На днях провалил сессию. Эпически. Но нет худа без добра. Теперь я общаюсь с клиентами только на «ты» и не гнушаюсь брать предоплату. Итак, суть провала.
Прежде всего, «на ты» - примерно всю жизнь мне было предпочтительно. «Вы» — это уважение, дистанция, но и недоверие. «Вы» — это всё то, что призвано регулировать ситуации отсутствия подлинного контакта. Поэтому с друзьями на «ты», а «вы» — для особых случаев. Ну, так было.
Это уходит корнями в хулиганское детство и отрицание иерархий. Люди для меня делились на «друзей» и «недоразумения». То есть, мне свойственно относиться ко всем людям как к друзьям по умолчанию. Пока они не продемонстрировали иное, после чего переходят во вторую категорию.
Однако, я работал над этим и расширил социальную стратификацию. А недавно встретил человека, который со всеми - на «вы», включая трехлетних детей и сожительницу.
Вот, и я расслабился, мне стало все равно: ты или вы... И на этой почве примерещилось, а что... может, и правда, общаться на «вы» с клиентами?
Затея провалилась
Так вот, — неудачная сессия. «Звоночки» — были. Клиентка по рекомендации не очень приятного мне человека. Спрашивает можно ли на ближайшее время? — Подтверждаю время на сегодня. За час отменяет.
У меня бесплатная отмена — одна. Дальше отмены платные. Обычно я сообщаю об этом сразу после прецедента, но тут разговор прерывается, и я о ней забываю, много чего происходит.
Через несколько дней проявляется снова. Встречаемся онлайн. — Как удобно, на «вы» или на «ты»? — Удобно на «вы». — Хорошо. — Что бы вы хотели, чтобы произошло? — Ну, я не знаю.
Далее, полчаса у меня нет шанса использовать местоимения. Слушаю историю. Кратко суммирую (слегка путаю хронологию). Клиентка, разочарованно: — Ну, если упрощенно, то так. — И что вы хотели бы, чтобы произошло? — Я не знаю.
И [на автомате перехожу на «ты»]: — Что по поводу всей этой ситуации ты чувствуешь? — Боль. — А эмоционально, что это за боль? — Не знаю, предательство. — И как тебе с этим? — Не знаю, больно. — Хорошо, и где в теле эта боль? — Не знаю, в диафрагме, наверное. — И если бы ты туда подышала и прислушалась к этому ощущению? — Я не думаю, что мне это сейчас полезно.
Мнээ, ааа… А что ты думаешь, было бы полезно? Тебе плохо. Ты хочешь, чтобы стало лучше, да? — Да. — Может, есть способы, которые ты бы сама могла предложить? — Можно честно? — Да. — Вы перешли на «ты», вы плохо слушали, я вижу небрежное и небережное отношение, давайте прекратим встречу. Упс. Смайл.
Уроки провала: принципы и ценности
Ценность некоторых принципов, благодаря неудачам, ощущаешь физически. А ошибки в самом начале работы могут стоить потом многих часов, потраченных впустую. Так что эту сессию считаю удачей. И здесь гораздо больше чем история про ты-вы. Здесь несколько ошибок.
Итак, во-первых, конечно, я нечаянно придумал запрос за клиента. Логично же предположить, что "тот, кому плохо, хочет, чтобы плохо не было". Да? Вообще-то, нет. И это базовый принцип.
1. Недирективность
В точке, где человек не знает, чего хочет, идти дальше нельзя. Нельзя даже подсказывать чего хотеть без запроса. Тем более нельзя хотеть и решать за него.
Можно сделать паузу. Можно предложить работу без запроса (есть и такая опция). Или что угодно, только не «помогать», придумывая цель за клиента.
Может, он не хочет, чтобы стало лучше. Может, он хочет умереть, чтобы предатель мучился виной. И тогда мероприятия по уменьшению боли будут восприниматься тревожно — как угроза, небережность, неполезность.
У клиента в этой ситуации может возникнуть ощущение насилия. Навязываемого счастья. И если клиент его не озвучит, то задаст таких плясок с бубном, что «развернуться и уйти» — на их фоне потом покажется счастьем.
