Найти тему
Фонотека в кармане

Путь Томми Болина, часть 4 (соло)

Оглавление

Предыдущие части истории о Пути Томми Болина по ссылке:

Путь Томми Болина | Фонотека в кармане | Дзен

Предыдущая часть нашей истории о Томми Болине была посвящена его сотрудничеству с группой Deep Purple и завершилась на официальном объявлении о распаде группы (июль 1976), к моменту которого у Болина уже был закончен второй сольный альбом.

Сейчас же мы вернёмся в начало 1975 года, когда Томми по просьбе Роланда Пакуина записывал соло партии для дебютного альбома канадской группы Moxy.

В состав группы Болина никто не приглашал, он был просто парнем со стороны, которого попросили помочь. Пакуин в своё время работал тур-менеджером с James Gang и знал Болина, а Томми в апреле 1975 находился в «подвешенном» состоянии, так что работа с Moxy стала неким стабилизирующим фактором на этот период. Заодно Томми привлёк и Тома Стефенсона, сыгравшего на клавише в композиции Fantasy.

А помощь Болина понадобилась из-за ссоры гитариста Moxy Эрла Джонсона с их же продюсером Марком Смитом, завершившейся изгнанием первого из студии.

К моменту ссоры Джонсон успел записать все соло партии к композициям Sail On Sail Away и Can't You See I'm a Star, а также к финальной части трека Train. Все остальные соло отдали на откуп Томми. И он справился.

В своё время я не знал о масштабах участия Болина в дебютнике Moxy и думал что он сыграл там 1-2 соло, как приглашённый гость. И вот при прослушивании дискографии группы в уши тут же бросилось различие в гитарной работе на первом и втором альбомах (различия были не в пользу второго), которые писались практически в стык друг с другом и в неизменном составе. Как же так вышло что за столь короткий промежуток гитарист стал сочинять хуже? Ответ оказался простым, а дебютник для меня так и остался самым любимым их альбомом.

Из треков отмечу Moon Rider (Moonrider), Time to Move On и Out of the Darkness.

Во второй части истории Болина я писал о том, что Томми так и не удалось собрать стабильную концертную группу, но это не мешало ему периодически работать в студии. Ещё до Moxy он в первые месяцы 1975 года джемовал с Бобби Берги м Стэнли Шелдоном, в студии Glen Holly в Лос-Анджелесе (записи с тех репетиций можно послушать на сборниках Tommy Bolin: After Hours - The Glen Holly Jams Vol. I и Tommy Bolin: Naked II.

Ещё одним местом для подготовки демо-материала была студия в Санта-Монике, в которой Болин познакомился с Карлом Уилсоном из The Beach Boys, который посоветовал гитаристу самостоятельно спеть на своём сольном альбоме. Совету пришлось внять, поскольку от изначальной задумки записать альбом составом: Болин (гитара); Шелдон (бас); Ян Хаммер (клавиши); Ленни Уайт (барабаны) и Майк Финниган (вокал) в деле, помимо Болина, остались только Хаммер и Шелдон.

Демо-записи приглянулись лейблу Nemperor, главой которого был друг Барри Фея Нат Вайс

Альбом записывался в три захода. В июле в студии The Record Plant состоялась первая сессия, во время которой Томми уже официально числился в составе Deep Purple и группа была в ожидании своего нового гитариста, чтобы в августе начать работу над Come Taste the Band у Бобби Берги таких привилегий не было и он трудился на два фронта, работая в одной студии над Teaser, а в другой над альбомом Бадди Майлза More Miles Per Gallon (1975). Во время тех сессий были записана основная часть альбома, в том числе те композиции, которые не вошли в итоговый трек-лист, в частности Crazed Fandango.

Стэнли Шелдон
Стэнли Шелдон

Основными сайдменами Томми на тех сессиях был Стенли Шелдон на басу (записал 6 треков из 9), остальные музыканты участвовали эпизодически. Примечательно участие Джеффа Поркаро на ударных в композициях Homeward Strut, Teaser и Dreamer, который через два года станет сооснователем Toto.

