РЭП: 4 × ПУ ПК-10 «Смелый». 120- мм средства РЭБ: ТК-25-2
Вооружение 1 × 100 мм АУ А-190 (332 выстрела). Зенитная артиллерия 2 × 30 мм АУ АК-630М (6000 выстрелов). Ракетное вооружение 1 × 8 УКСК, 2 × 8 (16) ЗРК «Редут», ПЗРК «Игла», «Верба». Противолодочное вооружение 2 × 4 324-мм комплекс «Пакет-НК» (8 торпед или антиторпед). Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар
-8

-9
-10
-11
-12
-13

Созданный на базе проекта 20380 корвет 20385 кардинально отличался от своего предшественника. Многоцелевые корветы проекта 20385 предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне.

В его силовой установке по проекту были предусмотрены высокооборотные немецкие двигатели MTU мощностью порядка 5700 кВт каждый. Однако санкции перечеркнули эти планы. В результате пришлось вернуться к предыдущей схеме, отработанной на 20380- два агрегата 1ДДА-12000, каждый из которых состоит из двух главных судовых среднеоборотных дизельных двигателей 16Д49 мощностью 6000 л.с. производства Коломенского завода и реверс-редукторной передачи РРД 12000, выпускаемой АО "Звезда".

От немецкого высокооборотного дизеля российский движок, по словам конструктора, отличается большим ресурсом, но меньшей удельной мощностью. В мае 2016 года в кормовое машинное отделение «Гремящего» были установлены два недостающих дизеля.

Следствием замены дизелей стал определенный недобор скорости.

Но главным отличием проекта 20385 от 20380 стало вооружение.

Корветы 20385 получили универсальный 1 × 8 корабельный стрельбовый комплекс 3С14 (УКСК), позволяющим применять ракеты семейства «Калибр» («Калибр-НК», «Оникс», «Циркон»), включая противолодочные серии 91Р комплекса «Ответ». Он заменил используемый в корветах 20380 комплекс "Уран-У" (2 × 4 — 8 ПКР «Уран»).

ПВО также было усилено- вместо 12 пусковых установок ЗРК «Редут» на проекте 20380, на 20385 стало 16 ячеек.

В связи с размещением дополнительного вооружения полное водоизмещение увеличилось до 2430 тонн, а длина на 2 метра до 106,3 метра.

Также на «Гремящем» впервые для кораблей такого водоизмещения появился вертолётный ангар для вертолёта Ка-27, что значительно повысило противолодочные возможности корвета.

Корветы 20385 оснащёны современными радиолокационным комплексом, артиллерийским вооружением (100-мм артустановка А-190-01 и два 30-мм зенитных автомата АК-630М) и противолодочным комплексом "Пакет".

Благодаря оригинальной архитектуре, использованию композитных материалов и специальных покрытий у корветов значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность.

Монтаж главного двигателя на корвете "Гремящий"
Монтаж главного двигателя на корвете "Гремящий"
 Спуск на воду корвета проекта 20385 "Гремящий"
Спуск на воду корвета проекта 20385 "Гремящий"
-16
-17

Корвет Гремящий у достроечной набережной
Корвет Гремящий у достроечной набережной
-19
-20
-21

апрель 2019 СПб
апрель 2019 СПб
Североморск 2019
Североморск 2019

-24
-25
-26
-27
-28
-29
Корвет проекта 20385 «Гремящий»
Корвет проекта 20385 «Гремящий»
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38

Судьба двух корветов, заложенных на Северной верфи, сложилась совершенно по-разному. «Гремящий» строился почти 9 лет, но, наконец, построился. В 2021 году он был "звездой" на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге и в Главном военно-морском параде в честь Дня Военно-Морского Флота. Изначально планировалось, что «Гремящий» войдёт в состав Северного флота, но после спуска на воду было объявлено, что корабль войдёт в состав Тихоокеанского флота.

В августе-ноябре 2021 года «Гремящий» во главе отряда кораблей (в том числе подводные лодки «Волхов» и «Петропавловск-Камчатский») совершил трехмесячный переход из Балтийска во Владивосток, через Средиземное море и Суэцкий канал, преодолев Атлантический, Индийский и Тихий океаны. За 107 суток было пройдено более 16 000 морских миль. Параллельно корабль принял участие в учениях с отрядом кораблей Северного флота. В декабре 2021 года корвет приступил к несению боевой службы в составе ТОФ. Служит в составе 114-ой бригады кораблей охраны водного района (бухта Ильичёва) Камчатской флотилии разнородных сил ТОФ ВМФ России с базированием в городе Петропавловск-Камчатский.

Второму корвету, «Проворному», повезло меньше. Строится он уже более 11 лет. Корабль спустили на воду в техническом варианте в сентябре 2019 года, однако затем корпус корабля был вновь поднят на стапель. При всех задержках передача флоту была запланирована на конец 2022 года.

Однако за год до предстоящего вступления в строй, во время подготовки к окончательному спуску на воду, 17-18 декабря 2021 года на корабле произошел мощный пожар.

Причины пожара неясны, активные работы в пятницу там не проводились. Пожар, как сообщается, возник около 18 часов 17 декабря в помещении главного командного поста, предположительно, во время покрасочных работ.

