Предыдущая часть материала о Томми Болине закончилась на встрече Дэвида Ковердейла и Джона Лорда в доме у последнего.
Лорд к тому времени уже устал от поисков нового гитариста. В нём ещё были живы воспоминания от прослушивания сотней кассет с записями претендентов на места Гловера и Гиллана в 1973 и проходить ещё раз через подобное клавишнику не хотелось.
Был и второй момент. Уход Блэкмора внёс корректировку в соотношение сил между старыми и новыми участниками группы, теперь с одной стороны были Пэйс и Лорд с другой - Ковердейл и Хьюз, открытого противостояния между лагерями не было, но взгляд на будущее Deep Purple без Ричи у них явно отличался.
Джон Лорд:
Мы с Пэйси прошли долгий путь и стали самодостаточными людьми, живущими в своих домах в Лос-Анжелесе и продолжать "пахать" нам не особо хотелось. Тот факт, что группа прекратит существование не был проблемой ни для меня ни для Йена, но не для Дэвида и Гленна, они всё ещё были молодыми и голодными.
Йен Пэйс:
После ухода Ричи всё должно было закончиться, хотя бы на время, но на нас оказывалось определённое давления. Для меня и Джона потеря Ричи стала ошеломляющим ударом. Но нас уговорили продолжить.
На стороне Хьюза и Ковердейла был и менеджмент, не желавший упускать столь прибыльный бренд, как Deep Purple. Правда в будущем, ни Дэвид ни Гленн не придерживались версий о своём желании продолжать как Deep Purple.
Ковердейл с его слов тут же загорелся мыслью записать сольный альбом, а Хьюз был морально раздавлен и только совет Дэвида Боуи не бросать Deep Purple и начать поиски нового, отличающегося от Блэкмора гитариста, убедили его не бросать группу (вот мы и нашли виновника!).
Были размышления и о продолжении с новым гитаристом, но под другим названием.
Ковердейл:
Я хорошо помню организационное собрание, имевшее место после расставания с Ричи. Я предложил три варианта нового названия: Good Company, Purple или The Deeps, поскольку без Блэкмора это уже не был Deep Puprle, Ричи был лидером, "мотором" всей группы, но все мои усилия пошли прахом.
Как обычно, истина где-то посередине, поэтому как бы не вспоминали участники группы те времена, история знает, что в итог был следующим: 1. ищем нового гитариста 2. остаёмся Deep Purple.
Во множестве источников, касающихся вопроса о потенциальной замене Ричи Блэкмора, мелькают три имени: 1. Джефф Бек 2. Рори Галлахер и 3. Клем Клемпсон.
Про первого говорили скорее, как о несбыточной фантазии, чем как о реальном претенденте. Все ценили Бека как гитариста, но при этом знали о его несговорчивом характере, который был похлеще чем у Ричи. Поэтому представить себе как Бэк отказывается от сольной карьеры и присоединяется к четвёрке таких же именитых музыкантов и эта смесь находится в состоянии стабильности более 10 минут после начала первой репетиции...как минимум сложно.
Про Рори Галлахера воспоминания более оптимистичные, но как говорил сам Галлахер, ему никто не звонил, но даже бы если позвонили, то он, каким бы лестным не было предложение, скорее всего отказался бы. К тому моменту Рори только подписал новый контракт с лейблом и готовился к выпуску сольника.
С Клемпсоном дело зашло намного дальше. Он прилетел на прослушивание и четыре дня жил дома у Джона Лорда, параллельно джемуя с группой.
Лорд о Клемпсоне:
Он играл прекрасно, но при нашем совместном музицировании не рождалось волшебства, он просто не подходил для нас.
Проблема заключалась в том, что Лорд, приютивший Клема, никак не мог ему сказать, что работу в Purple тот не получит, в результате группа и менеджмент запустили известную всем соискателям шарманку: "Мы вам перезвоним".
Клемпсон же, со слов Ковердейла, был уверен, что работа у него в кармане и даже однажды приехал на репетицию, хотя для остальных участников Purple был давно вычеркнут из списка потенциальных кандидатов.
А что же Томми? В том же месяце, когда Ричи Блэкмор ушёл из Deep Purple, Томми Болин, будучи хорошем парнем, помог записать соло партии для альбома канадской группы Moxy, но поскольку в этой главе у нас монополия ребят из Purple, к Moxy я вернусь в следующей части.
