Найти тему
ЭКСКУРС TV

А ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ САМОКАТЫ?

На волне поднятого сначала "средствами массовой информации" (простите, без кавычек называть прессой такие издания язык не поворачивается) антисамокатного хайпа Государственная дума в едином порыве (что, признаться, с ней в последнее время случается довольно часто, ведь, как известно, "парламент - не место для дискуссий") в первом чтении приняла закон , ужесточающий штрафные санкции для водителей самокатов и велосипедов. Мы на канале много говорили о том, что идея запретить самокаты утопична, рассматривали варианты контроля кикшеринга и юзеров кикшерингом, рассказывали о том, как в Петербурге нагружают парковочных работников слежкой за нарушителями и даже статистику приводили.

Законодатель, кстати, тоже, видимо, понимает, что полностью запретить самокаты не выйдет: там и экономика завязана, и транспортные схемы. Но покошмарить пользователей кикшеринга и собственных самокатов, а заодно и велосипедистов, в угоду другой части электората - это законодатель может и охотно этим пользуется. Если кто-то всерьёз думает, что депутаты обеспокоены из-за жалоб своих избирателей, то пусть так думает и дальше. Блажен, кто верует. А ещё лучше пусть посмотрит выступление Ирины Белых (естественно, "Единая Россия"). Коронная фраза: "Статистику мы не знаем (речь шла о велосипедах), потому что никто её не вёл". И голосовала "за" повышение штрафов. Уровень проработки вопроса действительно достойный депутата.

Но нам-то не шашечки, а ехать, и я позволю себе несколько наблюдений. В статье, в которой мы приводили статистику, меня самого, помнится, заинтересовала одна цифра. Просто потому, что она "билась" с моим предыдущим опытом, с опытом соавтора канала, и с опросами, которые мы проводили среди своих знакомых. Эта цифра - средняя длина поездки на самокате и сценарий его использования. В большинстве случаев мы сами и опрошенные нами друзья использовали самокат как транспортное средство с расстоянием до 5 км. Как правило, транспортные сценарии делились на две составляющие. Первая - это транспорт последней мили (от метро до работы и \ или дома). Вторая - это проезд в городе на короткое расстояние между точками А и Б, между которыми либо редко ходит транспорт или нет прямого сообщения, либо в данный момент на дорогах пробки (в Питере всё очень плохо с выделением полос для общественного транспорта).

А недавно автору канала в буквальном смысле пришлось проехать на самокате более 12 км, и этот опыт я не могу назвать чрезвычайно успешным. Но прежде хочу заметить, что кикшеринг стал популярным не на пустом месте. В разных городах транспорт работает в разных режимах. Например, в том же Питере для того, чтобы у меня возник резон воспользоваться самокатом, должно сложиться четыре условия: околонулевая и выше температура воздуха; конский ценник на такси; конец времени работы общественного транспорта; небольшое расстояние. То есть это условно довольно хорошо за полночь, как правило ночь с пятницы на субботу или с субботы на воскресенье и физическая усталость, когда мне становится лень идти пешком, а автобусов уже нет, а ценник на такси в центре стартует от 1000 рублей, ибо высокий спрос от нетрезвых любителей ночной жизни. Сделаю сноску: каждый раз был трезв, ездил с милонги (знающие поймут, незнающие гуглим) домой.

Могло такое случиться и днём, но днём я, как правило, либо с ноутбуком, либо с телефоном в руках, и удобнее воспользоваться общественным транспортом, где даже стоя я смогу либо работать с контентом, либо решать текущие вопросы, либо просто залипнуть в кино (в наушниках, естественно). Итак, вернёмся к тому, как некоторые города порой просто провоцируют людей безлошадных (да даже лошадных, но оказавшихся без лошади) пользоваться кикшерингом. Замечательный и родной автору город Казань. Увы, он, как и многие другие города России обрастает по периметру человейниками без какой-либо внятной транспортной связи с городом. Мне повезло оказаться в одном из таких человейников вблизи Казани, задержаться там до относительно не позднего времени (около половины одиннадцатого вечера) и столкнуться с тем, что транспорт уже того, закончился.

