Найти в Дзене
Agile в бизнесе

Эмоциональный интеллект лидера: ключ к успеху управления командой

Купила мужу книгу, не удержалась, прочитала и проработала сама. Я не просто читаю книги, а создаю по ним воркшопы (для себя, для команд, для руководителей). Вот в этот раз написала план действий, если будет полезно, поставьте, пожалуйста,реакцию на статью, чтобы пригодилась и другим. Люди уникальные. Вы знаете, что у нас 13 интеллектов? Теорию множественного интеллекта разработал профессор психологии Гарварда 40 лет назад (1983г) Говард Гарднер. Далее сторонники начали уточнять и декомпозировать и выделяют уже 13 видов интеллектов. Всем знаком классический IQ - ментальный интеллект. Это показатель наших когнитивных способностей: умением ли обобщать, анализировать, строить причинно-следственные связи. Но по факту, он не отражает эрудированность или образованность человека. Далее ввели в понятие EQ - эмоциональный интеллект. Способны ли анализировать свои чувства, понимаем ли эмоциональное состояние других людей, умеем ли сохранять самоконтроль и как взаимодействуем с окружающими. Рабо
Оглавление
Ася Андреева, эксперт, фасилитатор, agile-коуч в бизнесе
Ася Андреева, эксперт, фасилитатор, agile-коуч в бизнесе

Купила мужу книгу, не удержалась, прочитала и проработала сама.
Я не просто читаю книги, а создаю по ним воркшопы (для себя, для команд, для руководителей). Вот в этот раз написала план действий, если будет полезно, поставьте, пожалуйста,реакцию на статью, чтобы пригодилась и другим.

Интеллекты бывают разные

Люди уникальные. Вы знаете, что у нас 13 интеллектов? Теорию множественного интеллекта разработал профессор психологии Гарварда 40 лет назад (1983г) Говард Гарднер. Далее сторонники начали уточнять и декомпозировать и выделяют уже 13 видов интеллектов.

Всем знаком классический IQ - ментальный интеллект. Это показатель наших когнитивных способностей: умением ли обобщать, анализировать, строить причинно-следственные связи. Но по факту, он не отражает эрудированность или образованность человека.

Далее ввели в понятие EQ - эмоциональный интеллект. Способны ли анализировать свои чувства, понимаем ли эмоциональное состояние других людей, умеем ли сохранять самоконтроль и как взаимодействуем с окружающими.

Эмоциональный интеллект лидера

Работаю с бизнес-командами и участвую в проектах по внедрению изменений. Могу с уверенностью сказать, что EQ крайне важен.

В каких ситуациях он играет решающую роль:

  1. В суматохе, авралах и операционных пожарах важно сохранить ясность ума, сосредоточиться на главном и правильно воспринимать любые ситуации.
  2. Развитый EQ делает людей гибкими и справляться с изменениями.
  3. Заметнее всего развитый EQ проявляется во взаимодействии с коллегами, быстром росте по карьерной лестнице.
  4. Для лидера EQ - это про развитие лидерских качеств, мотивацию и поддержку сотрудников.
  5. EQ - про возможность укреплять отношения, создавать приятную атмосферу в командах.

Отлично, а делать то что?

Именно это я и предлагаю узнать через знания из книги “Эмоциональный интеллект лидера”. (Автор Леонид Кроль, тренер и профессор НИУ ВШЭ).

Сразу оговорюсь, что в статье мало цитат из книги, потому что она на 60% состоит из примеров и на 30% из размышлений автора. Здесь же скорее я резюмирую смыслы и добавляю практические инструменты для внедрения этих смыслов.

EQ - это точное улавливание собственных эмоций, понимание того, откуда они взялись. Когда мы видим эмоции, то лучше видим и реальность.

EQ помогает стать успешным, потому что это единственная работающая мотивация.

В сложные времена эмоциональный интеллект не нужен. Поэтому мы так воспитаны, что чувства не важны и не нужны. Терпеть, подавить, никому не доверять. По мнению автора, это преимущественно российские бессознательные убеждения.