В июне того же 1975 альбом Spectrum уже послушали все участники Purple и решили, что нужно приглашать Болина на прослушивание.
Сам Болин принял приглашений достаточно спокойно. К тому моменту у него на руках был контракт с лейблом Nemperor на выпуск сольника, работа над которым медленно, но верно шла, а о Deep Purprle Томми слышал очень мало. Всё что он знал - Hush и Smoke on the Water. Да и отношение к английским группам у него было достаточно снисходительное:
Знаете, я не то чтобы горел желанием играть в английской группе, они (прим. - английские группы), казались мне чутка бездушными. Они каждый вечер играют одни и те же штуки, ну и плюс они все такие джентльмены.
В общем, Томми собрал у себя в голове полный набор стереотипов американца об англичанах. Но сейчас, когда мы имеем полную картину событий и их последствий, можно сказать что нежелание Болина связываться с Deep Purplre не было безосновательным.
В предыдущих частях я говорил о том, что Томми хороший командный игрок и я от этих слов не отказываюсь, но ему нужна была команда типа Energy или Zephyr времён первого альбома, когда концерты были не работой, а удовольствием.
Что такое отрабатывать концерт он сполна познал в James Gang, а эти ребята были калибром пониже Purple, да и заменить Блэкмора не то же самое что Уолша, хотя и замена последнего далась Болину (особенно во время выступлений) непросто.
Для Deep Purple же концерты были в том числе и работой, а работа должна выполняться хорошо, поскольку от концертов зависит благосостояние не только тех, кто стоит на сцене с микрофонами и инструментами, но и менеджеров, технического персонала, промоутеров, лейбла и т.д.
Возможно, дай Purple и Болин друг другу больше времени, они бы поняли, что их сотрудничество не может быть долгим, но сложилось так что к июню 1975 Purple были измотаны поисками замены Блэкмору, поэтому неожиданно вспыхнувшая искра между ними и Томми ослепила даже таких опытных парней, как Лорд и Пэйс, а юный Болин в свою очередь был очарован умением "этих англичан" играть:
Как только я начал играть фанковый пассаж, они мгновенно его подхватили. Уже во время исполнения первой песни я знал, что хочу быть в составе этой группы. Я был просто шокирован, увидев, насколько они были классными музыкантами. Целую ночь я джемовал с Джоном, Йеном и Гленном, и с каждым из них по отдельности. Они просто изумительные исполнители. Почему их мастерство не было заметно для поклонников, а выдающимся музыкантом считали только Ричи? Не знаю.
Ричи в свою очередь очень высоко ценил Болина, и выбор Deep Purple, о котором те объявили в первую неделю июня 1975 года, одобрял:
Томми Болин очень хорош, он - один из лучших. Думаю Purple будут совершенно счастливы что заполучили его. Ему по плечу много стилей, включая фанк и джаз. Возможно они превратятся в совершенно другую группу, хотя я так не считаю. Думаю, они понимают, что если это случится, они просто станут ещё одним фанк-ансамблем.
В 2000 году вышла двухдисковая компиляция Purple под названием Days May Come and Days May Go, на которой представлены полтора часа репетиционных записей Purple и Болина, записанных звукоинженером Робертом Саймоном в июне 1975 года.
Каждый сам решил насколько эти записи представляют интерес, но я считаю, что искра и вдохновение в них определённо есть. Музыканты джемуют легко и непринуждённо явно наслаждаясь процессом, а не вымучивая очередной пассаж. И идей, который вскоре станут десятым альбомом Deep Purple здесь очень много, да что там скрывать, фактически альбом уже был написан, осталось только его записать.
Но перед тем, как перейти к творческой сердцевине этой статьи коснёмся ещё двух моментов: коммерческого и музыкального.
В качестве дополнения в копилку джем сессий упомяну изданный в 2010 году по случаю 35-й годовщины выхода Come Taste the Band трек Bolin/Paice Jam.
Вещь сугубо для коллекционеров, но приятное дополнение для тех, кто интересуется эпохой состава Mark IV.
Что до коммерческого момента, то не стану отрицать, что у Болина был и материальный интерес в отношении участие в Purple, поскольку та сумма денег, которую ему предложили за участие в коллективе была несравнима с тем что он зарабатывал даже в составе James Gang. А деньги для раскрутки сольной карьеры, которую Томми не был намерен бросать, были очень нужны. Да идля красивой жизни тоже.