Ничего не хотеть за клиента — это и есть недирективность. Я не директор, я проводник. Пока ты не знаешь, куда хочешь идти, мы никуда не идем.
Раскопка реальных чувств и, тем более, обращение к телу - уже считается "работой". Хотя эти мероприятия и не зависят от запроса, но между людьми, общающимися на "вы", они не очень приняты. А пока нет запроса - нет и сессии.
2. Синхронизация ожиданий
Во-вторых, важно не торопиться. Я умею выдать результат за час, но не обязан. Возможно, от меня этого и не ждут. Экономить деньги клиента - это не моя задача.
Я отметил для себя некое разочарование, когда изложил получасовой рассказ в двух абзацах, но не прояснил, не отрефлексировал его. А за ним вероятно, было какое-то ожидание.
Я умею работать быстро, умею решать запрос за одну сессию, и мне это нравится. Умею работать с абсолютным минимумом информации о жизни клиента. Умею работать без запроса. Но клиент-то может этого не знать. Что за опыт был у него ранее?
Данный клиент пришел по странной рекомендации. Возможно, это вопрос, который стоило задать еще в переписке до сессии: «Что вы знаете обо мне и моей работе?» Не произошло синхронизации ожиданий.
3. В сессии с клиентом только на ты.
И наконец, в-третьих, на «вы» — я, увы. Пока не могу. И не хочу. Назовем это личным стилем работы. Мне так удобнее. Почему?
В сессии, через телесные ощущения я нащупываю глубокий контакт с чем-то, что клиент даже не считает собой. Обращение во множественном числе может быть автоматом переадресовано взрослой, контролирующей части и коммуникация будет нарушена.
В теории, можно запрашивать форму обращения к каждой телесной метафоре, но их бывает до пяти одновременно. Главное чтобы у клиента было чувство юмора. Тебе удобнее на вы? Или вам удобнее на ты? Куда уехал цирк, и почему остались клоуны? "Ты" – удобнее, просто технически.
Во-вторых. Контакт, который возникает в кинестетическом трансе, это всегда нечто глубоко интимное. Я касаюсь вещей, которых при всём желании не могут коснуться друзья, родные и близкие. «Ты» в этой ситуации – звучит органично и естественно. «Ты» — это близость. «Вы» — формальность и дистанция.
То, что возникает между нами в сессии, – это особая, я бы сказал сновидческая близость. Это близость попутчиков в поезде. Реально, я забываю детали сессии, как сон. Вроде много чего-то снилось, но что конкретно...
И общение на "вы" - это просто дополнительная работа для меня. Вместо того чтобы перекинуть легкий мостик сновидения через ручеек «Ты», приходится строить железобетонный мост через водохранилище «Вы».
Смысл предоплаты сессии.
В этой сессии я рад, что не попросил предоплату. Благодаря этому она даже не считается сессией. Мы о чем-то поговорили, и решили что сессии не будет.
Зато у меня теперь есть шикарный опыт для рефлексии. И я могу об этом писать. И в процессе написания все яснее осозналось и сформулировалось. Это важное.
Но, если бы предоплата была, возможно, всё было бы иначе. С обеих сторон могло бы возникнуть иное качество внимания к деталям. Деталей всегда больше чем можно прояснить. Но волшебным образом предоплата позволяет не упустить важное. Но это не единственное ее полезное действие.
Самые опасные чувства — те, которые не осознаются. Тот, по чьей рекомендации пришла клиентка, когда-то устроил публичный скандал из-за пустяка и собственной невнимательности. Осадочек остался. Предоплата могла бы разорвать связь клиента с этой динамикой.
Вот, такая история.)
«Терапевт должен быть туп, ленив и аморален»
(с) Фредерик Перлз, основоположник гештальт-подхода.
Ну и вспоминая Перлза, а за компанию и древних Даосов, всегда полезно напомнить себе о великой силе недеяния. Именно оно определяет силу действия.
Не думать за клиента, не работать за клиента и не судить клиента. Туп, ленив, аморален. Вроде всё знаешь, но нет-нет, да и да. Самое простое — оно же и самое сложное.