Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
«Стоит в поле теремок» – так начинается всеми нами известная сказка, в которой потрясающим образом отражается история психического функционирования ребёнка с аутизмом. Эту идею мне принесла девочка 7 лет с диагнозом расстройство аутистического спектра. На основе этой сказки многие вещи мне стали наглядно видны и, кроме того, именно эта сказка подсказала мне инструмент для работы с детьми для психологической коррекции. Сам теремок мы будем рассматривать как физическое тело ребёнка. Персонажи — это неконтролируемые объекты, различные состояния, эмоциональные и чувственные образы, частичные объекты, все то, что так или иначе появляется в психике ребенка без его сознательного участия в этом процессе. У каждого ребёнка свой собственный набор жильцов его домика, однако в сказке теремок качественно отражены некие универсальные структуры и состояния. Далее мы рассмотрим их символическую природу на примере готовой сказки и того, что произойдет с этим самым теремом, и с его жителями, если там так и не появится собственник. И так начнем.
«Стоит в поле» – эта аллегория показывает нам что у теремка нет связи с людьми, нет связи с обществом и многие другие аспекты психического отсутствия. Мы не знаем есть ли в доме коммуникации и какой-то ресурс. Мы знаем только то, что это убежище для проходящих мимо существ. А значит, что вокруг этого терема есть социальный мир. У самого терема нет ни заборов никакой-либо системы, охраняющей его. Кроме того, этот домик никем не убирается внутри и никак не регулируется его жизнедеятельность. Что касается того, что он не низок не высок, то эта мысль отправляет нас к непонятному возрасту ребенка, но как мы с вами знаем, расстройство аутистического спектра не относят к определенному возрасту. Так что в целом домик точно маленький, но возраст размыт.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Так начинается жизнь первого персонажа, который не имеет права обладать телом-теремом, но при этом благополучно заселяет домик, а в дальнейшем приглашает ещё и других. Когда мы говорим, что мимо кто-то пробегает и проявляет интерес к домику, то есть эмоционально и реагирует, тот и заходит внутрь. При этом если обратиться к фольклору, то мышь довольно частый персонаж во множестве сказок. Мышка в сказке Теремок – это первый импульс, вошедший в домик. Но практически это паразит, который поселяется в доме, когда там никто долго не появляется. Обычно мышки живут в норках, нечто не видимое и не осознаваемое, то есть некоторый шуршащий шум. Кроме того, мышка отсылает нас к чему-то женскому. И возможно делает акцент как материнской, женской фигуре, как первичный и скорее всего частичный объект, который поселился в теле-тереме. Однако мышка — это еще и ребёнок в том смысле, что она маленькая, серая, не приметная, но влияет на весь мир изменяя его. То есть если мышка все-таки поселяется, значит там есть для этого советующие условия. Я скорее всего еще приду к более сложным смыслам этой первой роли, но домик очевидно заброшен и мышка тут именно поэтому, то есть там кто-то все-таки жил.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Следующий персонаж Лягушка-квакушка, и мышка с радостью её пускает жить. Лягушка совершенно не пригодна для жизни в доме, тем более что связанна она обычно с водой. То есть это возможно персонаж бессознательного эмоционального мира. В доме появляется эмоциональность или бессознательное в том смысле, когда Рене Шпиц описывал возраст разделения на сознательное и бессознательное отсылает нас к возрасту 6-8 месяцев от роду. При этом мы сейчас говорим про психический возраст, так как из-за проблем с развитием сенсорной системы, ощущений и восприятия в целом, психическое развитие заметно изменено и к тому же часто полностью приостановлено. Но тут у нас появляется «квакушка» и акцент делается на функции, которую выполняет лягушка, а именно квакае-звучит. И у нас появляется звук, который уже может издавать ребенок. То есть появляется речевая база, которая как мы знаем у детей с аутизмом очень непростая. И тут мы говорим скорее про вокализацию, свойственная детям с аутизмом, и она не несет смысл речи или коммуникации. Это неконтролируемые звуки, которые связанны с эмоциями ребенка. Далее мы понимаем, что лягушка не может функционировать нормально в норке-тереме-теле, она все-таки водный или эмоциональный и бессознательный житель. То есть она, скорее всего будет прибегать и убегать, нуждаясь в озере где-то неподалеку. То есть в близких людях рядом и в эмоциях.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Далее мы имеем дело с зайчиком-побегайчиком. И уже тут обратите внимание, все персонажи повторяют одно и то же. После появления лягушки-квакушки начинается классическай и довольно интересный повторяющийся текст напоминающий эхолалию. А это расстройство речи, которое проявляется в неконтролируемом повторении речи другого человека. И в последующем каждый персонаж автоматическим текстом в его первичном появлении отражается в речи, которая звучит из домика без каких-либо изменений. И так, смотрим далее, мы имеем дело с зайчиком, у которого основная функция – это «побегайчик», то есть бегающий, ходящий и активно передвигающийся. То есть после Квакушки у ребенка появляется способность к самостоятельному передвижению. И чаще всего, как и с не контролируемой речью, тут так же действия не контролируются ребенком. И чаще всего родители сталкиваются с частыми убеганиями детей и в целом очень не безопасному поведению. Так как ребенок не определяет толком где он находится и чем это чревато. Мы понимаем с вами по сказке, что физическое тело ребенка растет и с этим приходят новые физиологически заложенные функции. Время говорить, время двигаться. Однако, как мы видим в Терем, так и не пришел хозяин. Кстати зайчик нам намекает на мальчика.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Далее по сюжету появляется лисичка-сестричка. Тут мы можем пойти как в сторону внутренних образований, так и с позиции появления новых детей в семье на которые нам намекают, кто такая лисичка, а она сестричка. Новый ребёнок так же входит в этот домик без спроса, так как является симбиотический связано с матерью. Таким образом он тоже занимает место как член семьи. Но именно тут начинают приходить уже объекты. То есть ребенок продолжает расти физически. Обратите внимание, что не формируется какая бы то ни была иерархия в доме.
Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.
Следующий персонаж уже интересный своей агрессивностью и мужской идентичностью. Мы имеем дело с Волком которого уменьшительном формаите называют Волчок-серый бочок. Все мы помним пересечения в фольклере6 «Придет серенький волчок и укусит за бочок». Так вот по всей видимости, после появления сестры лисы, хитрого и видимо нормотипичного ребенка, появляется довольно сильная внутренняя агрессивность, и приводит к нам новый спектр переживаний. Однако по закону царящему в тереме мы понимаем что все силы там равны, точно так же как и сестричка.
На этом участке мы немного задержимся, так как мне хотелось бы вас перенести в один интересный пример. И Серый цвет тут как никогда актуален. В прошлом году мне в рассылке попадается такой замечательный рисунок (официальная рассылка с общим доступом).
Это рисунок мальчика. Эту картинку я получила в рассылке поздравлений на от группы Аутизм Регионы. Она шла вместе с пояснительным письмом, в котором рассказывается про Марселя и что у него аутизм. Его попросили изобразить дракона в честь приходящего года. И ребёнок нарисовал эту картинку. А теперь я приглашаю вас получить интересные знания о том, как ребёнок воспринимает свое телесное и как качественно он может это изобразить и отразить. Можно предположить классическую интерпретацию что этот дракон на самом деле сам ребёнок. И если смотреть с точки зрения ощущений и восприятия, то речь идет о том, что серым цветом изображаются те части собственного тела ребёнка, которые им либо не ощущаются, либо с очень сильно нарушенной чувствительностью. Оранжевым цветом те части, которые чувствуются очень сильно и возможно даже больше, чем должны, зеленым относительно чувствительные, но не сильно распознаваемые. Ну и если смотреть на хвост как на часть тела которая есть только у мальчика, то она так же гиперчувствительна.
Но вернемся к волчку-серенькому бочку, то серый волк как бы говорит о том, что агрессия внутри психики не распознается она серая. А значит, что наш домик практически полностью не чувствует агрессивное функционирование. И если агрессия, как очень важная часть нашего защитного функционирования, основанная на работе симпатического отдела нервной систем, была вызвана появлением сестры, то у ребенка грядут большие проблемы. Мы прекрасно знаем, что экономическая составляющая влечений не должна увеличиваться, более чем психическое Я сможет ее обуздать. И если агрессия продолжит быть невидимой, серой, то неизбежно последует разрушение.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Возможно, комментарии будут излишни, особенно если вы постоянно пересекаетесь с детками с РАС, но если нет, то скажу честно, это и правда выглядит так, из уст ребенка льется хаос внутренних «жителей». Мы просто не понимаем что он говорит, так как это клише из фильмов, сказок, игр, фраз родителей и так далее. И так мы добрались до финала нашей сказки.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу.
Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Как мы с вами видим, медведь просто так мимо не проходил, он песни услышал. И мы имеем полное право сделать вывод о том, что это реальный внешний и явно более сильный объект. То есть это кто-то, кто пришел на песни, которые звучат из дома. Этим персонажем может быть кто угодно. От фигуры отца, до детей и любой более крупной фигуры. Проблема заключалась в том, что между Теремом и Медведем не существовало интереса, именно той самой эмоциональной связи, которая является условием что тебя впустят в терем. И Медведь обратил внимание именно на звук. Места внутри ему не нашлось, и он решил заставить принять его. Возможно, речь идет о какой-то травме, возможно много всего и это довольно интересно обсудить.
Что касается конца сказки, то тут все не однозначно.
Еле-еле успели из него выскочить:
мышка-норушка,
лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка,
волчок — серый бочок, все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
С одной стороны, происходит полное разрушение физического тела на основе прямого воздействия внешней физической силы. После которой все персонажи начали подчиняться требованию реальности, то есть строить себе новое жилье. С другой стороны очень похоже на невыносимость ситуации и отказ от тела в сторону фантазии и ухода от этой самой реальности. В любом случае, любая давящая на «крышу» сила, разваливающая терем, не может принести ничего положительного в психику ребенка. Кроме того медведь, кем бы он ни был, не проявил интерес к домику, он видимо хотел обладать им не осознавая того вреда который он нанес терему, игнорируя элементарные вещи, то есть отрицая тот факт, что он не поместиться.
Автор: Згама Елена Евгеньевна
Психолог, Детский психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru