Меч – это оружие. Оружие на врагов. Значит, и использоваться оно должно соответственно.
О подобном использовании Слова Божьего в качестве меча подробно рассуждает святитель Тихон Задонский.
«Слово Божие – меч духовный, по слову апостола: И меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6.17), есть также оружие на врагов. Этим оружием поразил Сам Христос сатану, когда им иссушаем был в пустыне, и против предложенных им козней Писание приводил, которым посрамлял искусителя…».
Стоит присмотреться, как Господь наш Иисус Христос это делал.
Прежде чем брать в руки оружие самому, всегда стоит присмотреться, как с ним обращается Мастер этого дела. Тем более Тот, кто это оружие и изобрел:
- на предложение сатаны сделать камни хлебами, Христос отвечал:
«не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4. 4)
Так было отражено, если соотноситься с человеческими страстями – чревоугодие и сребролюбие.
- на побуждение сатаны Христу сброситься с вершины храма, Он говорит:
«не искушай Господа твоего» (Мф. 4.4).
Так было повержено тщеславие.
- и наконец на предложение сатаны о преклонении пред ним и власти над всем миром, следует ответ Христа:
«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4.10).
Так была раздавлена гордыня и властолюбие.
Но прежде чем мы посмотрим, как эти слова прокомментировал и применил святитель Тихон, следует обратить внимание на следующее.
Слово Божие – действительно «меч». И не простой меч, а «обоюдоострый».
Это значит, сто его может применять против нас и сатана – как он пытался его использовать против Иисуса Христа.
В рассмотренном нами отрывке искушения Христа в пустыне, сатана прежде чем предложить Ему спрыгнуть с храма, цитирует следующий отрывок Писания:
«Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4. 6).
Это дословная цитата из 90-го псалма Псалтыри.
И здесь хорошо виден метод сатаны, который вслед за ним используют его последователи, искажающие Святое Писание, – вырвать отдельную цитату из контекста и приписать ей самодовлеющее значение.
Это все равно, что объявить, что меч может сражаться сам по себе – его не нужно брать в руки.
Нет, в том-то и дело, что меч остается мечом – его обязательно берут в руки для сражения, и он может попасть в любые руки – в том числе убийцы и разбойника.
Но вернемся к святителю Тихону.
Комментируя цитаты Христа против сатаны, он предлагает нам следующее поучение:
«Так образ подал и нам в нужных случаях тем же оружием против него с Божией помощью бороться. К отчаянью ли приводит – да прилагаем милосердие Божие, грешникам кающимся обещанное. В гордость ли возносит – отвечаем ему, что мы земля и пепел, и что всякий возвышающий сам себя, унижен будет (Лк. 18.14), и Бог гордым противится (1 Пет. 5.5). Сребролюбием ли, сластолюбием и прочими стрелами хочет уязвить нас – да взимаем приличные против стрел его пособия из того же Писания».
Святитель напоминает нам о средствах борьбы против и других страстей – отчаяния, уныния, гордости, сребролюбия, сластолюбия…
Против всех этих страстей мы найдем соответствующие словесные «мечи» из Слова Божьего.
Но не будем забывать и о том, что дьявол знает Святое Писание далеко не хуже нас и всегда готов использовать его тоже в виде меча.
Он к любой из вышеперечисленных страстей может подобрать «оправдывающую» цитату из Писания.
Например, отчаяние и уныние оправдать разного рода покаянными примерами – того же Давида или апостола Петра. Мол, те тоже были в отчаяньи – и ничего, покаялись – и все нормально.
Сребролюбие оправдать богатствами, к примеру, тоже патриарха Авраама. И сам, дескать, хорошо жил, да еще и десятину давал тому же Мелхиседеку…
А сластолюбие обелить примерами евангельских блудниц или того же патриархального многоженства и многоналожничества…
В общем – не расслабляться. И учиться обращаться с «мечом духовным» так, как он этого заслуживает – овладевая всеми приемами его применения, и доводя их до совершенства.