Помните, когда мы затрагивали вопрос о Рори Галлахере, то одними из возможных оснований для отказа от предложения Purple были контракт с лейблом и замысел сольного альбома. Как видим, у Томми ситуация аналогичная, но он не только не отказывается, а ещё и договаривается с группой на своих условиях.
Вернее не он, а Барри Фей, менеджер старой закалки, как Питер Грант и Дон Арден. В итоге контракты были составлены так, что Болин мог заниматься сольным альбомом, быть членом Deep Purple, а также привлекать участников Purple к записи своего сольника, правда затея эта не воплотилась в жизнь из-за налоговых сложностей.
Есть ещё версия, что Томми хотел пригласить в Purple Стенли Шэлдона, котрый заменил бы увлёкшегося непотребными веществами Гленна Хьюза, особенно забавно читать об этом в контексте злоупотреблений самого Болина. Шэлдон, только влившийся в коллектив Питера Фрэмптона вежливо отказался.
Вот такой хитрец-делец. Своим сольником Болин занимался весь июль 1975 года, пока группа ждала его для начала сессий для десятого альбома. О сольниках Болина мы поговорим в следующей части, поэтому сейчас перенесёмся в август 1975 года.
Запись альбома Come Taste the Band проходила в Мюнхене, и группа справилась за месяц. Продюсером был Мартин Бёрч и его первая сессия с Томми прошла не особо удачно, поскольку гитарист решил поучить Бёрча, как настраивать барабаны Йена Пэйса, в результате чего был послан по всем известному адресу. Ссора проходила на глазах у других участников группы, но никто не вмешивался. К счастью на следующий день Болин извинился и они с Мартином поладили.
Мартин Бёрч:
Томми отличный гитарист, но большую часть времени он действительно не понимал, что делает. Он играл исключительно на ощупь и довольно тесно сдружился с Гленном, так что дух фанка теперь исходил от них обоих.
Как уже было сказано к этому моменту альбом был полностью написан, и основными авторами стали Ковердейл, Хьюз и Болин.
Джон Лорд, оставшийся после ухода Ричи лидером группы, был указан в качестве автора только в композиции This Time Around - балладе, написанной в соавторстве с Хьюзом и им же исполненной.
Джон Лорд:
Я помню, как однажды играл эту тему на пианино в одиночестве, когда был один в студии. Ну, я думал, что я один, а потом подошел Гленн и сказал: Что это? Я ответио: Ну, я пока не знаю. Просто идея. И он сказал: Давайте поработаем над этим! Думаю, мы сделали это за полчаса. Это одна из моих любимых композиций».
Не совсем правильным, на мой взгляд, было объединение композиции Лорда/Хьюза с инструменталом Болина Owed to 'G' (их разделили в итальянском издании альбома, а также на переиздании 2010 года), ранняя версия которого уже исполнялась на июньских джемах.
На тех же джемах группа вспомнила написанную Хьюзом и Ковердейлом ещё в 1973 году для альбома BURN, композицию You Keep On Moving - медленный тягучий блюзовый шедевр с вокальным дуэтом Ковердейла и Хьюза, и с вкладом в виде соло Болина.
В оригинальном трек-листе она замыкала альбом, а в переиздании 2010 года была произведена рокировка с композицией Drifter и You Keep On Moving попала в середину пластинки, что несколько подпортила общую драматургию альбома.
Сокращённая версия композиции (урезали почти минуту) была выпущена в виде сингла, а вот более продолжительные варианты исполнялись на концертах.
Дабы закончить разговор о композициях, в авторстве которых не указан Томми Болин, упомяну о неизданном (до 2010 года) треке Same in LA, в авторах которого числятся Ковердейл, Хьюз, Пэйс и Лорд.
Композиция готовилась, как первый сингл пост-Блэкморовской эпохи, но так и не была закончена.
Помимо собственного материала Томми представил группе ещё и композицию Джеффа Кука Lady Luck, которая была написана ещё для группы Energy. Проблема была в том, что Болин не мог вспомнить оригинальный текст композиции (непонятно почему нельзя было позвонить Джеффу и уточнить), поэтому Ковердейл написал новый.
Кук к изменению текста отнёсся скептически, но признавал, что факт упоминания авторства на альбоме Deep Purple перевешивает данное обстоятельство.
Очень похожа на Lady Luck композиция Болина/Ковердейла I Need Love, припевы можно местами поменять. Интересно, что в переиздании альбома 2010 года песня стала почти на 1 минуту длиннее за счёт удлинённой партии Томми.
