Найти тему
Фонотека в кармане

Путь Томми Болина, часть 2 (джаз, фанк и James Gang)

Продолжаем серию статей о музыкальном пути гитариста Томми Болина.
В первой части мы коснулись его детских лет, участия в первых группах, а также время работы в группе
Zephyr и недолговечного проекта Energy.

Закончилась первая часть этого рассказа на звонке от барабанщика Билли Кобэма нашему герою. Кобэм пригласил гитариста в Нью-Йорк для участия в записи своего первого сольного альбома.

Освободившись от диктата главного дирижёра оркестра Махавишну, Кобэм пустился в свободное плавание и, как это часто бывает, сам того не ведая, добавил ещё одну прочную опору в здание джаз-фьюжн.

Дверь в этот синтез рока и джаза открыл несравненный Майлc Дэйвис, о чём вы можете прочитать по ссылке:

Кобэм же, смешав джаз, фанк и рок в нужных пропорциях предложил молодым покупателям рок-пластинок ещё один коктейль и предложение это было принято. И я могу понять почему, послушайте открывающую альбом Quadrant 4 и все сомнения у вас отпадут.

Идея Кобэма заключалась в том, чтобы упростить материал по сравнению с тем, что он играл в Mahavishnu Orchestra, такой которым можно было наслаждаться более непосредственно т.е. сделать больше музыку для тела чем для ума, не заставляя слушателя анализировать каждый музыкальный переход.

Там, где более традиционный джазовый гитарист сыграл бы шквал сложных партий с математическим замыслом и головокружительным набором диссонирующих пассажей, Томми выдал порцию огненного рока.

И именно с альбомом Spectrum связывают переход Джефа Бэка в стилю фьюжн на его релизах Blow by Blow (1975) и Wired (1976), а также взлёт Чика Кориа с Return to Forever и гитариста Ларри Кориэлла. И именно Spectrum как-то прикупил для своей коллекции человек по имени Дэвид Ковердейл.

Стоит ли связывать успех альбома с присутствием на нём Болина, как это часто делают сейчас т.е. задним числом? Не думаю. Скорее всего, как опять же в большинстве случаев, ключевую роль сыграла совокупность обстоятельств. Возможно, будь на месте Болина тот же Маклафлин, у альбома не было бы той командной слаженности и лёгкой рок-н-ролльной небрежности.

Сам Болин вспоминал о сессиях с Кобэмом как об отличном развлечении:

Я был «в ударе»! Билли выставлял парочку бутылок пива перед каждым дублем. Поначалу он пытался написать для меня партитуру, но я сказал, что с тем же успехом он может поставить передо мной картину Пикассо, потому что я не читаю нот. Всё, что сыграно мной на этот альбоме, было импровизацией.

Несмотря на то, что он не читал нот, Томми играл много джазовых стандартов и прогрессивного джаза во время учебы, а также во времена Zephyr и особенно Energy, так что он хорошо понимал как делаются подобные джаз-фьюжн композиции.

Именно эта импровизационность по мнению Джереми Стайга, а также Джеффа Кука делает Spectrum таким интересным.

Кук:

Это сложная музыка, которая по сути является импровизационной. Томми был мастак ловить подобные моменты и играть именно то что было нужно в конкретный момент.

Согласен с тобой Джефф, у меня каждый раз мурашки по спине бегут как только Томми вступает на Anxiety/Taurian Matador.

Не будем забывать, что Spectrum всё же альбом барабанщика, и барабанов здесь тоже много, но без перебора, что лично для меня, как не любителя всяких длительных барабанных упражнений, является несомненным плюсом.

Отметим, несколько моментов, относящихся к сессиям записи альбома, проходивших в период с 14 по 16 мая 1973 года. Во-первых, гитара Болина звучит не на всех композициях, её нет на заглавной вещи, поскольку там гитар нет совсем, а также на Le Lis, в которой сыграл Джон Тропи. Во-вторых, помимо шести композиций, попавших в треклист, была записана ещё одна – All 4 One, вышедшая официально только в 2001 году на сборнике Кобэма Rudiments - The Billy Cobham Anthology.

Но All 4 One была не единственным подарком для поклонников пластинки, уже в следующем году (2002) вышел бутлег под заголовком Spectrum Session (Love Child), интересно, что вышел он под именем Томми Болина, а не Кобэма. Ну да Бог с ним с именем на обложке, ведь у нас тут целых два диска «новой старой» музыки.