Теперь, для понимания, вы можете найти на карте Казань, и поискать там же два огромных жилых комплекса на Мамадышском тракте: Светлая Долина и Весна. И если Весна - это относительно неплохо и даже получилось сделать дворы без машин, то Светлая Долина - это ад. Но дело даже не в том, что они из себя представляют. Бог с ней, с морфологией жилья, социальной инфраструктурой и так далее. В нашем контексте нас интересует тот факт, что казанские власти вместе с казанскими девелоперами "пожить" построили, а "доехать" не построили. Не считая десятка дачных и пригородных маршрутов с невнятными интервалами в стиле "в час по ложке", оба комплекса обслуживаются двумя автобусными маршрутами №70 и №71. И если №71 хотя бы вывозит людей к метро, то №70 обрывается в непонятном месте у центрального парка, откуда до ближайшей станции метро топать ещё километра полтора. И расписание удивительное: оба маршрута заканчивают движение в половине девятого вечера. Не успел на автобус - твои проблемы

В тот вечер я был не на велосипеде, ценник на такси до нужной мне точки приближался к искомой 1000 рублей, что, на мой взгляд, вечером воскресенья в направлении в город несколько негуманно. Выход, собственно, был один: брать в аренду самокат и ехать до ближайшего метро. Ближайшим самокатом оказался Whoosh, он и был выбран, и я отправился в путь. И живо вспомнил впечатления от своего путешествия в Крым на велосипеде, только они спрессовались с двух месяцев до двух часов: эйфория - усталость - ну кто так строит - злость - наконец-то приехали. Я, наверное, мог бы приехать и быстрее, но, во-первых, велосипед мне привычнее, а, во-вторых, лететь ночью на этом пепелаце всё-таки не моё, да и ограничения скорости действуют.

Начнём с эйфории. "Как же это круто", - подумал я, рассекая прохладу ночи до первого бордюра. И если поначалу всё казалось интересным, то буквально через километр я стал обращать внимание на каждый стык и трещинку, на каждый торчащий бордюр, а их оказалось по дороге огромное количество. Передвигаясь по дорогам на велике благодаря диаметру колёс и демпфирующей вилке с пневматическими колёсами их если и замечаешь, то гораздо более округло. А тут - считаешь каждой косточкой. Считай, что весь вес самоката вместе с тобой, а это центнер с лишним, есть неподрессоренная масса. И нет, я не сделал вывод "о боги, какой он жёсткий". Это было ясно и раньше. Но другими глазами взглянул на пешеходную инфраструктуру.

А её просто нет. Торчащая из бордюра арматура; стыки шириной в один бордюрный камень, куда не помещается в ширину детская коляска; высота стыков - как бог на душу положит; трещины, бугры, ямы на тротуарах; абсолютно нелогичный рисунок тротуаров с явным приоритетом автомобильному движению. Повторюсь, пока твой маршрут лежит по центру города, где худо-бедно что-то делают, тем более в таком туристическом центре, как Казань, то стоит выехать на периферию, как становится очень грустно и больно во всех смыслах. Особенно порадовал подземный переход на Мамадышском тракте с абсолютно невменяемым въездом на пандус и выездом с него на площадку лестницы, пересечением пешеходного потока и тропинкой сзади перехода, заросшей деревьями, которые вообще никто и никогда не стриг. Ну и переезд трамвайных рельсов...

Ещё одна физиологическая проблема, хотя вполне возможно, что это только моё и с непривычки, это онемение и затекание конечностей и воздействие ударной нагрузки на запястья. Повторюсь, мне пришлось ехать довольно долго и у меня от отсутствия движения на таком расстоянии и времени затекли голеностопы и запястья, а ещё подмёрзли пальцы - ночью всё-таки прохладно. На менее коротких расстояниях я такого не замечал. И ещё момент: я езжу на туринговом велосипеде с рулём-бабочкой, там совсем другая, более эргономичная и анатомичная посадка, рассчитанная на дальние поездки. Держать долго руль прямо перед собой на вытянутых руках мне было некомфортно, запястья стали болеть примерно после 6 км.