На трёх композициях отметился клавишник Дэвид Фостер из Skylark, который незадолго до работы с Томми записывался на Extra Texture (1975) Джорджа Харрисона.

В Dreamer также звучит голос Гленна Хьюза, правда инкогнито, и только в последних строчках. Ходили слухи что на огонёк также заглядывал Джон Лорд, но подтверждений этому не нашлось.

Из записанных на той сессии композиций в альбом вошло семь, оставшиеся две записывались в сентябре, уже после работы Томми над Come Taste the Band, но до начала турне в его поддержку. Работа переместилась в Electric Lady Studio, теперь уже на два фронта трудился Стэнли Шелдон, играя и с Томми и дописывая бас на Frampton Comes Alive (1976).

За клавишами к музыкантам присоединился Ян Хаммер, работавший с Томми уже в третий раз и помимо своего основного инструмента, сыграл ещё и на барабанах в композиции People People. Это была вынужденная мера, поскольку основной барабанщик той сессии Нарда Майкл Уолден застрял в пробке, а оплаченное студийное время шло.

Сразу небольшая оговорка, на латинице имя Майкла пишется Narada Michael Walden т.е. с троекратным "а" в первом имени, но произносится это имя как Нарда т.е. с замалчиванием второго "а", по крайней мере именно так имя произносит сам барабанщик и так его представляет Томми Болин на концертах.

Нарда Майкл Уолден
Нарда Майкл Уолден

К записи композиции Marching Powder Нарда успел, да видимо был так разгорячён, что группа записала её живьём, и, как указывают некоторые источники, без дублей и почти без наложений, правда насчёт дублей есть сомнения, но об этом позже.

Финальная сессия прошла в октябре 1975 года в Лондоне. Примечательна она присутствием Фила Коллинза, сыгравшем на перкуссии в Savannah Woman, на той же студии альбом и сводился, а 17.11.1975 лёг на полки магазинов.

Альбом открывается ритмичной вещицей The Grind с отличным клавишно-гитарным дуэтом Болина и Дэвида Фостера. С гитарными наложениями Томми поработал на славу.

Не уступает заглавному треку в ритмичности и Homeward Strur, которую Томми "рекламировал" во время турне с Purple.

С ней в связке следует упомянуть Wild Dogs, которую также исполняли Purple. Фанковых элементов здесь нет, а вот харда хоть отбавляй, начинающаяся как баллада Wild Dogs постепенно обрастает плотным гитарным звуком уходя в финале в бесконечную коду. Это бесконечная кода была в полной мере продемонстирована в альтернативной версии композиции на переиздании 2012 года, длящейся 14 минут.

Дабы отдохнуть от гитары, хотя это странное желание при прослушивании альбома гитариста, но всё же, Томми представляет нам уже знакомую Dreamer, авторства Джеффа Кука. Звучит прямо таки в стиле Элтона Джона, если не считать эмоциональной соло-партии Болина в финале.

На похожем приёме построен и финальный трек альбома - Lotus, только здесь за мягкость отвечают не клавиши, а также гитара Томми. Отмечу что на переиздании альбома присутствует расширенная версия композиции (11 минут 24 секунды), обозначенная как Oriental Sky (Lotus) и это тот случай, когда я бы оставил на альбоме именно эту версию, правда за отсылку к The Beatles скорее всего пришлось бы выплачивать авторские, что нерентабильно с точки рзрения бизнеса.

-5

Есть в Lotus и элементы музыки регги, к которой Томми обратился и на People People, отдав при этом ведущую партию саксофонисту Дэвиду Сэнборну.