-2

Качество записи этих сессий конечно хромает, но это всё же бутлег, поэтому предъявлять высокие требования к подобным изданиям не следует. Что же касается содержания, то взгляда на трек-лист, в котором присутствуют такие наименования как Instrumental (2 шт.), Jumming (4 шт.) и Unreleased Track (2 шт.) с хронометражем от 3 до почти 20 минут, достаточно чтобы понять содержимое.

Есть и композиции с названиями (No More Crying, Homeward Strut (запомните эти названия, в будущем мы ещё их увидим)), но глаз поклонника Болина и в частности периодов его присутствия в коллективах Deep Purple и James Gang точно «зацепится» за несколько моментов. Первый – подзаголовок самого бутлега (Love Child), а также присутствие в трек-листе композиции Love Child Jam. Про подзаголовок ничего сказать не могу, возможно это сугубо маркетинговый ход, что же касается джема, то смутные отголоски того, что позже станет песней Love Child в нём есть, но не более. Второй момент это ужасно записанная концертная Go Out и Praylude - Red Skies. Обе обозначены как относящиеся к наследию коллектива James Gang, что не совсем верно, поскольку Red Skies это вещь времён Energy, но об этом мы ещё поговорим.

Зачем они здесь? Для меня загадка, но мы с вами воспользуемся их присутствием для красивого перехода к следующему этапу карьеры Томми Болина – участию в коллективе James Gang.

-3

К августу 1972 года James Gang переживали очередное расставание с гитаристом. Пришедший на замену Джо Уолшу Доменико Трояно хоть и записал с группой два альбома, но по мнению барабанщика Джима Фокса группе не подходил. Джо Уолш выручил старых друзей и посоветовал им взять на замену Томми Болина.

Болин отправил музыкантам Gang ещё не вышедшие записи с Кобэмом, которыми невероятно гордился. Фокс и бас-гитарист Дэйл Питерс послушали эти записи и были одновременно впечатлены и насторожены, поскольку музыка James Gang не имела ничего общего с тем, что мы слышим на Spectrum, но всё же пригласили гитариста на прослушивание.

Томми успокоил будущих коллег, заверив что рок он тоже любит и умеет играть, что собственно и продемонстрировал Вопросов у ритм-секции Gang больше не осталось, Томми был принят.

Дэвид Гивенс вспоминал, как его поначалу удивило что Болин принял предложение Фокса, поскольку во времена Zephyr группы типа James Gang были примером того чем не хотели бы стать Zephyr – коммерческой группой, но всё же Гивенс понимал выбор Болина.

Дэвид Гивенс:

Томми был очень горд записью с Кобэмом, но всё же в это время в его личной карьере был застой, а ему хотелось хорошей жизни.

Томми был невероятно удачным приобретением, поскольку группа получила не только одарённого исполнителя, который мог играть в любом жанре и стиле, но и автора.

Работа над альбомом Bang началась в августе 1973 года, а к сентябрю уже была завершена, и дело не в неожиданно накрывшем группу вдохновении, а в том, что из девяти попавших на альбом композиций семь Томми Болин принёс в группу практически в готовом виде, а одну написал в процессе записи вместе с вокалистом Кеннером, так что мы имеет практически сольный альбом Болина, исполненный группой James Gang.

Альбом стартует со Standing in the Rain

Джимми Фокс:

Это была первая песня, которую сыграл Томми Болин, когда мы спросили: «Томми, у тебя есть что-нибудь, что мы можем использовать». И мы обалдели. В первый раз, когда я услышал, что я сказал: «Чувак, мне это нравится». Было очень весело работать с Томми, это правда. Он вдохновлял, и это, наверное, была моя любимая песня эпохи Болина.

Следом идёт простенькая блюз-роковая The Devil Is Singing Our Song. На Must Be Love звучат фанковые нотки, которые Томми успешно применит и в Deep Purple.

В целом альбом Bang достаточно простой и незамысловатый, поэтому говорить о каких-то творческих откровениях не приходится, но всё же следует отметить такие композиции как Alexis, спетую Томми. Эта тихая романтическая мелодия, украшенная гитарой в финале, родилась ещё во времена Energy. Got No Time for Trouble также была представлена на альбоме Energy, вышедшем, как я уже писал ранее, только в 1999 году.

Интересные композиции притаились в конце альбома. В From Another Time мне очень нравится фанковая основа, а Mystery красива своей загадочностью и струнными аранжировками Джимми Хаскелла, в которых есть что-то от оркестровок с одноимённого альбома Элтона Джона 1970 года.

Вскоре группа отправилась на гастроли. На сцене Болин всегда старался привносить что-то новое в свои соло партии, не повторятся, чтобы не наскучить слушателю, и в первую очередь самому себе. Со стороны Фокса такой подход находи горячую поддержку. Помимо новых песен группа исполняет классику Gang времён Уолша, Lost Woman из репертуара The Yardbirds и Кобэмовскую Stratus, на которой Болин отрывался во всю.

