16,9K подписчиков

Про поезда забыли: Rail Baltica не заработает и в 2032-м

1,9K прочитали
Средства на закупку поездов в проекте Rail Baltica не запланированы © CC BY-NC-SA 2.0 / mwmbwls
Средства на закупку поездов в проекте Rail Baltica не запланированы © CC BY-NC-SA 2.0 / mwmbwls

Хотя официальной датой завершения строительства панбалтийской железнодорожной магистрали Rail Baltica остается 2030 год, в действительности открытие железной дороги возможно не раньше III квартала 2031 года, заявил председатель правления Rail Baltic Estonia OÜ Анвар Салометс. Как показывает отчет госконтролеров Латвии, Литвы и Эстонии, и эта дата реализации громкого проекта нереальна.

Манипуляция сроками

В апреле 2021 года компания Rail Baltic Estonia OÜ представила дизайн будущего скоростного поезда и пообещала, что железнодорожное сообщение начнется в 2026 году. Общественности сообщили точные цены на билеты из Таллина: до Пярну - 14 евро, Риги - 38 евро и Вильнюса - 76 евро. Сколько будет стоить железная дорога в целом, сказать тогда никто не мог.

Через полгода в промежуточном отчете о реализации Rail Baltica Министерство экономики и коммуникаций Эстонии непоколебимо утверждало, что железная дорога может быть введена в эксплуатацию в 2026 году, хотя анализ Госконтроля однозначно показал, что отставание от этого срока составляет почти 5 лет.

Еще 2 месяца спустя Rail Baltic Estonia OÜ объявила, что реалистичный срок завершения строительства железной дороги - 2030 год. То есть всего за пару месяцев срок завершения строительства железной дороги увеличился на несколько лет.

Разумеется, за эти дни или месяцы не возникло никаких неожиданных обстоятельств, о которых не было бы известно заранее. Все было известно, но считалось необходимым приукрасить текущее состояние проекта и не сообщать неприятные новости - будь то перенос сроков или увеличение стоимости проекта.
Страны Балтии не осилили даже такой прозрачный проект © Rail Baltica
Страны Балтии не осилили даже такой прозрачный проект © Rail Baltica

Достроить и поехать

Общественность в странах Балтии с интересом наблюдает за тем, когда завершится строительство железной дороги. Но еще важнее другой момент - когда готовую железную дорогу можно будет начать эксплуатировать. Эти сроки не наступят одновременно, потому что после завершения строительства железной дороги необходимо выполнить еще ряд действий, прежде чем начать ею пользоваться.

Госконтроль трех стран Балтии сначала называл 2030 год как срок завершения строительства Rail Baltica и 2031-й - как срок ввода в эксплуатацию. Однако в ходе работы над отчетом выяснилось, что, например, первая реальная дата завершения строительства участка от Пярну до границы с Латвией - это 2031 год, а дата ввода в эксплуатацию - 2032-й.

При публичном обсуждении стоимости Rail Baltica говорят, как правило, не про общую стоимость проекта, а про затраты конкретно на строительство железной дороги. Хоть они и составляют львиную долю стоимости проекта, но затраты на ввод железной дороги в эксплуатацию тоже достаточно велики, чтобы включить их в планирование.

Шансы, что Rail Baltica так и останется красивой картинкой, с каждым годом все выше © RB Rail
Шансы, что Rail Baltica так и останется красивой картинкой, с каждым годом все выше © RB Rail

Забыли про поезда

Например, на закупку местных поездов для трех стран Балтии потребуется в общей сложности 300 миллионов евро. Кроме того, по оценкам специалистов, после ввода Rail Baltica в эксплуатацию Эстонии потребуется от 62 до 89 миллионов евро в год из государственного бюджета на эксплуатацию и техническое обслуживание железной дороги.

На закупку поездов средств запланировано не было, и, конечно же, никто не начал подготовку к их закупке.

В ходе работы над отчетом органы госконтроля трех стран выяснили, что время, необходимое для ввода поездов в эксплуатацию, с момента принятия решения об их закупке составляет 8 лет: 2 года на подготовку и проведение закупок, 4 - на поставку подвижного состава и еще 2 - на испытания.

Иными словами, если решение о покупке поездов принимается сейчас, в июле 2024 года, то реальным сроком ввода поездов в эксплуатацию будет июль 2032-го.

Однако поезда не могут быть закуплены до тех пор, пока не будет принято решение о финансировании и не будет найден его источник. Необходимым условием закупки поездов является также решение вопросов о том, кому они будут принадлежать и по какой модели будут эксплуатироваться. Этих решений тоже нет.

Замкнутый круг безденежья

Чтобы справиться с выросшим в разы бюджетом проекта, правительства Эстонии, Латвии и Литвы готовятся сократить объем работ и сосредоточиться на первом этапе на строительстве основной железнодорожной линии. Но сокращение объемов работ означает, что многие местные станции будут построены частично, то есть вместо зданий станций пассажиры в Эстонии смогут пользоваться навесами, в Латвии и Литве некоторые станции на первом этапе вообще не будут построены, а вместо двух пар путей на некоторых участках линии будет построена только одна.

Лихое начало строительства обернулось пшиком © Sputnik
Лихое начало строительства обернулось пшиком © Sputnik

Говорить о реалистичных сроках завершения проекта Rail Baltica, не зная, откуда возьмутся деньги на строительство железной дороги и покупку поездов, бессмысленно. Ситуация усугубляется прогнозируемым дефицитом финансирования со стороны Евросоюза в 2027-2028 годах. Это потребует большего вклада от трех стран Балтии.

Если в этот период не будет необходимого финансирования, то ввод железной дороги в эксплуатацию значительно задержится. И, скорее всего, это снова приведет к увеличению его стоимости.

Если деньги на покупку поездов не запланированы, невозможно будет провести их покупку, что приведет к задержке ввода железной дороги в эксплуатацию и не позволит оправдать стоимость инвестиций, вложенных в железную дорогу.

На последовательное решение всех вопросов, возникающих в процессе строительства Rail Baltica, ежегодно требуются дополнительные сотни миллионов евро. Однако финансовые возможности всех трех государств Балтии настолько хорошо известны, что даже сложно представить - когда же в реальности по Rail Baltica пойдет первый поезд.