В РФ считают, что лидеру не нужен EQ, ведь идеальный лидер - машина, принимающая решения. Но, конечно же, это не так.

Замечание от автора книги: Эмоциональный интеллект есть у людей и нет у нейросетей. То есть это наше потенциальное конкурентное преимущество. Если только мы с ним научимся обращаться.

Семь ступенек, формирующих эмоциональный интеллект:

  1. Осознанность
  2. Эмоции
  3. Внимание
  4. Доверие
  5. Гибкость
  6. Интуиция
  7. Ритм

Ниже разберем каждый пункт подробно, также данную статью можно скачать в формате pdf по ссылке https://swaysystem.ru/emotional_intellect

1. ОСОЗНАННОСТЬ

Важно осознавать те внутренние факторы, что могут влиять на наше поведение.

Что делать?

Автор предлагает осознавать свое состояние трех уровней.

-2

2. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Здесь важно нам сразу разделить чувства и эмоции. Между ними нельзя ставить знак равенства. Чувства — это устойчивое отношение к чему-либо, а эмоции — быстрая реакция на предметы или события. Эмоции являются составной частью чувств.

Например, у меня сильное чувство к мужу - любовь, но в моменте, когда он разбрасывает носки по всему дому, он меня бесит и я испытываю эмоцию гнева.

Автор утверждает, что чувства на работе - незаменимый инструмент.

Без признания чувств нам грозит:

  1. Пониженная эффективность
  2. Накопленная агрессия и конфликты
  3. Нарушение границ
  4. Откладывание принятия решений
  5. Принятие ошибочных решений
  6. Ограничение взгляда на ситуацию

Что делать?

  1. Осознавать и проживать чувства. Разделять чувства и ситуацию. Чувства - это следствие фактов. Я люблю использовать для этого метод ОРИП. Любую ситуацию раскладываю на составляющие: факт (что случилось?) - чувства (что я чувствую?) - мысли (что я думаю и что все это значит?) - решения, выводы (что дальше?)
  2. Когда я училась на коуча, нам давали супер полезное упражнение “Муха на стекле”. Оно позволяет отделить все интерпретации от фактов. Попробуйте в течение 5 минут каждый день наблюдать и проговаривать что видите в формате “глагол + существительное”. Обратите, внимание, что многие ваши фразы будут интерпретацией. Например, пара ругается, ребенок грустит - это интерпретация. И она часто бывает обманчивой.

3. ВНИМАНИЕ

Внимание - важный момент в наше время. Клиповое внимание у новых поколений. Социальные сети, постоянно забирающие наше внимание. Постоянные отвлечения на работе на электронную почту и сообщения коллег в чатах.

С одной стороны, мы эффективны, когда сконцентрированы и в потоке. То есть наше внимание сфокусированное и сосредоточенное. С другой стороны, новые идеи, новые решения нестандартных ситуаций, в которых мы бываем все чаще и чаще, предполагают максимальную широту нашего внимания.

Получаем, что наше внимание может быть и бывает разным.

-3

Что делать?

  • Развивать те виды внимания, которых не хватает.
  • Чувствовать ситуацию, чтобы внимание было именно тем, что эффективно здесь и сейчас. То есть наблюдаем за собой, какое внимание, что мне это дает и наилучший ли это результат в моменте.
  • Развивать уровни слушания.

Их выделяют пять:

  1. Слушать, чтобы не согласиться
  2. Слушать, чтобы задать вопрос или записать
  3. Слушать, чтобы понять
  4. Слушать, чтобы помочь понять кому-то еще
  5. Слушать без намерения (интуитивное слушание с использованием всех ваших чувств и без какого-либо конкретного фокуса внимания)

С первого по третий уровень - это привычные нам виды слушания. С третьего по пятый – виды слушания преимущественно помогающих профессий.

4. ДОВЕРИЕ

По мнению автора, доверие - важная часть эмоционального интеллекта

Чем больше мы доверяем друг другу, тем эффективнее и приятнее наше взаимодействие.