Но безоблачным союз Томми Болина и парней из James Gang был недолгим, вскоре гастрольный чёс стал утомлять гитариста. В нём вновь столкнулись коммерческие и творческие интересы и тяга к творчеству начала брать верх к весне 1974 т.е. спустя полгода после присоединения к группе. Но Болин не рубил с плеча и остался для работы над следующим альбомом под названием Miami.

James Gang и Томми Болин
James Gang и Томми Болин

В этот раз Томми значится автором или соавтором всех 10 композиций на альбоме. Miami не далеко ушёл от своего предшественника, подарив слушателю чуть более тридцати минут из смеси ритмичного харда (Cruisin' Down the Highway, Wildlife) фанковых мотивов (Do It (The Way You Do It) с шикарной кодой), баллад (Sleepwalker, Spanish Lover (у микрофона Томми Болин)) и наследия Energy (Red Skies (великолепна в любом исполнении)).

Как и в случае с Bang, жемчужина, а именно - баллада Head Above the Water, притаилась в конце.

Пишут, что прослушав Miami сам Ричи Блэкмор положительно оценил игру Болина назвав его одним из редких гитаристов, делающих что-то интересное.

Хорош ли альбом? Скажу так, ему идёт в плюс то что он короткий, но я никогда не был поклонником альбомов James Gang (неважно с каким гитаристом). И хоть я не поклонник компиляций, но в случае James Gang именно сборник лучших вещей для меня самый лучший способ их слушать. В прошлом году я как раз сделал такую подборку:

Альбом вышел в июле 1974 года, но к тому времени Томми уже понимал что с James Gang пора заканчивать. Как только выдавалась свободная минутка, он возвращался в Колорадо, где выступал со своими друзьями, в 1996 году часть этих записей выходила на концертнике под названием Tommy Bolin & Friends - Live At Ebbet Field 1974, на котором представлена компиляция из выступлений коллектива в клубе Ebbet Field в Денвере 3 и 4 июня.

Tommy Bolin & Friends это те же Energy, но без Тома Стивенсона и с дополнительными перкуссионистом и барабанщиком, но интересно что репертуар группы состоит в основном из кавер-версий (от Джона Маклафлина до Пола Роджерса) и блюзовых стандартов. Репертуара самих Energy на записях нет, но есть инструменталы от Болина, в частности Crazed Fandango и Homeward Strut (вы же помните трек лист Spectrum Session?). Первый - ритмичный фанк-рок, второй больше тяготеет к харду и будет включён в сольный альбом Болина. Томми явно чувствует себя уверено и свободно, уходя в инструментальные джемы и наполняя каждую секунду звуком своей гитары, прямо как во времена деблютного альбома Zephyr.

Помимо концертов Болин помогал своим друзьям в студии. В июле 1974 он поучаствовал в записи композиции Invinsible Song коллектива Rainbow Canyon. О помощи его попросил Джим Фокс, который выполнял на альбоме роль продюсера.

Ничем непримечательная композиция, известная, на мой взгляд, исключительно за счёт участия Болина.

Относительно следующей песни информация несколько противоречивая, но всё же большинство источников склоняются к тому, что она была записана в 1974 году. Речь о композиции Black Swan коллектива Coven. Ничего сверхестественного здесь Болин не играет, поэтому песня будет интересна только тем, кто собирает всё что связано с Томми.

Что до информационных противоречий, то есть версия, что композиция была записана не в 1974, а в 1976 и это чуть ли не последняя сессия звукозаписи с участием Томми, в пользу этой версии говорит и название компиляции группы Coven, на которой трек был впервые издан - Metal Goth Queen: Out Of The Vault 1976-2007 (2008) т.е. трека 1974 года на ней вроде как быть не должно, но в буклете к изданию никакой доп.информации нет.

Вернёмся к основной сюжетной линии.
В августе 1974 года Томми через менеджера сообщает о своём уходе из
James Gang и возвращается в Колорадо чтобы собрать свою группу с бас-гитаристом Стэнли Шелдоном, но тут к нему поступило предложение от ещё одного барабанщика - Альфонса Музона (встречал вариант Мозон, но я буду придерживаться варианту Музон, потому что сам Альфонс в интервью произносит свою фамилию именно так).

Альфонс Музон
Альфонс Музон

Вспоминая вдохновляющий опыт работы с Билли Кобэмом, Томми согласился. Альфонс в свою очередь знал что для нового проекта, получившего название Mind Transplant ему нужен только Томми:

Как только я услышал его игру уже не ыбло ниакой надобности проводить прослушивания. Он был гитарным гением!

