Найти тему
4,1K подписчиков

ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ | ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ

220 прочитали

В Казани озаботились парковкой электросамокатов, и даже провели целый рейд по её соблюдению. Тут надо отметить, что в Казани в городе выделены специальные зоны стоянки самокатов, и парковать их вне этих зон нельзя. Самое удивительное, что просто так оставить самокат вне зоны парковки тебе не позволит сам сервис - не сработает геометка, и приложение либо спишет штраф, либо просто заблокирует процесс парковки, пока ты не окажешься на точке. Действуют в Казани такие правила довольно давно, и меня с самого момента их введения удивляло, как там можно бросить самокат где попало. Однако повод у городских властей сдвинуть брови, сделать серьёзное лицо и погрозить пальчиком таки появился, чем они и не преминули воспользоваться. Если самокаты в Казани запретят, казанцы смело могут отблагодарить за это альтернативно одарённых пользователей, которые кидали самокаты как попало.

Фото: Велосипедизация Москвы
Фото: Велосипедизация Москвы

Справедливости ради надо отметить, что проблема с парковкой кикшеринга, даже при наличии зоны парковки, остаётся весьма актуальной не только для столицы Татарстана. Иногда хаотичная парковка самокатов создаёт реальные проблемы для велосипедистов, как, например, на этой фотографии из Москвы. Если вам удалось на этой фотографии отыскать велосипед [видишь суслика? а он есть], то это только половина беды. Вторая половина - выудить его оттуда и выйти с ним через этот лес самокатов к дороге. Я пока, честно говоря, не знаю, как это купировать, кроме как предоставлением отчётности в транспортные комитеты городов шеринговыми сервисами. В свою очередь городские власти обязаны выделить места для парковок, разметить их, и на основании отчётов и визуального контроля штрафовать сервисы, а те уже будут снимать деньги с клиентов, иначе эту проблему просто не решить.

Но вернёмся в Казань: казанские власти продолжают активно ограничивать передвижение на самокатах и электровелосипедах, хотя вообще непонятно, причём тут велосипеды, но не по тротуарам, а по проезжим частям некоторых улиц. В частности, под запрет попали улицы Авангардная, Арбузова, Вишневского, Баки Урманче, Большая Крыловка, Дубравная, Достоевского, Краснококшайская, Габишева, Кул Гали, Ленская, Салимжанова, Несмелова, Назарбаева, Пушкина, Зорге, Татарстан, Техническая, Фучика и 2-я Азинская. Кроме них под запретом проезжие части Кировской и Кремлёвской дамбы, и проспекты: Ямашева, Победы, Универсиады, а также Сибирский и Мамадышский тракты. Кстати, если вас удивило наличие улицы имени живого, хоть и бывшего, президента Казахстана, то не удивляйтесь: татарское начальство умеет знатно прогибаться.

И да, дорогие казанцы. Вы всё правильно поняли, вам не просто запретят ездить по этим улицам, но и ничего не построят взамен, тупо выгнав вас на тротуары, ловить недовольство и гнев пешеходов, которые, что вполне справедливо, считают тротуар своей вотчиной. Что интересно, чиновники, похоже, даже не интересовались наличием или отсутствием инфраструктуры, вынося свои запреты, потому что на ряде улиц есть велодорожки, и правила прямо запрещают ехать по тротуарам и дорогам, если они есть. Да, на некоторых улицах они кривые и косые, но они там есть. Например, вдоль Кремлёвской дамбы. А некоторые улицы настолько мутировали в шоссе, как например проспекты Ямашева, Победы и Универсиады, что там страшно по проезжей части ехать вообще на чём бы то ни было. И возникает вопрос, а нельзя по всей ширине проезжей части, включая дублёры, или по дублёрам можно? В общем, казанские гаишники и депутаты в очередной раз отличились, продолжая славное дело кастрации пешеходных переходов, теперь кастрируя городскую мобильность.