"Возгорание началось на рубке главного командного поста и башенно-мачтовой конструкции, однако потом огонь по строительным лесам перекинулся на четвертую и пятую палубы. Работу пожарных сейчас осложняет наличие лакокрасочных материалов на борту. Корабль стоял на покраске"

Сначала сообщалось, что огонь охватил 80 квадратных метров, через три часа площадь возгорания составила 800 -1000 кв. м. Пожару присвоен высший ранг сложности — четвертый; в тушении участвовало 168 человек и 42 единицы техники. Борьба с огнем шла в течение 29 часов. К рассвету пожар удалось локализовать, но завершился пожар лишь в воскресенье утром. Пострадало трое пожарных. У одного ожоги 15% тела, и он находится в состоянии средней степени тяжести, у другого обожжены руки. Его состояние оценивается как удовлетворительное. Ещё один пожарный получил ушиб мягких тканей правой голени.

Пострадала верхняя палуба, ходовая рубка главного командного поста, сгорела интегрированная башенно-мачтовая конструкция из алюминиево-магниевых сплавов, была практически полностью уничтожена композитная надстройка корабля от носовой части и до вертолетного ангара. Остатки надстройки подлежали полному демонтажу. Корпус корвета серьёзно не пострадал. Оборудования в надстройке не было.

Одной из версий причины пожара рассматривают нарушение работниками верфи техники безопасности.

не очень понятна идея создания на военном корабле легковоспламеняющейся надстройки. Утверждается, что она строилась по стелс-технологии и должна была быть невидимой для радаров, но в результате сгорела, как солома, не дожив до выхода в море. Может, пожар на верфи стал лучшим доказательством того, что такая концепция была неудачной?- Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования

Результаты возбужденного уголовного дела не известны.

-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51

-52

Экипаж корвета «Проворный» было решено расформировать и перевести на другие строящиеся корабли.

Командованием было принято решение о восстановлении корвета. Ущерб неофициально оценили в 22 миллиарда рублей (стоимость «Проворного» около 30 миллиардов рублей). Ввод в строй, соответственно, сдвинулся вправо, до 2026 года.

14 апреля 2022 года Средне-Невскому судостроительному заводу было заказано изготовление новой надстройки для корабля с поставкой её к концу 2022 года. 14 ноября того же года новая надстройка, с опережением графика, была успешно установлена. 16 августа 2022 года на форуме «Армия-2022» Генеральный директор ПАО Судостроительный завод «Северная верфь» Игорь Орлов сообщил журналистам, что корвет будет введён в строй досрочно, ориентировочно в 2024 году.

18 июня 2024 года в ходе торжественной церемонии в Санкт-Петербурге на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») корвет повторно спущен на воду, сейчас достраивается на плаву и готовится к швартовным испытаниям.

Торжественная церемония спуска на воду корабля была проведена под руководством Главнокомандующего ВМФ России адмирала Александра Моисеева.

Корвет «Проворный» после вступления в строй войдёт в состав 114-ой бригады кораблей охраны водного района (бухта Ильичёва) Камчатской флотилии разнородных сил ТОФ ВМФ России с базированием в городе Петропавловск-Камчатский.

-53
-54

-55
-56
-57
-58
Церемония спуска на воду на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь»  строящегося  корвета «Проворный» (зн 1006) проекта 20385. Спб ,18.06.2024
Церемония спуска на воду на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» строящегося корвета «Проворный» (зн 1006) проекта 20385. Спб ,18.06.2024
-60

Корветы семейства 20380/20385 и, особенно, последующего проекта 20386 вызывают в заинтересованных кругах многочисленные споры.

В целом, 10 имеющихся в строю корветов этих проектов (20380 — 9; 20385 — 1) при 9 (20380 — 3; 20385 — 5; 20386 — 1) находящихся в постройке и еще 10 планируемых- это серьезная заявка на одну из опор отечественного флота в ближайшие годы. На сегодня это самая крупная серия кораблей основных классов четвёртого поколения в ВМФ РФ.

Корветы имеют крайне мощное вооружение для своих размеров и могут "работать" как по наземным целям, так и по морским, надводным и подводным, а также воздушным. По боевой мощи эти корветы сопоставимы с многими зарубежными фрегатами.

Несмотря на прибрежное предназначение, эти корветы регулярно ходят в дальние походы, в район Красного моря, центра Тихого океана, от Чукотского до Филиппинского морей. Мореходности им хватает.

Проблемы кроются в деталях. Прежде всего гигантская зависимость от импорта, особенно в двигателестроении. После начала санкционного режима это увеличило сроки строительства даже таких небольших кораблей до 10 и более лет. Скорость же корветов после импровизированного импортозамещения не достигает стандартных для класса 30 узлов, что усложняет противолодочную борьбу и затрудняет использование корветов в составе соединения.

Далее, ЧП с корветом «Проворный» показало как глобальные проблемы в управлении военным судостроением, так и крайнюю опасность применения конструкций из легких сплавов, которые при пожаре выгорают полностью, а в боевых условиях вообще неприемлемы.

Формально мощное ПВО корветов проекта 20385 нуждается в проверке в условиях "максимально приближенных к современным боевым", ибо ситуация сильно изменилась, как и количество и качество средств воздушного (и не только) нападения. Речь о современных малогабаритных ПКР, БЭКах и БПЛА.

Скорее всего, требуется усиление защиты от новых средств поражения.

Безусловно, не оправдала себя и модульная система, как в технологичности применения, так и по несоразмерной стоимости.

Многоцелевые корветы 2-го ранга с управляемым ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны проекта 20385-это, возможно, лучшее в этом классе, чем располагает российский флот. Но с недостатками, которые требуется устранить как можно быстрее.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам