Я заметил, что из всего естественнонаучного цикла об оснащении кабинетов биологии школа думает в последний момент. Хотя, если посмотреть на количество лабораторных, практических, которые требуют специального оборудования, то этот предмет ничем не уступает химии и физике.
Выписки, заявки на оборудование, не дают никого результата, а в некоторых случаях сопровождаются откровенным хамством: «Какое оборудование? Мы, в свое время, только на кожицу лука под микроскопом смотрели. А тут пришли вы и требуете? Сейчас денег нет».
Поэтому проработав в школе три месяца, стало понятно, что не только оборудование просить бесполезно. Даже розетку, болтающуюся полтора года на честном слове (и не раз бьющую меня током) починить наш заведующий хозяйством не в состоянии. Наверное, есть дела по важнее, чем исполнение должностных обязанностей.
Вооружившись терпением начал анализ оснащения лаборантской. Попутно и уборку затеял. Много всякой «мути»: поеденной молью, поломанные скелеты животных, самодельные наборы заплесневевших семян. Ценного (то, что учитель может использовать на уроках), оказалось меньше, но все же оказалось.
Чем располагает биолаборатория на данный момент:
Относительно новые световые микроскопы, купленные год назад (с трудом верится). У половины нет лапок на предметных столиках, штативы расшатаны, а из окуляров только «семерки» и «десятки» (х7, х10 - увеличение окуляра). Объективы – стандартные 0,40. Количество и тех и других меньше, чем микроскопов. Поэтому из 12 имеющихся микроскопов используются только 9.
Готовые микропрепараты – как советские, так и новые (чему, я несказанно рад). Но надо понимать, что это расходный материал. Еще не было ни одной лабораторной работы с микроскопами, когда я не выкинул хотя бы одно треснутое стекло. Дети неумелы и безответственны. Как бы медленно они не крутили винт, найдется ученик, который вкрутит объектив в микропрепарат.
Скелет – полуживой (какой абсурд). В этом году на моих уроках он отработал по полной. Однако вскоре, на уроке коллеги, дети оторвали ему руку. Уже второй месяц, учителя чинят, а дети снова отрывают. Про нижнюю челюсть молчу.
Целый склад наглядных пособий: топографии, схем и т.д. Все выцветшее, поеденное жучками, а может и детьми. Они никак не используются. Надо списать за ненадобностью. В интернете, можно найти красочнее, информативнее, а главное без лишних телодвижений (не надо искать в стопках нужную).
Чего же мне не хватает и что я купил:
1. Чашки Петри. Они мне нужны были для проведения лабораторной «Зеленые одноклеточные и многоклеточные водоросли» в 7-м классе. Купил пластмассовые, небольшие (65х15 мм) – в количестве 20 штук. Самое то, чтобы изучить живую спирогиру, одноклеточных и т.д. Естественно, ни о какой стерилизации таких чашек речи быть не может. Но для изучения под микроскопом - самое то. Прозрачность высокая, есть деления на клетки (1 см2, для подсчета плотности эритроцитов в крови, например). Стоимость – 260 руб. за 10 шт.
2. Пипетки Пастера. Их я полюбил еще с университета. Не бьются, не лопаются, понятные в использовании. Для детей - варианта лучше нет. Брал на 2 мл (есть на 1 мл и на 4 мл) в количестве 100 шт. Забрать и выдуть на чашку Петри, туже спирогиру, для учеников не составило труда. Если вдруг пипетка пришла в негодность – не жалко выбросить. Стоимость – 367 руб. За 100 шт.
3. Предметные и покровные стекла. Работа с микроскопом, непременно должна сопровождаться научением делать живые и фиксированные микропрепараты. Брал набор 72 шт. предметных и 100 шт. покровных. Покровные стекла в руках неопытных детей - расходник, поэтому дополнительно берем еще 100 штук. Стоимость набора – 600 руб. за 72 шт.+100 шт.
4. Пробирки и контейнеры. Почти каждая третья лабораторная работа требует показать какое-нибудь сыпучее, жидкое вещество. А в чем их показать – в стаканах из столовой? Поэтому берем пробирки с крышкой (10 мл) и небольшие баночки (70 мл). Стоимость пробирок – 510 руб. за 30 шт. Баночки обошлись в 903 руб. за 30 шт.
Конечно, это минимальный набор. Но с ним можно провести все обязательные лабораторные работы по базовой биологии. Для углубленных курсов нужны растворы питательных сред, посуда из стекла, окрашивающие реагенты и т.д.
Общая стоимость всего оборудования – 3000 рублей. Даже с зарплатой в 30 тысяч можно оборудовать небольшую биологическую лабораторию. Кстати, все это пригодилось не только на уроках, но и при подготовке проекта для Всероссийской Школьной Олимпиаде по экологии. Но об этом чуть по позже!
P.S. Все ссылки ведут на маркетплейс Ozon. Если товар закончился жмякайте «Найти похожий» и наверняка найдете то, что нужно. Если есть предложения к покупкам, которые я упустил, можете написать в комментарии (обязательно оставьте ссылочку или артикул).