Ещё из старого материала отметим Love Child, зачатки которой звучали на сессиях с Билли Кобэмом и Альфонсом Музоном. Одна из моих любимых композиций, очень нравится как Лорд украсил её своими партиями и расширенное исполнение на концерте, хотя она и в своём трёхминутном формате очень хороша.
Первой композицией сочинённой во время совместных июньских джемов стала Drifter, на сборнике Days May Come and Days May Go можно услышать целых три версии данного трека.
А открывает альбом крепкий трек Comin’ Home, в котором вместо Хьюза бас записал Томми Болин. Причина была в том, что Хьюз в день записи трека находился в клинике, визит в которую был спровоцирован любовью Гленна к веществам.
Поскольку именно этой композиции выпала честь представить миру новый - 4-й состав Deep Purple, то имеем полное право задаться вопросом: будет ли поклонник Deep Purple слушать альбом после первой песни? Если не брать в расчёт упёртых фанатов Блэкмора, то я считаю что да - будет.
В композиции есть задор, есть энергетика, создаваемая Лордом и Блэкмором, нет тотального ухода в фанк/соул, но при этом есть ощущение чего-то нового. Мне сложно воспринимать этот альбом объективно, потому что для меня он был одним из пяти дисков Deep Purple, которые были в фонотеке моего отца и я слушал его с младых ногтей, и слушал с удовольствием.
Идём дальше - Dealer. Композиция, в которой присутствует не только гитара, но и вокал Томми Болина (не ведущий и даже не равноправный, как у Хьюза в You Keep On Moving). Предполагалось, что вокал Хьюза на композиции всё же будет, но, как утверждают некоторые источники, Ковердейл стёр партии Гленна, оставив только свои, что привело к сильному обострению отношений между басистом и вокалистом.
Интересный парень этот Болин, и песен охапку принёс, и право на сольную карьеру себе выбил, и своего друга Джеффа Кука в соавторы Purple вписал, пару вокальных тактов на новом альбоме спел, а ещё и на концертах композиции со своего сольника исполнял. Вот вам и новичок.
Хьюзу на откуп отдали сочинённую Болином Gettin' Tighter, самую фанковую тему на альбоме. Усидеть на месте и правда невозможно, Томми и Гленна задают великолепное настроение с первых минут. На концертах Gettin' Tighter была отведена роль композиции для импровизаций, и этим шансом музыканты с радостью пользовались.
Правда Дэвид Ковердейл был не в восторге, поскольку ему просто было нечего делать все эти 15-20 минут пока инструменталисты упражнялись, а учитывая что ведущий вокал принадлежит Хьюзу, то Дэвиду оставалось только трясти маракасами или удаляться за кулисы.
И раз уж мы коснулись темы концертов, то давайте же перейдём к турне в поддержку альбома
Основу концертного сет-листа составил новый альбом, не целиком, но постоянно перетасовывая композиции, группа в итоге исполнила со сцены все 10 треков с новой пластинки. Вторым блоком шли композиции эпохи MKIII, а треку Burn вовсе выпала честь открывать шоу.
Времена MKI в расчёт не брались, а из наследия MKII оставили только треки из альбома Machine Head, в частности Highway Star, исполняемую в финале, Lazy - как основа для импровизаций, ну и конечно Smoke on the Water. Куда же без неё?
Были изменён подход к сольным партиям, теперь соло исполнялись как самостоятельные номера, а не части песен (исключением была Gettin' Tighter) Дни тридцатиминутных версий Space Truckin прошли.
Одним из острых моментов был вопрос о сольных партиях Ричи Блэкмора, разрешая который музыканты дали Болину указание: играй так, как играл Ричи, нота за нотой.
Подобный подход Томми не нравился, с его слов в эти моменты он чувствовал себя наёмным музыкантом, а не равноправным членом группы. Перечить гитарист не стал, но повесил на свою микрофонную стойку табличку в надписью "Нота за нотой", чем раздражал Лорда.
Именно Лорд лучше всех высказался о концертах с Томми (честно и открыто):
Томми обладал настолько ярким талантом, что когда он был в ударе у меня складывалось впечатление что это - лучший музыкант из всех, с которыми мне когда-либо доводилось играть на одной сцене. К сожалению, такое случалось не часто. Томми вёл себя как маленькая капризная девочка. Когда он находился в хорошем настроении (и состоянии), то ему не было равных, но если на него нападала хандра, парень начинал безбожно халтурить.