Сэнборн отметился и в треке Marching Powder самой джаз-роковой композиции на пластинке, музыканты здесь безумствуют. На переиздании альбома 2012 года под названием The Ultimate Teaser есть альтернативная версия композии (вот почему у меня были сомнения в отсутствии дублей), которая почти на 2,5 минуты длиннее, что сказалось на плотности музыки, но звучит она не менее круто.

От самой джаз-роковй перейдём к, на мой взгляд, самой неудачной - Savannah Woman. Единственное, что в ней примечательно - участие Фила Коллинза, хотя не прочти вы об этом в выходных данных альбома, то вряд ли бы догадались.

Ну и на сладкое - одноимённый трек. Томми здесь отрывается на полную. Гитары, много гитар, ещё больше гитар! Отличная, как и весь альбом, демонстрация таланти Болина-гитариста, Болина-аранжировщика и Болина-композитора. Проседает роль Болина-вокалиста, но он сам не жаловал свой вокал, хотя голос у него приятный, но Болин не певец.

Прежде чем продолжить историю давайте сразу поговорим о наследии альбома. Очень долгое время мне казалось что Teaser единственный сольный альбом Болина. Его регулярно переиздают, постоянно добавляя всё новые и новые бонус-треки, если вы услышите какой-либо кавер на Болина, то это с вероятностью 95% будет песня с Teaser.

К примеру кавер на заглавный трек делала группа Motley Crue

а их вокалист Винс Нил на своих сольных шоу устраивал во время исполнения этого трека улётный гитарный джем. Ещё одни легенды 80-х Van Halen в пору клубной юности часто исполняли The Grind.

Заканчивая блок текста об альбоме ещё раз обратимся к переизданию 2012 года под заголовком The Ultimate Teaser, которое помимо упомянутых выше альтернативных версий композиций из альбома, содержит ряд бонус-треков, о которых далее.

Есть две версии Fandango - безумная (crazed) и мягкая (smooth). В первой превалирует яркая партия саксофона, Томми здесь больше отвечает за ритм, во второй ведут мягкие клавиши и гитара.

В копилку к The Grind и Homeward Strut можно добавить инструментал Cookoo - расслабленный прифанкованный инструментал, я бы даже поставил его в альбом вместо Savannah Woman, хотя это сузило бы стилистическое разнообразие пластинки.

Для любителей гитарных джемов есть Flying Fingers, на мой взгляд достаточно неубедительная вещь, а для ценителей мягкой гитары приятный инструментал Chameleon.

Чтобы продвигать альбом были необходимы гастроли, но в ноябре 1975 у Болина не только не было своей группы, но и играл он в чужой, а именно в Deep Purple. Продавался Teaser неплохо, порою даже не хуже Come Taste the Band, что порою приводило к конфликтным ситуациям между Томми и Гленном Хьюзом, который очень бесился от того, что на автограф-сессиях в музыкальных магазинах ему приходилось сидеть на фоне постеров с альбомом Томми, а не Deep Purple.

Несмотря на гастрольное фиаско с Deep Purple, туры как таковые были Томми интересны и он размышлял над собственным составом, а замах у парня был ого-го. Ему хотелось получить в состав Стива Уинвуда, Билла Бруфорда и Терри Боззио.

Велись ли какие-то переговоры с этими музыкантами неизвестно, но к марту 1976 года коллектив под незамысловатым названием Tommy Bolin Band был сформирован и представлял собой квинтет: Болин, Норма Джин Белл (саксофон, играла с Махавишну, Стивом Уинвудом и Фрэнком Заппой), Марк Стайн (Vanilla Fudge), Реджи Макбрайд (Rare Bird) и Нарда Майк Уолден.

28.04.1976 у группы состоялся первый концерт, а в тот же день через три часа – второй. В 2000 году записи этих концертов вышли на CD First Time Live (2000).

-6

В плане сет-листа Томми был демократичен и с радостью разрешил Стайну исполнить его композицию I Feel in Love, а Нарде вставить в шоу свою авторскую Delightful, сочинённую им совместно с Болином незадолго до начала тура.