Исходя из своего опыта могу сказать, что доверие - фундамент любого взаимодействия. Важно понимать, что доверие - это процесс, а не один раз зафиксированный результат.

Автор приводит интересную метафору понимания доверия: представьте мишень, а в центре вы. Круги вокруг вас - границы вашего доверия.

Что делать?

  1. Правило 50 взглядов. Автор вывел его на своих тренингах. На человека надо посмотреть примерно 50 раз, чтобы проникнуться к человеку доверием.
  2. Реакция “да” вместо “нет”. У нас есть привычка, сформированная защитной реакцией. Это вшито на ментальном уровне и часто так мы лишаем себя возможностей.
  3. Для развития доверия в бизнес-командах проводите ретроспективы.
  4. Доверяйте, узнавайте свои границы доверия, пробуйте границы других.

5. ГИБКОСТЬ

Под гибкостью в EQ понимается быстрая реакция, способность вести себя адекватно в зависимости от ситуации. Ситуации бывают разные и мы в них разные с разными реакциями.

Гибкость проявляется в нашем поведении. Благодаря гибкости мы можем любую ситуацию рассматривать не только как ограничение, но и у нас в этот момент появляются возможности. Именно поэтому 4 года назад я, в буквальном смысле, влюбилась в Agile, видя все возможности, что дает командам эта культура.

Итак, из каких параметров складывается гибкость:

1. Дистанция и безопасность: дальше-ближе

Гибкий человек способен корректировать дистанцию. Жесткая дистанция не дает возможности маневрировать в своих решениях и действиях.

2. Границы: внутри-снаружи

Важно калибровать границы для каждого человека. Невозможно выставить одинаковые границы для всего нашего окружения для всех ситуаций.

3. Иерархия: выше-ниже

Иерархия увеличивает скорость принятия решений и расстояние между людьми. В гибком общении фокус с иерархии смещается на достижение результата.

4. Контекст: легко-тяжело

Человек с развитой гибкостью умеет чувствовать ситуацию в разных контекстах и предлагать неожиданные варианты.

5. Темп: быстро-медленно

Гибкость выражается в скорость мышления, плотности рабочего графика и даже в скорости речи.

Что делать?

  1. Экспериментируйте, пробуйте новое и выстраивайте новые нейронные пути
  2. Отслеживайте свои реакции и заменяйте старые реакции на новые

Гибкость развивать трудно. Ровно так же как и телесная гибкость - вопрос не одного дня.

6. ИНТУИЦИЯ

Интуиция - это способность принимать решения в условиях неопределенности. Это не про эмпатию, это не про совпадения в жизни, это не про творчество и креативность.

Интуиция - это:

  1. Развитая наблюдательность
  2. Толерантность к неопределенности
  3. Умение вовремя отказаться от лишнего контроля
  4. Использование разных видов внимания
  5. Склонность доверять себе
  6. Готовность ошибаться
  7. Умение брать паузу, чтобы дать решению созреть

Что делать?

Интуиция, по мнению автора, процесс из нескольких шагов. Некоторые шаги человек может даже не замечать.

В любой ситуации:

Шаг 1: Собирайте максимально информацию о ситуации.

Шаг 2: Возьмите паузу и посмотрите на все факты и факторы, что у вас есть.

Шаг 3: В момент ощущения неполноты информации, невозможности найти решение - ждем и наблюдаем

Шаг 4: На этом шаге появляется инсайт и неожиданное решение

Шаг 5: С учетом полученного решения оцениваем свежим взглядом ситуацию

Шаг 6: Декомпозируем в конкретный план действий

Шаг 7: Осознаем весь пройденный путь и реализуем наше решение.

7. РИТМ

Этот уровень относится к команде: о том как эмоциональный интеллект помогает команде легко общаться и эффективно принимать решения.

Эту темы мы раскроем отдельно здесь, в нашем канале в статье “Эмоциональный интеллект команды”. Нам много что есть сказать на эту тему.

Данную статью можно скачать в формате pdf по ссылке https://swaysystem.ru/emotional_intellect