В прошлой статье мы начали тему задержки речи у детей. Давайте родолжим. Постараюсь не повторяться. Читаем начало в предыдущей статье, ссылка внизу.
Важно добиться скоординированной работы отделов мозга. Мы не развиваем какой-то один отдел мозга, какую-то "волшебную речевую зону".
Это важно понять.
Мы работаем обязательно с крупной моторикой, мелкой моторикой, развиваем межполушарное связи, выполняем артикуляционную и дыхательную гимнастику. И все это - ежедневно. И все это - с хорошим настроением. А это уже, зачастую, бывает труднее организации ежедневных занятий, ТК малышам частенько надоедает каждый день одно и то же выполнять. Тут маме надо быть не только мамой, но и аниматором:)
Гаджеты пока исключаем или минимизируем. У ребенка должен быть наглядный пример артикулы: не радио, а сами поем песни, читаем книги. Ребенку должен быть виден ваш рот.
Повторюсь, ваша задача на первых порах - это скоординировать работу мозга.
Все упражнения сопровождаем ритмами.
Ритмы везде: это не только музыка. Это и чередующиеся движения, карточки, чередующиеся изображения на бумаге и тд.
Важна эмоционльная окрашенность вашей речи!
Очень хорошо применяются занятия по логоритмике, где мы объединяем движения, музыку, речь.
Возможные варианты игр:
✅ Используем колечко и колючийишарик су-джок. Катаюсь о мальчикам и ладошкам, сопровождал строками.
✅ Найди объект по его тени.
✅ Находим отличия между двумя картинками.
✅ Находим то, что описывает ведущий. Можно искать на листе бумаги, на столе, в комнате, во дворе и тд.
Например: "У него есть спинка, нет ножек. Есть сидушка, но не диван"; "Он круглый, синий, маленький".
Либо находим по примеру, по картинке: показываем объект, который надо найти, его изображение или его схематическое изображение (с самыми главными характеристиками). Главный упор - на возможности ребенка, его возраст, желание играть.
✅ "Что появилось новое в комнате?" Сначала ребенок осматривается, потом закрывает глазки или выходит, а взрослый кладёт новый предмет на видное место. Могут быть подсказки (словесные, схематичные и тд). Не забываем, что малыш не говорит или плохо говорит - берем предмет с коротким названием, озвучиваем.
✅ Кладём перед ребенком картинки, игрушки. Потом просим закрыть глаза и убираем или докладываем одну. "Что исчезло?" или "Что появилось?", "Кто пришел к нам в гости еще?"
✅ "Танграм". Составление различных фигур по примеру и без из геометрических фигур.
✅ Доски Сегена.
Учимся переключаться.
--- "Продолжи ряд":
-раскладываем интересные именно вашему малышу картинки по очереди (МолнияМакуин-Луиджи-Молния-Луиджи-Молния-Кто будет дальше? Объясняем ребенку ваш выбор).
-нанизываем на веревку детальки по очереди. Тут заодно мелкую моторику потренируем: кружок-квадратик-кружок-квадратик-кружок-Что дальше?
---садимся рядом (не напротив друг друга) за стол, кладём ладошки на стол, одну держим в кулачке, вторую распрямили, поочередно меняем положение. По аналогии: тучка (кулачок) - солнышко (ладошка раскрыта.
---в две руки мягкие мячики берем, поочередно сжимаем, то в левой, то в правой ручке.
-после переходим на одновременно приключение, сидя на полу: в ручках поочередно сжимаем мячик, а ножками (согнутыми в коленках) при этом параллельно поднимаем ступню от пола, вторую - прижимаем к полу, затем меняем положение (как бы нажимая на педали машины). Сопровождаем стишками.
---чередуем ритмы. Например, выстукиваем повторяющийся ритм.
---повторяем ритмы за педагогом. Сначала простые. Затем усложняем. меняемся ролями: родитель повторяет, что отстучит ребенок.
---учимся отбивать мячик от пола ладошкой ("ТАК! ТАК!" "ТАК!", затем с переключением коротких слов: "ТАК! ТУК! ТАК! ТУК!").
✅ Строим башню по схеме, по реальному примеру педагога. Не забываем про речевое сопровождение ("ТАК! ТАК! ТАК!"; "БУМ! БУМ! БУМ!"; "БАМ-БОМ-БАМ-БОМ!" и тд). Можно в конце предложить разрушить:"Хочешь разрушить башню? "БАХ!"
✅ Раскладываем на столе пластилиновые шарики и ребенок расплющивает эти шарики пальчиком, кулачком, ладошкой (по вашему примеру/ вы можете действовать его рукой/ он сам). Необходимо речевое сопровождение.
✅ Ищем в крупах, песке предметы, в названии которых два слога (зависит от речевого развития ребенка) и восклицаем: называем найденный объект, эмоционально окрашивая речь. Потом можно этот же предмет периодически встречать в играх и озвучивать: "О! Снова МУХА!"
ПОСТОЯННО СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ И ВОСКЛИЦАНИЯМИ, ПОВТОРАМИ И ВОСХИЩЕНИЯМИ ВЫЗЫВАЕМ ЖЕЛАНИЕ У РЕБЕНКА ПОВТОРИТЬ.
✅ Когда освоили отдельные звуки, слоги, тогда переходим на переключение. Берем известные два слога, допустим, слог "МУ" (например, корова), потом слог "ХА".
--- проговаривать их поочередно, придавливая пластилином шарики к столу.
--- Разрезаем пополам изображение мухи. В левую ладошку положим переднюю часть мухи, в правую - заднюю. Закрываем кулачки. Таинственно спрашиваем ребенка: "Что там? Как думаешь? Кто там?" открываем левую ладошку и восклицаем: "МУ!" Ждем повтор от ребенка. Не заставляем повторить, не вызываем отвращение к игре с вами. Если не повторил, то продолжаем, открывая правую: "ХА!" Эмоциональнее, с улыбкой.
Соединяем: "МУ! ХА!", "МУ-ХА!".
Теперь вы понимаете примерно на что нужно делать акцент в играх с малоговорящими или неговорящими детьми. Осталось подключить ваше воображение - и новая игра готова:)
Постоянно поощряем ребенка! Выбираем тематику заданий и игр по интересам ребенка.
Читаем начало в предыдущей статье.
Спасибо, что делитесь моими статьями с друзьями!)
Отдельное спасибо за лайки вопросы!)
#потаповаольганейропсихолог
#задержкаречи
#хорошо
#зпрр
#раннееразвитие
#ребенокмалоговорит
#запускречи