Найти тему
Учительская

Забытое наследие ушедшей эпохи

Убирался на днях в своей лаборатории и обнаружил клад. Конечно, это не золото, не бриллианты и для искателей сокровищ он никакой ценности не представляет. Но для меня как для учителя биологии – это самый настоящий и бесценный клад.

Немного предыстории

За необходимостью проводить лабораторные работы как положено, а не пропускать их, мною было принято решение залезть в шкафы и найти хоть какое-то пригодное для этих целей оборудование. Микроскопы и готовые микропрепараты были найдены, а вместе с ними новая работа – разнорабочий. Сгнившие полки, старое оборудование, съеденные коллекции насекомых – все это чесало мне руки и требовало немедленно навести порядок.

О том, как начал расхламлять шкафы с биологическим старьем я писал здесь:

Не всё то золото, что блестит

Так вот, протирая макеты органов человека и убирая типовые экземпляры с испарившимся формалином я заметил шесть деревянных коробок. Лакированная фанера, оклеенная черным картоном (что часто можно встретить на советских пособиях) – ничего необычного. Сбоку замок, наподобие тех, что можно встретить на складывающихся шахматных досках. На каждой из них приклеены ярлыки «Характерные черты …». Всего три набора по две коробки – млекопитающие, птицы и земноводные.

Открыл и увидел, фрагменты костных систем классов животных. Мое ожидание увидеть очередной хлам, разбились о скалы удивления и радости. Ведь пособия были в идеальном состоянии. Каждая кость (они были настоящие) была приклеена на свое место, вручную пронумерована и подписана. Просто взгляните на это:

Чем меньше имеешь, тем больше ценишь

Да-да, сокровищем кабинета биологии оказались обычные кости, приклеенные к картону. Но знаете, в современных реалиях, когда подобные пособия не то, что не заказываются школой, они даже не создаются – ценность таких вещей многократно возрастает.

Думаю, многие читатели моего канала, которые застали эпоху расцвета советского образования убеждены, что ему не было равных. Все делалось для того, чтобы дети получали качественное образование. Для преподавания естественнонаучных предметов покупалось В С Ё, начиная с дорогущих (уже в наше время) реактивов для химии, и заканчивая коллекциями редких животных для биологии (тоже недешевых).

Сейчас такие покупки сильно бюрократизированы, а на пути их реализации каждый старается положить себе «маленький процент» от стоимости. Учителя стараются не просить о таких покупках без острой необходимости, а остальным этого и не надо: «Есть интернет, вот им и пользуйтесь!». И, пожалуй, осознавать это горше всего.

Спасибо, что прочитали статью. Согласны ли Вы что я нашел клад? А может у Вас тоже есть такие находки в кабинете? Поделитесь ими в комментариях.

-2