Музыканты были воодушевлены успешным началом гастролей и атмосферой, царившей внутри группы (замечу, что чуть ли не каждый состав с участием Болина начинал воодушевляюще, а заканчивал распадом), но, как и в случае с гастролями Deep Purple, Болин был очень нестабильным персонажем. Все видели в нём потенциал, но пристрастие в алкоголю и веществам не давали этому потенциалу реализовываться на постоянной основе.

Уолден:

Томми всё сильнее зависел от наркотиков. Мы были друзьями и часто обсуждали эту тему. Он делился своими переживаниями и говорил, как ему тяжело, но эти разговоры были лишь разговорами.

Тур преждевременно завершился 26 мая в Нью-Йорке, Томми был пьян и чуть не падал на сцене, что стало последней каплей для Уолдена, как и для представителей лейбла Nemporer, пришедших на концерт. Не спасло и представление новой песни Post Toastie. Нат Вайс, хоть был другом Барри Фея, но закрыть глаза на этот провал не мог.

Последующие концерты были отменены, Tommy Bolin Band распался, правда ненадолго, а контракт с лейблом Nemporer расторгнут.

-7

Будучи человеком со связями Барри Фей вскоре пристроил Томми на лейбл Columbia Records. К этому времени у гитариста уже было много демо-набросков к новому альбому, которые он показывал продюсеру Деннису Маккею.

Маккей видел в этих песнях талант Болина, но одновременно ощущал, что их автора начинает тяготить сочинительская стезя.

Маккейн:

Ему больше хотелось повеселиться, а не писать песни. Нет, это не лень, просто он не мог погрузиться в этот процесс полностью. А когда приходилось всё же браться за написание песен, он будто хотел побыстрее от этого избавиться.

Первый замысел альбома, который в итоге получил название Private Eyes, состоял в том чтобы сделать двойную пластинку, часть которой составят мягкие лирические песни, а вторую – тяжёлый материал и назвать её Whips and Roses. Но в итоге от этой концепции отказались, а Whips and Roses стало названием для очередного архивного сборника Томми.

Главным отличием от Teaser было наличие постоянного состава музыкантов. Все кто был в Tommy Bolin Band за исключением Уолдена, которого заменил Берги, остались с Болиным для работы в студии.

Записываться планировали быстро. Арендовали Cherokee Studios, в которой в то же время работал Дэвид Боуи создавая Station to Station (1976).

8 июня записали Shake the Devil и уже игравшуюся на концертах Post Toastee. На следующий день - You Told Me That You Loved Me и Gypsy Soul, 10 июня Hello, Again, 11 – Someday Will Bring Our Love Home, в которой вместо Берги играл Кармайн Эппис.

12 июня был вынужденный перерыв, поскольку Болин захотел познакомиться с Джеффом Беком, дававшим в тот день концерт в городе Бербанк. Сказано – сделано. В тот же день Болин, Бек и Бёрги джемовали в студии Glen Holly (интересно что Бек играл н басу), эти записи, увы в не самом лучшем качестве, сохранились.

14 июня записали Sweet Burgundy и Bustin' Out for Rosey и черновой вариант альбома был готов.

Подобная скорость объясняется, помимо прочего, ещё и тем что Томми придерживался позиции: чувство важнее совершенства. Да, партия могла быть сыграна не идеально, но главное – искренне.

Два следующих дня заняло наложение гитарных партий, а после Томми и Деннис отправились в Лондон для записи соло и финального микширования.

Через месяц Tommy Bolin Band вновь отправились на гастроли, хотя альбом выйдет только в сентябре. Группа вновь была вдохновлена и полна энтузиазма, но, как и в прошлый раз, эта идиллия была скоротечной. К концу июля Макбрайд и Берги покинули группу. Их заменили Джимми Хэспил на басу и брат Томми – Джонни Болин на ударных.

