Сегодня мы поговорим о мужчине, который по праву удерживает титул самого успешного гонщика в стезе эндуро. Уроженец Финляндии Юха Салминен – живая легенда и пример подражания для тех, кому “эндуро” не просто слово.
Биография
В каждом виде спорта есть свои фавориты, на которых хочется равняться. Неудивительно, что у каждого чемпиона в глобальной сети есть и биографии, и автобиографии, и мемуары и даже некрологи. Тем не менее, Юха не из таких. О его ранней карьере ничего не известно. Его начало становления туманно и, как признается сам Юха, весьма размыто. Дело в том, что он, банально, не помнит что где и когда произошло. А также не помнит количество соревнований, в которых он принимал участие.
Но, конечно, туманно только начало, далее за его судьбой следил мир и поэтому современная история более чем известна.
Начиная с 1995 года, Юха уже состоял в молодежной команде по эндуро и практиковался как любитель. Спустя сезон получилось достичь планки профессионала и Салминен принял участие в традиционной финляндской мотогонке International Six Days Enduro. В категории юниоров он и его команда смогли заполучить первое свое золото. Однако в сольных заездах Юха не блеснул умением управлять байком – он не добрался даже до десятки лучших. Тогда его другом был мотоцикл 125 кубов или мотоцикл Хускварна.
Снова через год в возрасте 21го года гонщик перешел во взрослую команду. Защитить титул его команде не получилось, но сам Юха улучшил свой результат в одиночном заезде, заняв седьмое место.
Следующий этап можно считать началом успеха Юхи. Призовое место, завоеванный титул и надежда на то, что дальше - лучше. Кстати, именно тогда Юха определился в выбором байка – им оказался мотоцикл KTM, разница была только в кубатуре двигателя. На тот момент культура мотоциклов уже была развита, но не так сильно, как в наше время, и многих хороших мотоциклов не было.
С 1999го Салминен сосредоточился на одиночной карьере, и не зря: он выиграл чемпионат мира, и не просто выиграл, а сделал это 6 раз к ряду вплоть до 2005. Но победы начали наскучивать Юхе, и он решил пойти на риск. В каждом из чемпионатов он был на разных моделях байков. Например, в 2001 был мотоцикл 250 кубов.
Европа
Отказавшись от участия в чемпионате, Салминен отправился на европейское поприще покорять местное эндуро. В качестве соревнований были выбраны GNCC. Как сказал мотогонщик, вроде бы все то же самое, но кардинально другое. Тем не менее, с первого раза он покорил вершину европейского эндуро, заняв первую строчку в таблице лидеров.
И не раз! Оставшись на еще один мотосезон, финн снова участвовал в местных гонках профессионального уровня и снова забрал кубок чемпиона, после чего подуспокоился и вернулся на родину помогать соотечественникам. Важно знать, что финн был предан своей родине, и поэтому не забывал возвращаться обратно и помогать своей команде зарабатывать призы на соревнованиях своей страны. Правда, не очень удачно: командное золото оказалось недостижимо, хоть и сам Юха внес титанический вклад в команду.
Спад карьеры
Рано или поздно чемпионы будут свергнуты, и Салминен не исключение. В 2008 году в 16-раундовом чемпионате эндурист победил в 9 из них, но по очкам уступил Джонни Ауберту. Финальным аккордом стал подошедший к концу контракт с KTM. Мотоциклы KTM эндуро оставили финна, но, не теряя времени, Юха подписал новый, но уже с BMW.
В 2009 году заработать чемпионство вновь не удалось, и Салминен захотелось перемен.
В 2010 году он вышел на трассу на новомспортивном мотоцикле от BMW. Спустя время можно сказать, что байк был сыроват и нуждался в доработке. Финн не выиграл ни единого раунда и закончил чемпионат на восьмом месте. BMW от такого позора сразу же покинули соревновательную площадку.
Но старина Салминен на сдавался. Оказалось, что плохому танцору туфли мешали! В 2011 на новой лошадке эндурист покорил чемпионский пьедестал как с командой, так и в личном зачете.
Но это был последний рывок. Далее Юха не зарабатывал золота вплоть до 2013, когда закончил карьеру.
Итог
Салминен стал настоящей иконой эндуро-сообщества. Многие начинающие гонщики равнялись на него как на идола и знали, что когда-нибудь опередят его по количеству титулов. Давайте в качестве итога опишем основную информацию о легенде:
● В 2020 году получил официальное прозвище “Легенда”. Конечно же, по отношению к эндуро.
● Рекордный показатель в 96 побед на мировой сцене. Для эндуро это целый феномен, до сих пор никем не побитый.
● Профессионально занимался гонками эндуро 17 лет.
● 13 раз становился чемпионом мира. Таким показателем могут похвастаться только такие же легенды, как и он сам.
До сих пор многие мотоспортсмены ставят Юху себе в пример, доказывая раз за разом себе, что они смогут достичь таких же вершин, стоит только не опускать руки. И иметь кроссовый эндуро мотоцикл.