Не отстают от своих татарстанских коллег их московские товарищи. Вот, даже целый рейд провели с 19 по 21 апреля и отчитались о том, что выявили целых 7 тысяч нарушений. Справедливости ради, рейд проводили против всех - и самокатчиков, и велосипедистов. Против велосипедистов было составлено 1429 протоколов, что в разы меньше, чем против самокатчиков, при этом курьеры, что на самокатах, что на велосипедах, попались в ходе рейда на протокол 2556 раз. О курьерах чуть позже ещё поговорим отдельно, но как комментировать эти рейды? Что это, как не популизм и имитация заботы о людях? Расширить проезжую часть, чтобы сделать велополосу? Сузить полосы для автомобилей в пользу симеров? Проложить велодорожку? Ограничить скорость всего шеринга и принять закон об ограничении скорости всех вновь продаваемых самокатов? Нет. Выйти на рейд, наловить нарушителей и отчитаться. Главное цифры, а безопасность… А кому до неё есть дело, когда на кону звёздочки и премии?

В отличие от профанации, которой зачастую заняты городские власти и полиция, сервисы в гораздо большей степени заинтересованы в реальном контроле за передвижениями на своих юнитах. Потому что это и сохранность флота, и имиджевые риски, и та самая безопасность. Шеринговый бизнес растёт семимильными шагами, и никто не хочет покидать этот рынок, тем более по вине своих же юзеров. Так вот, Urent и Whoosh на двоих собрали более 12 тысяч штрафов с пользователей с начала года. При этом Whoosh напихал только 1 000 штрафов, а Urent аж 11 000. Впрочем, МТСу не привыкать штрафовать своих пользователей, ничего удивительного. Что брать, решайте сами, но по сообщениям обоих сервисов самые распространённые нарушения - это уже упомянутая парковка, за неё выписано большинство штрафов. Кроме того, “популярными” нарушениями названы вандализм, многопользовательская езда и передача управления несовершеннолетним. Бороться с последним особенно сложно, не биометрию же в конце концов на самокат ставить.

Проблемой самокатов озаботились в начале апреля и в правительстве. Министерство транспорта подготовило правки в Приказ №274 “Об утверждении правил подготовки документации по организации дорожного движения”. Да, оказываются в нашем правительстве встречаются адекватные парни, которые понимают, что невозможно остановить прогресс, невозможно отобрать у людей велосипеды и самокаты, лишить их свободы передвижения и главное, нет никаких причин чинить им неудобства и лишать их жизни на дорогах. Понимаете? Минтранс озаботился велодвижением, симами и пешеходами! Теперь создавать инфраструктуру для них нужно будет сразу при организации дорожного движения на улицах! Оказывается, так можно было! И, оказывается, создание инфраструктуры повысит безопасность, причём для всех! У меня такое ощущение, что в минтранс на сутки пустили Гершмана с Вучеком.

Фото: Приоритет для ОТ в городах
Фото: Приоритет для ОТ в городах

В качестве иллюстрации того, как городские власти имитируют “борьбу за безопасность”, хочу показать мой любимый Крым и не менее любимый Севастополь. Это - образец хозяйственной импотенции городских властей. На этом переходе месяц назад троллейбус насмерть зашиб человека. Так вот вместо того, чтобы сделать переход безопасным, например, поставить светофор с кнопкой, его просто заварили железным забором, заставляя пешеходов, находящихся физически в заранее проигрышном перед автомобилем положении, наматывать крюки по 200 метров. Базу про то, что такие решения разрывают пешеходные связи и только увеличивают концентрацию ДТП, я даже выдавать не хочу, это настолько очевидно. Но власти Севастополя мыслят категориями 30-х годов прошлого века: нет человека - нет проблемы. Я, конечно, губернатора Севастополя понять могу: повысить безопасность на дорогах - это работать по-настоящему надо. Это не буковки Z и V в никнейме рисовать.