К 1974 году Альфонс успел поработать с такими корифеями джаза как Гил Эванс, Уэйн Шортер и МакКой Тайнер. Он также был первым барабанщиком в группе Weather Report, с которой успел записать дебютный альбом. Но в 1974 ему, как и в своё время Кобэму, пришла мысль записать альбом, в котором были бы элементы рока и фанка, а не сложные джазовые структуры.

Репетиция Альфонса и Томми проходила 6 октября 1974 года и была записана на магнитофон. До 1993 года эти записи оставались недоступными для слушателей, пока при переиздании Mind Transplant на CD к основному треклисту не добавили двадцатиминутный джем The Real Thing - часть той самой репетиции.

А в 1999 году в серии Tommy Bolin Archive был выпущен диск Fusion Jam - почти час музыки. В записи помимо The Real Thing присутствуют отрывки из Homeward Strut, фрагменты из битловской A Day in The Life и наброски будущей Love Child. Зоркие фанаты явно заметят пересечения с джем-сессиями с Билли Кобэмом.

Я понимаю, что далеко не всем нравятся подобные записи, которые представляют собой этакие музыкальные упражнения, но уверен, что поклонникам Болина будет интересно.

Сессии для Mind Transplant были записаны на студии Wally Heider Recording Studio «3» в Голливуде 4, 5, 6, 9 и 10 декабря 1974 года. За клавиши и бас-гитару отвечали Джерри Питерс и Генри Дэвис, за ударные - Альфонса, а гитаристов было целых трое. Помимо Томми в записи участвовалм Ли Рейтерон и Джей Грейдон.

Альфонс не делил сессии между гитаристами, а приглашал сразу всех троих, из которых Томми был единственным, кто не знал нотной грамоты и играл на слух.

Единственным ограничением со стороны Музона был запрет на импровизации вне сольных партий, в остальном - полная свобода, даже большая чем при работе над Spectrum, поскольку там вторым солирующим инструментом были клавиши Яна Хаммера, здесь же - только гитара.

Партии Томми попали на 4 композиции из 8, в частности на Snow Bound, Carbon Dioxide, Golden Rainbows, Golden Rainbows.

Мой личный фаворит - Golden Rainbows, но я настоятельно рекомендую слушать весь альобм от и до, это отличный образец фьюжн музыки.

После завершения работы над Mind Transplant Томми работал над демо своего сольного альбома, а также вместе со Стэнли Шелдоном продолжал попытки сформировать постоянную группу. Так с Томми познакомился клавишник и вокалист Ронни Бейрон, который в свою очередь знал известного музыканта Доктора Джона.

Томми была близка музыка Джона и в начале 1975 года он с удовольствием принял его приглашение поработать вместе, к тусовке подтянулся и Альфонс.

Сессии были подготовкой к новому альбому Доктора Джона под названием Hollywood Be Thy Name (1975). Есть версия, что Болин действительно участвовал в записи как минимум заглавной композиции альбома, но потом его партии перезаписал другой гитарист и они в финальную версию не попали, есть же вариант что где-то гитара Томми на альбоме всё же звучит. Проблема в том что данный альбом является концертным, пусть и записанным на студийном концерте перед небольшой публикой, поэтому как осуществлялась "перезапись" непонятно.

В выходных данных альбома Томми Болин не указан, на сайте Доктора Джона сведений об этом тоже нет, но в Википедии имя Болина в качестве музыканта, участвовавшего в записи альбома значится. Полагаю что на на самом альбоме гитары Томми всё же нет, но демо версии записей в Доктором Джоном существуют, причём не только заглавной композиции, но и треков Stick with Me и Love Without An End.

Композиции пропитаны R&B и фанком и жаль что они так и не вышли.

Как не вышло у Томми и Стэнли Шелдона с новой группой, они так и не смогли сформировать стабильный состав, а менеджер Барри Фей устал безрезультатно вкладывать деньги.

Шелдон надолго без работы не остался, поскольку на него вышел гитарист Питер Фрэмптон, с которым Шелдон записал один из самых успешных релизов Фрэмптона - Frampton Comes Alive (1976).

Шла первая половина 1975 года. В начале апреля из Deep Purple уходит Ричи Блэкмор, и музыканты группы начинают искать ему замену... Поиски были непростыми, но однажды к Джону Лорду в гости заскочил Дэвид Ковердейл с пластинкой в руках и сказал, что Лорд просто обязан это послушать.

Этой пластинкой был альбом Spectrum Билли Кобэма.

Продолжение следует....