73,9K подписчиков

Один курсант из БЛУГА. По следам памяти

984 прочитали
От автора канала "Небесные истории"
Если вы недавно присоединились к моему блогу и еще не читали этот цикл воспоминаний моего отца о полетах в 70-х - 00-х годах, настоятельно рекомендую начинать...

От автора канала "Небесные истории"
Если вы недавно присоединились к моему блогу и еще не читали этот цикл воспоминаний моего отца о полетах в 70-х - 00-х годах, настоятельно рекомендую начинать знакомство с предыдущих рассказов, прежде чем читать новые публикации:

Ссылка на цикл "Один курсант из БЛУГА"

Сегодняшний очерк моего отца - о неравнодушном человеке.

По следам памяти

Практически год я не писал, устроив своей Музе каникулы, и что лежит в причине безделья: лень или усталость от груза прожитых лет вкупе с ней или без - известно Всевышнему, но не мне, "православному атеисту всех религий". Но события последней недели вдруг побудили меня вернуться в далёкое прошлое своих курсантских лет.

В рассказе «Один курсант из БЛУГА» я написал:

«…на первом курсе в роте было 109 человек. Выпустились в итоге 98. Усушка, утряска – кто по здоровью, кто по «залётам», по неуспеваемости. Был, к сожалению, и трагический случай, оборвавший молодую курсантскую жизнь старшины эскадрильи, бывшего моряка Коли Долгушина, родом с Камчатки.

На втором курсе, зимой, будучи в увольнении после отпуска, Николай гостил у местного курсанта, родители которого жили в Завьяловке, деревне в 12 километрах от летного училища. Возвращался в училище парень по темноте, пешком по шпалам железнодорожного пути, и был отброшен попутным поездом... не успел отскочить. Поднялся, и будучи дезориентированным, побрёл в обратную сторону. Второй состав довершил трагедию…

В Бугуруслане его и похоронили на кладбище у церкви.

В июне 2016 года я посетил БЛУГА на праздновании 75-летия альма матер, пытался отыскать могилу, но не получилось, к сожалению.

Земля ему пухом!»

После публикации рассказа здесь, на Дзене, в комментариях меня поправили. Мой трагически погибший сокурсник был старшиной 1-го звена 2-й авиаэскадрильи, которой командовал опять же мой сокурсник Владимир Глазков, он и отметился в комментариях. Этому комментарию уже три года, и вдруг пришло на днях уведомление: читательница попросила сообщить примерное место захоронения Николая Долгушина, могилу которому я сам лично копал, хоронил и не смог на старости лет найти.

От автора канала "Небесные истории"
Если вы недавно присоединились к моему блогу и еще не читали этот цикл воспоминаний моего отца о полетах в 70-х - 00-х годах, настоятельно рекомендую начинать...-2

Дальше – больше. После переписки в Телеграме в моё сознание пришло понимание того, что милосердие все еще существует, в нашем «испорченном нарзаном» обществе есть люди, для которых сострадание не просто красивое слово, а вполне конкретный перенос добра, помноженного на желание сделать отношения в социуме более человечными и отзывчивыми. То, что по личной инициативе сделала эта женщина – исключительно красивый, на мой взгляд, поступок. А красота, как известно, призвана спасать мир.

Расскажу вкратце.

Моя милая собеседница, будучи в отпуске, приехала из города N в Бугуруслан с целью исправить мою оплошность, а именно: найти могилу Коли Долгушина и заодно познакомиться с городом, некогда ассоциируемого с бугурусланским лётным училищем гражданской авиации имени Героя СССР П.Ф. Еромасова. Да, безусловно, Бугуруслан и сейчас неразрывен с БЛУГА, но масштабы явно поблекли – и по количеству выпускников, и по их востребованности в авиации страны. Мой курс выпуска 1972 года составлял 6 лётных отрядов, более 600 человек, и все они были моментально трудоустроены в «Аэрофлоте». И это помимо Красного Кута и Сасово. Сегодня масштабы куда скромнее, к сожалению.

Итак, неравнодушная читательница приехала в Бугуруслан. И на заросшем неухоженном кладбище смогла-таки найти могилку Коли, привести ее в порядок: убрать накопившийся мусор, покрасить оградку и памятник. Предоставляю ей слово.

