Найти тему
Историк-любитель

Танки России, часть 15. Тяжёлый танк КВ-2

Первоочередной задачей тяжёлых танков на полях сражений всегда был прорыв глубоко эшелонированной линии обороны без дополнительной поддержки. Иными словами, тяжёлый танк должен “переть” вперёд, снося всё на своём пути. Но как это сделать, если на танке установлена относительно слабая пушка?

Танк КВ-2 в музее г. Верхняя Пышма. Фотография в свободном доступе.
Танк КВ-2 в музее г. Верхняя Пышма. Фотография в свободном доступе.

История создания

Во время Зимней войны 1939-1940 годов, бойцы и танкисты РККА столкнулись с хорошо укреплёнными позициями на линии Маннергейма. Для лёгких танков эти позиции были непреодолимы, средние танки Т-28 тоже не могли нанести хоть какой-то существенный вред бронеколпакам и бетонным ДОТ на линии обороны финских войск. Единственные машины, что хоть как-то могли навредить укреплениям, были три опытных танка - “Клим Ворошилов” (он же КВ-1), “Сергей Миронович Киров” (он же СМК) и Т-100. Но и их 76-мм орудия не сразу могли справиться с защитными сооружениями.

КВ-2 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
КВ-2 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Тогда-то военные и поняли - для прорыва глубоко эшелонированной обороны нужен не просто хорошо защищённый танк. Он должен быть ещё и хорошо вооружённым, чего не скажешь о испытываемых тогда тяжёлых танках. А лучше всего, по мнению военных было бы иметь этакую мобильную батарею, которую можно перебросить на нужный участок фронта и помочь с прорывом линии обороны. Вроде бы тут всё как нельзя точно описывает самоходные артиллерийские установки, да? Но военным требовалось нечто иное - боевая машина, с уровнем защищённости от вражеских противотанковых орудий не хуже, чем у “Клим Ворошилов”, вооружённая мощнейшей к тому моменту гаубицей. Почему именно гаубицей? Всё очень просто - военные хотели комбинированное орудие, которое могло бы бить и прямой наводкой, и с закрытых позиций.

152-мм гаубица М-10, послужившая основной для вооружения КВ-2. Изображение в свободном доступе.
152-мм гаубица М-10, послужившая основной для вооружения КВ-2. Изображение в свободном доступе.

Изначально военные хотели дать заказ на разработку новой башни под 152-мм гаубицу образца 1906/1930 годов. Под неё было готово производство, было достаточное количество снарядов различных типов - бери и делай. Но высшие силы распорядились иначе - и для танка приказали использовать более новую гаубицу М-10, с улучшенной баллистикой. Правда, после установки нового орудия, от улучшенной баллистики пришлось отказаться - дальше вы поймёте, почему. Но хоть один плюс - снарядов к этим двум гаубицам (а они унифицированы) было вдоволь. По крайней мере, по отчётам.

Однако теперь вставал вопрос другой - в старую башню новая гаубица просто не влезала, соответственно, нужна была и новая башня. Новую башню нужно было создавать, опираясь на три фактора - габариты орудия, вес готовой башни и центр тяжести танка. При этом, по уровню бронирования новая башня не должна была уступать бронированию КВ-1. В условиях того времени, задача была, мягко говоря, нетривиальная. Но по итогу с ней справились, но не смогли справиться с другим - от гигантомании в производстве военной техники. Танк получился не просто крупным - он был огромен.

Конструкция танка

Конструкция танка КВ со 152-мм орудием (как его именовали вначале) не особо отличалась от предыдущей модели. Но кое-какие улучшения всё-таки были, давайте рассмотрим их поближе.

Корпус и башня

Броневой корпус танка остался без изменений в сравнении с первым танком “Клим Ворошилов” - всё то же круговое бронирование толщиной в 75 мм гомогенной катаной брони. Лобовые листы устанавливались под рациональными углами наклона (что ещё больше увеличивало защиту по фронтальной проекции машины). Горизонтальные листы также имели варьированную толщину в 30-40 мм. В начале войны КВ-2 был страшным сном для немцев - его броня была непробиваема для танковых орудий и стандартной противотанковой артиллерии. Эффективно бороться с КВ-2 могли только 88-мм зенитные орудия Flak 18/36/37.

КВ-2 с заниженной башней. Изображение в свободном доступе.
КВ-2 с заниженной башней. Изображение в свободном доступе.

А вот с башней конструкторам пришлось мудрить - в ней необходимо было не только разместить новое орудие, но и трёх-четырёх членов экипажа, боекомплект и всё к тому прилагающееся. Поэтому, недолго мудря, конструкторы просто создали огромную коробку, защищённую “вкруг” 75-мм бронелистами, в лобовой части которой располагалось 152-мм орудие М-10Т. Башен существовало две - М-1Т, первый образец, и “пониженная” башня. Обе они были огромных габаритов - танк фактически дотягивал “в рост” до второго этажа.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

КВ-2 был оснащён четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К, который развивал мощность в 500 л.с. (382 кВт) при 1800 оборотах в минуту, на танках последних серий двигатель форсировали до 600 л.с. (441 кВт). Запуск двигателя осуществлялся при помощи стартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 литров, расположенных в боевом отделении. КВ-2 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 литров размещались как в боевом, так и в моторно-трансмиссионном отделении.

Танк КВ-2 был оснащён механической трансмиссией, включавшей в себя многодисковый главный фрикцион с сухим трением "сталь по феродо", пятиступенчатую коробку передач тракторного типа, два многодисковых бортовых фрикциона с трением "сталь по стали", два бортовых планетарных редуктора и ленточные плавающие тормоза. Все приводы управления трансмиссией были механическими. Наибольшее количество жалоб со стороны войск вызывали именно дефекты и ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ военного времени. Практически все авторитетные источники признают низкую надёжность трансмиссии одним из самых существенных недостатков танков серии КВ и их модификаций.

Подвеска машины была индивидуальной торсионной с внутренней амортизацией для каждого из 6 двускатных опорных катков малого диаметра на каждом борту. Возле каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами располагались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными поддерживающими катками на каждом борту. Механизм натяжения гусеницы был винтовым; каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Вооружение

На танке КВ-2 была установлена 152-мм танковая гаубица образца 1938/40 годов (М-10Т), которая представляла собой танковую версию полевой гаубицы образца 1938 года (М-10). Гаубица М-10Т была закреплена в башне на цапфах и полностью уравновешена, но сама башня с орудием была неуравновешенной, так как её центр масс не совпадал с геометрической осью вращения. Из-за этого стандартный электромотор поворота башни не справлялся с задачей при даже небольшом крене машины. Гаубица М-10Т имела углы вертикальной наводки от −3 до +18° и могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки при фиксированном положении башни. Выстрел осуществлялся ручным механическим спуском.

КВ-2 поздних выпусков. Изображение в свободном доступе.
КВ-2 поздних выпусков. Изображение в свободном доступе.

Боекомплект гаубицы составлял 36 выстрелов раздельного заряжания, которые размещались в башне и вдоль бортов боевого отделения. Первоначально КВ-2 не предназначался для уничтожения танков, а использовался исключительно для огневой поддержки, поэтому его боекомплект состоял только из одного типа боеприпасов: осколочно-фугасной стальной гранаты ОФ-530 массой 40 кг с зарядом взрывчатого вещества (тротил или аммотол) от 5,47 до 6,86 кг. Однако в условиях хаоса летом 1941 года, когда возникали проблемы с обеспечением штатными боеприпасами, использовались любые доступные 152-мм гаубичные снаряды, подходящие к гаубице М-10. Эти включали бетонобойные снаряды Г-530, осколочные гаубичные гранаты О-530А, зажигательные снаряды, старые фугасные гранаты и шрапнель. Стрельба на полном заряде была запрещена, так как могла повредить башню и моторно-трансмиссионную группу. Из-за этого стрельба разрешалась только с места, что повышало уязвимость танка в бою. Бронепробиваемость снарядов М-10Т не указывается в доступных источниках, но на практике гаубица могла пробивать броню любого немецкого танка в 1941 и начале 1942 годов. Прямое попадание 40-кг осколочно-фугасного снаряда ОФ-530 гарантированно выводило вражеский танк из строя.

Первые 24 танка КВ-2 не имели пулеметного вооружения. В новой модификации танка были установлены три 7,62-мм пулемёта ДТ: спаренный с орудием, курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем пулемётам составлял 3087 патронов. Эти пулемёты можно было снять и использовать вне танка. Для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда сигнальный пистолет.

Оценка боевой машины

Боевой путь танка КВ-2 был до безобразия короток и практически незаметен. Было их выпущено всего двести четыре единицы, что не могло повлиять на ход крупных танковых битв, да и надёжность этих танков была очень спорной. Есть сведения, что многие танки были попросту брошены на марше из-за нехватки топлива, запасных частей или незначительных поломок. Эти же танки были затрофеены немецкими войсками, тщательно изучены и под наименованием «Panzerkampfwagen КВ-1А 753(р)» использовались немцами. Но только до момента максимального износа или пока было достаточно боеприпасов. Тихоходный, имеющий кучу проблем танк, в бою был не очень полезен. Зато хорошо показал себя в качестве неподвижных огневых точек - мне как-то попались данные, что один или два танка КВ-2 использовались немцами при обороне Кёнигсберга (на секундочку, 1945 год).

Один из брошенных КВ-2. Фотография в свободном доступе.
Один из брошенных КВ-2. Фотография в свободном доступе.

В боевых частях СССР до Победы ни один танк не дослужил - большая часть их была уничтожена в боях, трофейные машины немцы, как правило, взрывали при отступлении. Но в целом, если откинуть перегруженное шасси и откровенно слабую трансмиссию (для такой массы танка), то танк, на самом деле, был весьма неплохим. И даже послужил неким стартом для создания тяжёлых самоходных орудий для РККА (они в составе боевых частей появятся несколько позже).

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь, ставьте лайки - впереди ещё очень много интересного!