-8

Альбом открывается с регги-ритмов Bustin' Out for Rosey, расслабленной композиции с многоголосием. Ещё более воздушно звучит Sweet Burgundy, напористый хард и ритмичный фанк дебютника растворились в дымке. Но ненадолго.

На Post Toastee группа возвращается к гитарным делам, хотя явно не без помощи Cream. Болин явно наслаждается своей продолжительной сольной партией, в копилку к хардовым трекам добавляем Shake the Devil. На этом хард-роковый блок закончился и мы вновь погружаемся в беззаботную негу (Gypsy Soul, Someday We'll Bring Our Love Home), а на Hello, Again Болин даже использует в аранжировке смычковые инструменты.

И казалось бы на этой убаюкивающей композиции можно было бы и закончить, но группа решает немного взбодриться в финальной You Told Me That You Loved Me, композиция в своей коде уходит в джаз-роковый джем.

Берги видит в альбоме тёмную энергетику, и считает что тому виной героин, хотя и во временя Teaser Томми употреблял, но на нём всё же доминирует энергия созидания.

Не знаю, может Берги, как участнику тех сессий виднее, да и угол зрения у него другой, но мрака в Private Eyes я не ощущаю. Он безусловно проще дебютника, но похоже у Болина такая цель стояла изначально, чтобы песни взяли на радио. Может быть в этом упрощении и кроется некое забвение Private Eyes в сравнении с дебютником.

Сразу после выхода альбома начался очередной этап тура, в частности группу того периода можно услышать на концертнике Live at the Northern Lights Recording Studio Seprember 22.

-9

Томми держался неплохо, к тому же Хэспил и Станй (придерживавшиеся в тот период здоровогj образа жизни) старались максимально оберегать своего лидера от героина, что им порою удавалось. Хотя общий разгульный образ жизни группы не способствовал высокому качеству шоу. Было в коллективе и слабое звено в лице Джимми Болина, и он понимал что его прямолинейный стиль хоть и нравится зрителям, но не кореллируется с уровнем других музыкантов. В начале октября Джимм покинул состав, а у Томми снова начались проблемы с голосом.

Следующим ушёл Стайн, который считал, что менеджмент ничего не делает чтобы излечить Томми от зависимости, Фэй эти обвинения отвергал, говоря что никаких проблем у Томми не замечал, а тот ему не жаловался.

Группа распалась, но тут с Томми вновь связался Билли Кобэм, предложив посотрудничать и записать альбом в стиле фанк-рок, жаль что этому замыслу не суждено было сбыться.

-10

Идею группы Томми не оставил и привлёк в коллектив Макса Гроненталя, с которым играл ещё в Energy, а Макс в свою очередь порекомендовал взять на место барабанщика Марка Крейни, игравшего с начала 1976 года с Жаном Люком Понти.

У группы были планы записать в таком составе следующий альбом Томми, первой ласточкой для которого могла бы стать Faded Satin Lady, написанная Гроненталем и Болином (вышла на дебютном альбоме Макса Whistling in the Dark (1979)).

У Томми уже были демо-версии таких треков как Celebration, Gypsy Moon и Soul Driver. Предполагал ли кто-либо что в ноябре 1976 года над головой гитариста уже был занесён топор судьбы.

Гроненталь уже после смерти Томми говорил, что Болин потерял интерес к музыке, его интересовал только поиск «кайфа».

В интервью от 23.11.76 Томми сообщил что после окончания гастролей по югу США с Джеффом Беком, которые должны начаться через 2 дня и составят 15 шоу, он планирует начать работу над новым альбомом, который выйдет в марте 77. Альбом, со слов Хэспила, должен был называться I Gotta Dance.

Последний концерт Томми состоялся 3 декабря 1976 года и запечатлён на релизе Live In Miami At Jai-Alai - The FInal Show, в ночь с 3 на 4 декабря Болин умер.

-11

Жизнь закончилась, но не закончилась музыка.

Продолжение следует....

Подписывайтесь на канал, будет интересно