Но вернёмся к самокатам. Разумеется, оставлять ситуацию с ними в том виде, в какой она есть сейчас, нельзя. Это не тот случай, когда само рассосётся. Если сейчас ничего не делать, то со временем ком проблем будет только расти. Симеры будут требовать для себя условий, пешеходы всё больше будут жаловаться на симеров, потому что их будет становиться всё больше, а благодаря инфраструктурному и правовому вакуумам их будут ненавидеть и автомобилисты, и пешеходы. Какие-то подвижки есть и в самих шеринговых сервисах. Например, в Питере в начале апреля заработала система “Антитандем”, которая не позволит ездить на самокатах более чем одному ездоку. Запустил её сервис Whossh. Однако, по многочисленным сообщениям жителей, на многих самокатах как ездили вдвоём, так и ездят. За такое нарушение предусмотрен штраф в 800, пока ещё в 800, рублей, и прецеденты отлова нарушителей были. Хотелось бы, чтобы нечто подобное появилось и на других шеринговых сервисах.

В то же время проблемами самокатов озаботилась целая Государственная дума. Только, в отличие от правительства, в котором подготовили правки в приказ, прямо обязывающие создавать инфраструктуру, депутаты занялись любимым делом: увеличением штрафов и борьбой с последствиями на волне популизма. Например, была озвучена идея ввести в Правила Дорожного Движения термин “обгон пешехода”. Зачем это делать, как его определить, что за него грозит и как это фиксировать, депутаты, конечно же, не предложили. Целый доктор юридических наук, профессор и заслуженный юрист России Иван Соловьёв считает, что нужно вообще запретить управлять электросамокатами молодёжи до 18 лет. С таким заявлением он обратился к министру внутренних дел Колокольцеву. Кажется, фамилия Соловьёв в России - это диагноз.

Депутатам тут, надо сказать, “подфартило”. Весьма, конечно, условно, но всё же. По данным МВД самым проблемным по ДТП с самокатами стал Санкт-Петербург, на втором и третьем местах Москва и Краснодар. Ведомство сообщило, что в 2023 году было зафиксировано более 3 тысяч ДТП с самокатами, в которых погибло 43 человека, и из этих 43-х человек - только один пешеход, 42 - это пользователи, которые погибли либо уехав в препятствие, либо попав в ДТП с автомобилем. Число ДТП по сравнению с 2022 годом выросло втрое! Ну разве не вода на мельницу депутатам, которым бы только запретить и оштрафовать? Только МВД забывает добавить, какая ещё есть статистика. По количеству поездок Яндекс вырос на 200%, Urent на 117%, Whoosh на 50%. По количеству флота Яндекс вырос на 177%, Urent на 50%, Whoosh на 83%. Удивительно, правда, что количество ДТП выросло?

А теперь немного поправим МВД, которое, если верить телеграм-каналу “Молния Питер”, заявило о трёхкратном росте ДТП с самокатами. У меня есть статистика только за первые 9 месяцев 2023 года, но за то железная. Так вот, зарегистрировано 2647 ДТП, рост составил 216%, но мы помним, насколько вырос флот? То есть рост аварийности едва опередил рост флота главного игрока. Справедливости ради отметим, что по флоту тройка лидеров в целом выросла на 73%. Но и тут в статистике МВД порылась собака: дело в том, что там к средствам микромобильности относят также электроскутеры и электромотоциклы, а до вступления поправок, определяющих самокаты транспортными средствами, ДТП с ними, но без участия автомобиля, вообще в статистике не учитывались. Как тут не вспомнишь известную поговорку про ложь и статистику.

Но много ли депутатам нужно? МВД сказало “надо”, депутат ответил “есть”. Вот, среди прочего, прозвучало предложение ограничить скорость самоката до скорости пешехода, то есть до 5 км/ч. Вы знаете, надо хотя бы иногда брать этих депутатов, вытряхивать их из своих меринов с мигалками, и выпинывать на обычные улицы к обычным людям, чтобы они на своей шкуре испытали результаты своих решений. Самокат, если кто его ещё не пробовал, управляется хуже и сложнее велосипеда, он менее стабилен. Не всякий велосипедист сможет ехать ровно и не свалиться на скорости пешехода, а для самокатчика скорость 5 км/ч - гарантированная “скорость сваливания”. Есть в авиации такой термин, обозначающий скорость, ниже которой подъёмная сила под крылом становится критически малой, и самолёт падает. Вот для самоката вместо подъёмной силы будет равновесие ездока: 5 и меньше - это уже сложно, это почти трек-стенд, на самокате - высший пилотаж. Но на 5 км/ч Государственная дума решила не останавливаться.