Забавно устроены ограничения. Даже на велосипеде я редко езжу с навигатором и включённым экраном: так очень быстро садится батарея. Разумеется, не сделал я так и в этот раз. Во-первых, батарея, а, во-вторых, ночью даже в ночном режиме экран мешает. А фишка в том, что все медленные зоны отмечены на карте внутри приложения. И с выключенным экраном ты их не видишь. Едешь по дороге, проезжаешь перекрёсток, выезжаешь на зелёный на 20 км/ч, а тут раз - и срабатывает с запозданием медленная зона, и ты катишь такой уже под мигающий жёлтый посередине дороги со скоростью пешехода. Браво, Whoosh! Очень безопасно.

Второй прикол с такими зонами - зоны запрета движения! Оказывается на площади Свободы перед Госсоветом - как раз такая. Когда я об этом узнал? Правильно, когда туда выехал! Ничего, да, что оттуда начинаются 4 велодорожки? То есть ты вылетаешь на 20 км/ч с велодорожки по Большой Красной на площадь, едва успеваешь проехать пересечение проезжих частей, как самокат просто "глохнет", и ты оказываешься посреди площади на неработающем пепелаце один как перст. И пытаешься ножкой кикнуть оттуда свою тушку. Встаёшь на велодорожку, самокат включается, и через 20 метров у парковки Госсовета "глохнет" уже на велодорожке. Очень безопасно! А если сзади велосипедист или другой самокатчик? То есть на велосипеде эту зону проехать своим ходом можно, а на самокате нет? Что за бред?

Обратил внимание ещё на то, что да, на дороги, даже ночью, соваться страшно. Но не на все. Комфортно чувствовал себя на велополосах и велодорожках (кроме набережной из-за пешеходов и ужасного покрытия), и на небольших 2-4 полосных дорогах с малым трафиком. Стоило выехать на улицу Ершова (думаю, для питерцев аналог Невского, только шире), как сразу стало очень некомфортно, хотя на велосипеде на правом краю я тут себя чувствую гораздо увереннее. А ещё на то, что тротуары и вообще пешеходная инфраструктура в Казани накидана как бы островами, и внятной связи между этими островами нет. Иногда прям зависал над навигатором и напрягал память, как удобнее и лучше (и не мешая пешеходам) одолеть тот или иной участок.

Что я всем этим хочу сказать? Во-первых то, что бурное развитие средств индивидуальной мобильности, как придумали называть их в наших правилах дорожного движения, спровоцировано не только развитием технологий и общим прогрессом, но и в том числе ростом, а часто даже неконтролируемым ростом мегаполисов. Тем, когда строить - строят, а транспортные связи не устанавливают. Во-вторых то, что сам эмпирическим путём получил подтверждение приведённой статистике: кикшеринг - это действительно быстрый транспорт малых расстояний. И в-третьих, на наш взгляд, самокат никогда не станет магистральным транспортом, тут бы я отдал предпочтение электровелосипеду, причём уже не шеринговому.

Вроцлав, Польша. Фото Вики
Вроцлав, Польша. Фото Вики

Однако самокат, как быстрый транспорт на малые расстояния, вполне имеет право на существование. И да, нужна инфраструктура. И да, не только велосипедная. А ещё и пешеходная. Потому что невозможно, да и не нужно, строить велодорожки на каждой улице, в отличие от тротуаров. И тротуары всё равно юзерам придётся делить между собой. Но тротуарами пользуются пешеходы разных категорий: относительно здоровые и относительно молодые люди, родители с детьми на мелких сим и колясками, люди с чемоданами и сумками на колёсах, инвалиды на колясках, просто пожилые люди и те, кому тяжело ходить пешком, а надо. И та пешеходная инфраструктура, которую я увидел вчера в Казани - это издевательство над всеми этими людьми. Вот так поездка на самокате иногда может подсветить совсем другие проблемы.

Любите свои города, подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии.

Напоминаем вам, что вы можете поддержать наш канад на Бусти

Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос