Всем привет, друзья!
Прог-рок-группе, о которой я сегодня напишу, «повезло» попасть на канал ЮРИЙ КИСЛОВ буквально чудом. Наши читатели и почитатели канала знают, что я пишу об истории рок-музыки шестидесятых. Так вот, свой первый лонгплей англичане ELP, или EMERSON, LAKE & PALMER издали в ноябре 1970 года, зацепив, таким образом, конец великого десятилетия. Так мысленно воскликнем «ура!», перед этим набрав полную грудь воздуха...
Так случилось, что осенью 1969 года группы KING CRIMSON и THE NICE частенько выступали на одних и тех же площадках. Понятно дело – в перерывах общались друг с другом, слушали друг друга, джемовали и тусовались по полной программе.
Так и свела музыкальная судьба под звездой по имени Рок бас-гитариста Грега Лэйка и клавишника Кита Эмерсона. Они вдруг осознали, что их взгляды на музыку очень даже сходятся. Как это и водится, было решено создать свою собственную команду.
Сразу же замечу: оба были широко известны и ранее. Так что наметилось, как вы понимаете, образование супергруппы.
Оставалось пригласить дельного барабанщика, и выбор поначалу пал на Митча Митчелла из JIMI HENDRIX EXPERIENCE, но тот героически отказался. Тогда дерзкий дуэт перетянул к себе Карла Палмера из ATOMIC ROOSTER.
В самом начале карьеры ELP (будем называть их для краткости так), рядом был великий Джими Хендрикс, который вообще обожал разного рода эксперименты, и идеи троицы пришлись ему по вкусу. Подумывали даже назвать группу HELP (Hendrix, Emerson, Lake & Palmer), но, как известно, в сентябре 1970 года Джими ушел из жизни.
Иногда я, закрыв глаза, пытаюсь представить, что бы могло получиться из этой волшебной связки четырех! И это по-хорошему возбуждает. Но… Увы, не случилось.
Итак, парни начали создавать СВОЁ, смешивая в разных пропорциях хард-рок, классику и джаз.
Уже в августе 1970 года на «Isle Of Wight Pop Music Festival», они поставили этот знаменитый фестиваль, что называется, «на уши».
Еженедельник «Melody Maker» написал по этому поводу:
ELP так хороши, что пугают! Если остров Уайт не смоет дождями, фестиваль увидит первое появление одной из самых экстраординарных групп, когда-либо появлявшихся в Англии
Между прочим, этот фестиваль побил рекорд численности, установленный прошлогодним (1969 года) фестивалем в Вудстоке - собралось 600 000 зрителей!
И… Что там стоит, дом построить для талантливых музыкантов? Как я уже писал выше, первый лонгплей трио вышел осенью 1970 года… По версии PopMatters он до сих пор занимает 9-е место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока».
«Lucky Man», которую Лейк написал еще в юности, моментально стала суперхитом по обе стороны Атлантики.
Эту песню втиснули в лонгплей, когда выяснилось, что есть три минуты альбомного пространства. Её записали за 15 минут, причем соло Эмерсона на синтезаторе было сплошной импровизацией, и его не переписывали…
СОДЕРЖАНИЕ ДЕБЮТНИКА ELP:
The Barbarian (переработка музыки Белы Бартока, авторы — Эмерсон, Лейк, Палмер) — 4:27
Take a Pebble (Лейк, аранжировка — Эмерсон, Лейк, Палмер) — 12:32
Knife-Edge (переработка музыки Леоша Яначека, автор — Эмерсон, текст — Лейк, Фрайзер) — 5:04
The Three Fates — 7:46
Clotho Королевский фестивальный холл-Орган (Эмерсон)
Lachesis Фортепианное соло (Эмерсон)
Atropos Фортепианное трио (Эмерсон)
Tank (Эмерсон, Палмер) — 6:49
Lucky Man (Лейк) — 4:36
Альбом моментально оказался в Топ20 в Британии и США.
В 1971 году мир услышал их второй альбом «Tarkus», лонгплей не простой, а концептуальный, где ELP описали вкратце историю «обратной эволюции».
Там фантастический киборг Таркус (полу-танк, полу-броненосец), борется с другими полумеханическими чудовищами. Побеждает мантикора, мифическое чудовище с телом льва, хвостом скорпиона и головой человека. Если такое вам приснится, можете утром и не встать… Продюсеры вышли на самого Сальвадора Дали, чтобы использовать в оформлении альбома его картины. Но Дали назвал такую цену, что народ махнул рукой на идею.
Итог – 9-е место в американском чарте Billboard Top LPs, а PopMatters в 2015 году разместили альбом на 21 месте в своем списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока».
А весной 1971-го группа весьма успешно провела свой первый американский тур. Это была оправданная, в некоторой степени миссия, по поводу которой Палмер заметил позднее:
В Англии нас называли самой помпезной из всех групп — экстравагантной, вычурной и так далее. Мы же удивлялись некомпетентности критиков, когда те пытались писать о музыке. Они несли полную чушь, но на одного из нас это настолько подействовало, что с 1974 года мы перенесли своё внимание на Америку, где пресса нас почти не трогала
Отмечу, весной 1971 года, во время выступления группы в Ньюкасле, они впервые исполнили своё видение «Картинок с выставки» нашего Мусоргского. В продажу по очень низкой цене пошел их концертник, серьезно взбудораживший понимающую публику.
Диск побывал в лучшей десятке в Англии и в Штатах, хотя фирма звукозаписи поначалу была далеко не в восторге от этой затеи ELP, т.к. готовился уже их третий студийник. Получилось как бы «промежду прочим», но метко и в точку!
Лично я горжусь и творчеством россиянина Модеста Петровича, члена МОГУЧЕЙ КУЧКИ (пять великих композиторов), и благодарен ELP, числом чуть поменьше…
Свой третий студийник – «Trilogy», ELP выпустили в 1972 году. Там разместился, пожалуй, их самый популярный хит — баллада «From the Beginning». Именно так позднее назвал свою автобиографию Грег Лейк.
Парни не теряли времени даром. Число их поклонников росло в геометрической прогрессии.
Только в 1972-м они отыграли около 180 концертов… Они возили с собой ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ тонн аппаратуры и немалое количество сопровождающего и обслуживающего всё это дело персонала.
Конец 1973 года… Выходит четвертый студийный альбом группы под названием «Brain Salad Surgery». Это сейчас, в эпоху Сети, мы чего только не насмотрелись. А тогда обложка, которую нарисовал швейцарский художник Ханс Руди Гигер, я уже не говорю о музыке, просто свела народ с ума.
Пластинка заняла 12-е место в списке «50 величайших прог-рок-альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone». Интересно, что этот лонгплей был издан собственной, вновь созданной ELP фирмой звукозаписи под названием «Manticore Records»
Музыкальный критик Брюс Эдер написал:
… качество звука было ошеломляющим, и весь альбом представлял собой высшую точку, которой трио больше никогда не достигнет или даже не будет стремиться — после этого каждый участник начал идти своим путем в плане творчества и музыки
Запустив в 1974 году, после победного тура тройной концертник «Welcome Back My Friends to the Show That Never Ends… Ladies and Gentleman, Emerson, Lake & Palmer», тройка разошлась в разные стороны.
Это не был распад группы. Просто они договорились встретиться через несколько лет, и каждый из них занялся своими делами. Творчество, сольные проекты…
Редкий случай в истории рок-музыки, когда все произошло тихо и гладко, без скандалов, соплей и истерик.
На каникулах, между прочим, записали камбэк-альбом "Works Volume I", где был фортепианный концерт Эмерсона, пять композиций Лэйка и Палмер, с его пониманием Прокофьева и Баха. А также записи всего трио. Они так размахнулись в турне, связанном с выпуском этого диска, что прихватили с собой хор из 130 человек. Возмутился профсоюз музыкантов (нельзя, мол, давать более трех концертов в неделю, и перемещаться на расстояние более 250 миль в сутки!)
ELP, потеряв около трех миллионов долларов, послали всю эту ахинею в известном направлении, но выпустили диск "Love Beach", т.к. нужно было выполнить условия контракта. Считается самым слабым альбомом команды. Долбаные буржуазные профсоюзы…
Впрочем, почти сразу же, в 1978 году вышел «Works Volume 2», где разместили композиции, не вошедшие в предыдущую пластинку. Не знаю кому как, а я, лично, с уважением отношусь к этим работам…
Что-то я увлекся, друзья! А пишу о шестидесятых. Но вкратце я просто обязан пройтись по дальнейшей истории ELP.
***
Середина восьмидесятых… Эмерсон и Лайк реанимируют проект, и приглашают, естественно, барабанщиком Кози Пауэлла, так ка Палмер в данный момент играет в ASIA. "Emerson Lake & Powell" – типичная для восьмидесятых пластинка со всякой синтез-музыкой. Состав распадется.
В 1992 году состав вновь собирается вместе: лонгплей "Black Moon" – тому яркое подтверждение. Фанаты команды взбодрились.
После альбома "In The Hot Seat" и концертника "Then & Now" группа окончательно распалась.
Были еще концерты, разного рода всплески… Но – увы, увы, увы…
В марте 2009 Карл Палмер сообщил о том, что в конце 2009 года участники группы соберутся вместе, однако выяснилось, что у Эмерсона есть болезненные проблемы с рукой.
В июле 2010 года «Emerson, Lake & Palmer» блестяще сыграли юбилейный концерт в Лондоне, посвятив его 40-летию совместного творчества. По этому поводу есть концертный альбом «High Voltage».
В ночь с 10 на 11 марта 2016 года Кит Эмерсон застрелился в собственном доме в Санта-Монике. Тело с признаками самоубийства, как сообщают официально, было обнаружено в 1:45.
7 декабря 2016 года скончался Грег Лейк (рак).
Палмер, таким образом, остается единственным оставшимся в живых участником столь славной прог-рок-группы.
Состав команды в разные времена:
Кит Эмерсон, клавиши (1969—1979, 1985—1988, 1991—1998, 2010, 2014).
Грег Лейк – вокал, гитара, бас-гитара (1969—1979, 1985—1988, 1991—1998, 2010, 2014).
Карл Палмер – ударные (1969—1979, 1991—1998, 2010, 2014—2018).
Кози Пауэлл — ударные (1985—1986).
Роберт Берри — вокал, гитара, бас-гитара (1988—1989).
ДИСКОГРАФИЯ:
Emerson, Lake & Palmer 1970
Tarkus 1971
Trilogy 1972
Brain Salad Surgery 1973
Works Volume 1 1977
Works Volume 2 1977
Love Beach 1978
Emerson, Lake and Powell 1986
To the Power of Three 1988
Black Moon 1992
In the Hot Seat 1994
И еще у ELP ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ концертных альбомов, не считая ДВЕНАДЦАТИ разного рода компиляций!
А вот, на вкусненькое, один удивительный факт, который непосредственно касается фирмы «Мелодия». Замечу, что издание зарубежных рок-альбомов для «Мелодии», событие уникальное. Подобные релизы можно пересчитать по пальцам.
В 1987 году Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок издал альбом «Emerson, Lake & Powell – Эмерсон, Лейк и Пауэлл» (С60 26463 008), «Manufactured under license of POLYDOR International GmbH, Hamburg. Запись 1986 г.» ценой 3 руб. 50 коп.
Знатоки утверждают:
Пластинка должна была появиться на прилавках советских магазинов еще в 1987, но, по мистической случайности, оба первых тиража ее были забракованы: «Мелодия» отпечатала тираж пластинок с фонограммой первой стороны на обеих сторонах; Апрелевка же наклеила одинаковые яблоки на обеих сторонах винила. Так что диск можно было купить только в 1988. Советский лонгплей полностью повторяет альбом "Emerson, Lake & Powell" (Polydor, 1986). Это первая лицензионная пластинка ELP на "Мелодии", но не первый лонгплей группы, изданный советской фирмой: в 1981 5-тысячным тиражом был отпечатан винил ELP, повторяющий концертный альбом с интерпретацией "Картинок с выставки" Мусоргского (1971)
Советские меломаны, кое-что соображающие в прогрессивном роке, тогда буквально сошли с ума!
Ну, что, вперед? Вспомним?
И еще… Если есть время, загляните в несколько моих статей, написанных на канале ЮРИЙ КИСЛОВ ранее:
Дорогие друзья!
Если вам понравилась эта статья, и другие материалы канала ЮРИЙ КИСЛОВ, и вы хотите поддержать её автора, да что там автор, канал ЮРИЙ КИСЛОВ, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2036 0380 0006
ЛЮБУЮ СУММУ…
С уважением