Болин дебютировал на сцене в составе Purple 02.11.1975, за 5 дней до релиза альбома. Сначала группа отправилась в Австралию и Новую Зеландию, но главной целью перед отправкой в США была Япония.
Вышедший в 1972 году Made in Japan стал одним из лучших концертников в мире, и удивительно что третий состав группы во время гастролей обходил Японию стороной.
Но запланированный триумф обернулся крахом, потому что Томми отправился в неудачный трип во время концертов в Индонезии, что привело к временной атрофии левой руки.
К концу серии концертов в Токио гитарист восстановился (но не полностью) и финальное шоу, состоявшееся 15 декабря 1975 года записали для последующего выпуска.
Но в полном виде этот концерт увидел свет только в сентябре 2001 под названием This Time Around: Live in Tokyo, до этого альбом выходил в Японии в усечённом виде (от более чем двух часов осталось 43 минуты) под заголовком Last Concert in Japan (1977).
По поводу этого шоу мнения расходятся очень кардинально. Гленн Хьюз считает, что эти выступления самые позорные в его карьере. Правда непонятно имеет ввиду Гленн именно свою роль в этих шоу или говорит о группе в целом.
На мой взгляд в этом шоу есть и плюсы и минусы, но поскольку наш рассказ строится вокруг фигуры Томми Болина, то скажу так - мне не очень нравится выступление Болина. Он здесь будто на американских горках катается, то никак не может поймать общий ритм группы (Burn), то играет вполне уверенно (Love Child).
Что касается сольных номеров, то в Wild Dogs (номер с альбома Teaser) Томми чувствует себя отлично, он лидер, он ведущий вокалист, хороша Owed to 'G', а вот семиминутное гитарное соло....похоже Томми просто не знает что делать. Его пытается поддержать публика и коллеги по группе, но искра не высекается. Увы...
Следующей остановкой была Америка, родина Болина, на которой у него были поклонники (со времён Zephyr и James Gang)
Тур по США подарил нам бутлег с концерта 27.02.1976 в Калифорнии. Шоу записывалось для эфира радио KBFH. Первоначально в эфир планировалось пустить состоявшийся месяцем ранее концерт в Спрингфилде, но на нём группа была не в лучшей форме. От этого концерта осталось три трека, среди которых каквер композиции Дона Никса - Going Down, изначально записанной и выпущенной группой Moloch на дебютном (и последнем) альбоме в 1969 году. Эти треки были выпущены бонусом к вышеназванному бутлегу.
Сам бутлег был выпущен в 1977 году под названием On the Wings of a Russian Foxbat. В 1995 концерт был издан официально, а в 2009г. переиздан под названием Live at Long Beach.
Давайте немного отвлечёмся и ответим на вопрос о слове Россия в названии. Foxbat - кодовое обозначение Североатлантического альянса для самолёта МиГ 25, который 6 сентября 1976 года был угнан лётчиком Виктором Беленко и переправлен в Японию. Ситуация получила широкий общественный резонанс и обсуждалась в мировых СМИ. Вот так МиГ 25 попал в заголовок, никаких скрытых смыслов здесь нет.
И если вы хотите послушать Deep Purple образца Mark IV на концерте, то рекомендую именно этот альбом, в котором с первых нот слышно, что группа и Болин в частности, чувствуют себя уверено и собрано.
Но концерты в США не привели к внутренней стабилизации в коллективе. Томми всё больше погружался в наркотический дурман, давление на него как внутри группы, так и на сцене (потому что выкрики из зала: Где Ричи?! даже в на родине были частым явлением), да и сам Томми похоже стал терять интерес к группе.
Ему нравилось играть с этими музыкантами, но не нравилось работать, а, как я уже ранее писал, концерты в Deep Purple были именно работой. И на этой работе выгорели не только Томми Болин, но и Дэвид Ковердейл.
Финальной точкой стало выступление в Ливерпуле. Джон Лорд говорил, что он и Йен Пэйс, находясь за кулисами после шоу приняли решение покинуть группу, но первым озвучил это желание вокалист, который тем же вечером сказал что уходит.
Ни Болин, ни Хьюз не знали о том, что группы больше нет. Все разъехались по своим делам.
О распаде Deep Purple было официально объявлено в июле 1976 года. К тому моменту Томми уже закончил запись своего второго сольного альбома.