"…прежде, чем найти, я мимо могилы три раза прошла рядом. Причём в первый раз сразу как приехала вечером. Начинаешь же с простого, с периметров и дорожек, просматриваешь в обе стороны максимально видимое (обычно две-три параллели). Колина [нашлась] с третьей на четвёртую.
На второй вечер, как я в Бугуруслане, позвонила дочь и сказала: "Я тут утром проснулась и решила, что тебе надо искать в левом нижнем углу, как на карту мы смотрели". В общем, так и оказалось".
От автора канала "Небесные истории"
Если вы недавно присоединились к моему блогу и еще не читали этот цикл воспоминаний моего отца о полетах в 70-х - 00-х годах, настоятельно рекомендую начинать...-3
"…памятник и ограду красили минимум дважды. Причем памятник оба раза синим, а ограду оба раза зелёным. Ещё была звезда, её красили красным. Спилена. Цвета - идея отличная, так легче могилу находить, если на ней разные цвета. Но мне было бы неудобно реализовать за то время и теми способами, которые есть в моем распоряжении.
Табличка из нержавейки, да. Вблизи видно, что она отходит от памятника – видимо, сковырнуть пытались всё же. А фиксирующие элементы на ней с гладкими выпуклыми головками, не отвинтить. И они из какого-то желтого сплава (латунь?).
Перед окрашиванием очистила от ржавчины и чешуек краски (подручными средствами - плоским куском силикатного кирпича, очень неплохо). Малярный скотч забыла, так что пришлось одной рукой прикладывать лист бумаги (свернула из него потом самолётик).
Покрасила в два слоя. Пока закончила первый заход, начало уже высохло, пришлось по второму кругу. И краски хватило, и энтузиазм нашелся откуда-то! Остатками краски обновила памятник соседской бабушке (не красить же было по третьему кругу!)"
От автора канала "Небесные истории"
Если вы недавно присоединились к моему блогу и еще не читали этот цикл воспоминаний моего отца о полетах в 70-х - 00-х годах, настоятельно рекомендую начинать...-4
"Сегодня с приключениями. Но обойтись без прогулки до БЛУГА не смогла.
Как там в "Небесных историях – 2016»? Охранники с автоматами? Пропускной режим? Охранная зона с запретом на фото- и видеосъемку?
Как бы не так!"
"Бетонный забор с проёмом для самоволок закончился сразу, но я честно туда не пошла. Прогулялась дальше по траве и глине. Ни ограждения, ни запрещающих знаков".
"Полчаса я гуляла вокруг самолётов и вела ту самую фотосъёмку, пока не появилась охранница. Диалог состоялся примечательный:
- Вы не местная?
- Да. Можно ли отсюда выйти как-нибудь покороче?
- Нет, вас через КПП не выпустят. Здесь красная зона, никому находиться нельзя, включая своих.
- Почему тогда нет ограждения и запрещающих знаков?
- Да сюда и так невозможно попасть…
(Немой вопрос в моих глазах).
- …кстати, как вы сюда попали?
В итоге вывела меня к глиняному карьеру и велела идти по дороге. Пошла. Ещё через полчаса, уже за территорией училища, догоняет другой охранник на велосипеде и говорит, что я диверсантка и меня надо сдать в ФСБ, потому что я (внимание!) медленно ухожу! И в это время его босс кричит на него в трубку рации: "Искандер, ты почему бросил северный пост?!"
Очень всё как-то по простому. И кладбище самолётов удручает".
От автора канала "Небесные истории"
Если вы недавно присоединились к моему блогу и еще не читали этот цикл воспоминаний моего отца о полетах в 70-х - 00-х годах, настоятельно рекомендую начинать...-7
"Иду по знаменитой бетонке, которую поколения курсантов лопатами от травы очищали, и смотрю на грунтовку".
От автора канала "Небесные истории"
Если вы недавно присоединились к моему блогу и еще не читали этот цикл воспоминаний моего отца о полетах в 70-х - 00-х годах, настоятельно рекомендую начинать...-8

***

***

Вот такое доброе дело сделала читательница, пожелавшая остаться инкогнито.

Николай Викторович Долгушин (справа)
Николай Викторович Долгушин (справа)

Фотографии любезно предоставлены Владимиром Глазковым. Надеюсь, получится отреставрировать и установить фотографию Коли на памятник.

Коля справа
Коля справа

Если среди моих читателей есть желающие поучаствовать в завершении этого доброго дела, установить отреставрированное фото на памятник, прошу написать в комментариях. Было бы замечательно, если бы кто из местных, бугурусланцев, откликнулся - сами понимаете, приехать из Барнаула для меня дело почётное, но затратное, да и возраст уже не очень располагает к сложным маршрутам, а простыми путями в Бугуруслан не попасть.

Спасибо за внимание!

Выражаю искреннюю признательность героине данного повествования, проявившую лучшие человеческие качества: милосердие, доброту, сострадание.

Летайте безопасно!

Ссылка на подборку рассказов "Один курсант из БЛУГА"

Рассказ "Что значит небо для пилота?"

| Об авторе
| Мои книги об авиации на Литрес
| Мои книги об авиации на сайте "ЭКСМО"
| "Шофер самолета" - книга для мечтающих стать пилотом
| "Второй пилот. Командир. Инструктор" - книга для пилотов

| Boosty.to - новинки моего творчества и эксклюзивные материалы