В Казани озаботились парковкой электросамокатов, и даже провели целый рейд по её соблюдению.-3

Однако, сверхразумов в наших городах хватает и без федеральных депутатов. Некие неведомые активисты из Санкт-Петербурга решили провести референдум по запрету электросамокатов во всём городе. Видимо, им очень хочется, как в Париже, но требовать от властей развития велоинфраструктуры - кишка тонка. Причём эти альтернативно одарённые товарищи позарились не только на самокаты, но и на велосипеды: дескать, пока нет инфраструктуры, их надо запретить. Логика просто убийственная. А давайте вместе с этим запретим автобусы? Ну нет же инфраструктуры! Нет же нормального билетного меню, выделенных полос, тактового расписания? Нет. Запретить! Можно ещё много чего себе назапрещать, следуя логике этих, прости господи, “активистов”. Знаете, что самое смешное? Запрета требовали справедливороссы, которые якобы в своё время просто предоставили помещение, но по факту крышуют движение “ВелоРоссия”, которое призвано как раз и развивать инфраструктуру и велотуризм в городах и весях. Вы там, товарищи буйные партийные, у себя в больничке разберитесь, а потом уже с диагнозами к людям выходите, если санитары выпустят.

Ну и вишенка на торте всех этих инициатив - Государственная дума. Наши депутаты решили внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, да так напоправлялись, что теперь за превышение скорости велосипедист или самокатчик, управляющий куда менее смертоносным орудием, чем автомобилист, и несущий рисков для собственной жизни также в несравнимо большем объёме, будет платить больше, чем тот самый автомобилист! Если велосипедист превысит скорость на 20 км/ч, то его ждёт штраф в 4000 рублей! Автомобилиста - 500 рублей. При этом нештрафуемый порог для велосипеда - 4 км/ч. Нормально? Для автомобилей, оснащённых спидометром по умолчанию, водитель которого постоянно контролирует скорость, сверхразумы из госдумы оставили порог в 20, а для велосипедистов, у подавляющего числа которых и велокомпьютера-то нет, всего 4!

Вот, оказывается, кто виноват в высокой смертности на дорогах - самокатчики и велосипедисты. Это не по вине автомобилистов на дорогах России ежегодно кончается население среднестатистического провинциального города. Это, оказывается, велосипедисты и самокатчики - гроза дорог и пешеходов. Поскольку в новых поправках нет разграничений на тротуар и дорогу, то, вот пример: висит знак “20”, сейчас такие вешают перед школами. Поздний вечер, детей нет. Водитель прохватил 45 и получил штраф 500 рублей, а велосипедист поедет 25-30 - уже 4000! При этом в законопроекте нет ни слова о том, как будут фиксировать нарушение скорости. Бегать за симерами? Правительство уже поддержало законопроект в своём официальном отзыве, но потребовало его значительной доработки. И, несмотря на поддержку. У нас сегодня прямо день адекватного правительства, поскольку там потребовали соотнести размеры штрафов с реальной опасностью и общественной вредностью таковых нарушений.

Ещё одна властная инициатива регионального уровня, и этот редкий случай, когда мы властную инициативу поддержим, это предложение обязать шеринговые сервисы платить налоги в городские бюджеты. Идею выдвинул председатель законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский, и его понять можно: шеринговые сервисы аккумулируют выручку на счетах юридического лица и уплачивают федеральные налоги и местный налог там, где они зарегистрированы, в то время как городу, инфраструктуру которого эти сервисы юзают, никаких плюшек в виде налоговых отчислений не достаётся. И если, скажем, велосипедисты или автомобилисты, живущие в населённых пунктах, платят транспортный налог и ряд других местных налогов, напрямую с транспортом не связанных, но связанных с их жизнедеятельностью и бизнесом, то вся выручка шеринга утекает в федеральный бюджет и региональный бюджет региона регистрации бизнеса.

Напоминаем вам, что вы можете поддержать наш канад на Бусти

Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос