Кто-то перед соревнованиями требует, чтобы ребёнок собрался, кто-то грозит смертью, если не будет победы.
Я просто желала удачи своей дочери-гимнастке, не ставя перед ней никаких обязательных к выполнению задач. Для постановки задач у спортсмена есть тренер, а родитель должен быть опорой и поддержкой, тихой гаванью, где можно безопасно отдохнуть ничего не опасаясь.
Мы этот вопрос когда-то с вами уже обсуждали, ссылка на статью будет в конце текста. У дочки я тоже спрашивала, что, по её мнению, нужно говорить перед стартом, чтобы это помогло. Дочь сказала, что слова не помогут, а угрозы могут навредить. Но сказать что-то надо. Правильного ответа мы тогда сформулировать не смогли.
А вот теперь, мне кажется, я знаю, как нужно провожать спортсмена на соревнования. Правда, это не только слова, это отношения. Без доверительных тёплых отношений с ребёнком никакие самые правильные слова не помогут.
Я последние годы читаю и собираю мемуары известных гимнастов и их тренеров, а также и другие книги о спортивной гимнастике. И однажды мне совершенно случайно попала в руки художественная книга "Царевны ходят босиком" Михаила Пархомова.
Михаил Пархомов – автор моей самой любимой, хоть и тяжёлой, книги о войне, которую я считаю самым пронзительным произведением о событиях тех лет. Во всяком случае меня эта книга при каждом прочтении потрясает и заставляет задумываться о многом – "Мы расстреляны в сорок втором". Но сейчас не о ней, а о "Царевнах".
Мне было очень интересно узнать, что и как писатель-фронтовик напишет о женской спортивной гимнастике. Книга издана в 1969 году.
В книге рассказывается о юной гимнастке Вале, которая так хочет быть похожей на олимпийскую чемпионку и достигнуть подобных высот, и об окружающих её людях.
Михаил Пархомов очень ярко и достоверно описал человеческие типажи и характеры. Я когда читала, прямо как в реальности некоторых знакомых мне людей увидела. Хоть со дня написания книги прошло более полувека, а люди всё те же.
Мама Вали рада, что дочь едет на всесоюзные соревнования, её счастье:
Громкое, шумное, гордое, которое так и прёт наружу. Мать смотрит в овальное зеркало и как бы говорит: "Вот мы с тобой какие!"
А вот отец Вали совсем другой, Валя уверена, что чувствует его, Вале кажется, что ложь и притворство жжёт сердце отца, от них его коробит, а некоторые люди считаю Валиного отца желчным и неуживчивым человеком, но именно с ним Вале теплее, чем с матерью.
К её спортивным успехам он относится спокойно, без восторга, точно так же, как и к отметкам, которые она приносит из школы. Мать просто в отчаянии, что он не реагирует даже на двойки. А он отвечает, что не в пятёрках счастье, что каждый должен быть самим собою.
Далее цитирую описание утра Вали в день отъезда на соревнования:
Сегодня, когда она проснулась, отец подошёл к ней и, наклонясь, погладил по голове. Она почувствовала запах металла, его руки всегда пахнут чугуном, и зажмурилась. Тогда он произнёс всего три слова, но те, в которых она больше всего нуждалась. "Выше голову, Валюха!.." – сказал он. А ей послышалось: "Мы будем с тобой, Малыш. Доверься Ордынцеву <тренеру>. Я уверен, что всё будет хорошо. Но, пожалуйста, не задавайся, терпеть не могу задавак. А в случае чего не очень горюй, Малыш. В жизни всякое бывает..." Ведь важны не сами слова, а то, как они сказаны. Она уже знает это.
Очень мне близок отец Вали, а его отношения с дочерью кажутся достойными подражания. А вы, что думаете по этому поводу? Может ли быть достаточным сказать спортсмену перед стартом: "Выше нос!"?