Вышли из Гента, преодолели шторм в Северном море. Следующий порт захода Осло, столица Норвегии. Там не было никаких юбилеев, фестивалей и празднований. Официально - ответный визит. Норвежский барк «Christian Radich»" заходил в 1977 в Ленинград.
В Осло не было дней открытых дверей, посетителей не приглашали. Мне причины неизвестны, кто бы курсанту что-то говорил. Могу только предполагать, что если с бельгийцами мы ещё могли как-то соревноваться, то норвежцам нам предъявить было нечего. Уже в то время жизненный уровень в Норвегии был значительно выше нашего. Добыча нефти и газа в Северном море принесла гражданам богатство. Сверхприбыли не складывались в общую кубышку, а распределялись по персональным счетам. Были наложены какие-то ограничения против человеческих слабостей. То есть пропить, прогулять эти деньги было невозможно, но можно было вложить в какое-то дело и получать уже свой доход. И здесь уже пространство для собственной инициативы и собственной ответственности. Здравоохранение в Норвегии было бесплатно, кроме стоматологии и кардиологии. Причиной болезней зубов и сердца они считали неправильный образ жизни. Занимайся спортом, ешь меньше сладкого. Минимальные, но не маленькие, уровни зарплаты, пенсии, образования гарантировались государством, а дальше крутись сам. Время показало, что так было правильно.
А в Советском Союзе стремились всем раздать немного, но поровну. Вроде как по справедливости. В конечном счете воспитали в массе своей пассивных граждан. И где вы видели теперь справедливость? Ну и имеем то, что имеем.
Это так, реплика в сторону. В Осло всю заботу о судне и экипаже взяло на себя посольство в Норвегии. Может повлияло, что посол Кириченко был происхождением из Херсона. Если в Генте мы фактически работали, то в Осло мы отдыхали. Экипажу организовали экскурсии по городу. Как говорят, Норвегия дала миру по одному великому в разных областях. Это покоритель полюсов Амундсен, ученый Хейердал, композитор Григ, писатель Ибсен, художник Мунк, скульптор Вигеланд.
Была экскурсия в музей "Кон-Тики" и "Фрама". Морская слава Норвегии бережно сохраняется. Готовя этот материал, зачитался историей полярных открытий. Там столько страстей, но не буду уходить в сторону. Может позже проработаю эту тему.
Еще была экскурсия в музей Мунка и парк Фрогнер(Вигеланда). В контексте того советского времени я даже имён таких не слышал. Социалистический реализм это главное наше. Признаем отдельных западных современных художников, как коммуниста Пикассо. А это не наше, не советское искусство, потому и не упоминаем. Экскурсию вела женщина из посольства, знающая, понимающая и увлеченная искусством. Там я современное искусство принял и до сих пор с удовольствием хожу на выставки. Для расширения кругозора важно встретить в жизни того, кто умеет рассказать о художниках и их произведениях.
Посольство пригласило к себе поиграть в волейбол. Продули, но и понятно, у дипломатов сыгранная команда, а у курсантов только молодость. После игры устроили сладкий стол для гостей. Посольство в хвойном лесу, красиво, уютно. Потом у меня долго сохранялась убежденность, что вот дипломаты то у нас душевные люди, элита государства. Может в Советском Союзе оно так и было, когда за границей наших раз два и обчёлся, и рад каждому своему. Сейчас не так.
В завершение визита приём на борту "Товарища". Опять для затравки показательная постановка парусов, потом на главной палубе банкет-фуршет. Наше посольство, послы соцстран, капитан и старшие офицеры экипажа. Человек 70. Посол очень гордился, что удалось пригласить министра иностранных дел Норвегии. Антураж парусника видимо поспособствовал. Я как раз стоял на вахте у трапа. Вереница черных "Мерседесов" вдоль борта, важные люди поднимаются по трапу. Но алкоголь и атмосфера праздника расслабляют. В какой-то момент пропал министр иностранных дел. Подняли голову. Министр и профессор Кондрашихин на марсовой площадке, нашли какую-то общую тему. Никто не заметил, как забрались. Капитан срочно вызвал боцмана со страховочными поясами. Одели пояса на министра и профессора и давай спускать на палубу. На вантах пояса совершенно бесполезны, но если упадут, по крайней мере техника безопасности соблюдена. Всё закончилось благополучно. Приём продолжился. Под это дело я думаю ещё прошли дополнительные тосты. Дипломаты покидали борт пьяные и довольные. Вахтенному у трапа тоже достались обнимашки от послов и министра.
На следующий день мы покинули гостеприимный Осло. Следующий порт захода Лиссабон.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить публикации. Комментарии приветствуются. И поставьте автору лайк, он будет вам благодарен. Продолжение здесь.