Многие современники утверждают, что футурист Маяковский призвал бросить Пушкина
(а заодно и многих других классиков) с парохода современности. Такие призывы у футуристов действительно были: в знаменитом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» досталось почти всем признанным литераторам.
Но я могу ответить чуть-чуть по-другому.
Владимир Маяковский отметил, что Пушкин был понятен целиком только своему классу, тому обществу, языком которого он говорил, тому обществу, понятиями и эмоциями которого он оперировал.
В числе вопросов, которые наиболее часто задавали Маяковскому, был и такой:
«Как вы относитесь к Пушкину?»
Вопрос этот был с подвохом. Слушатели хотели смутить поэта, напомнить ему о «Пощечине общественному вкусу», где предлагалось «бросить Пушкина с парохода современности».
Но,отвечая,поэт говорил о своей любви к Пушкину:,
"... Я месяц тому назад, во время работы, когда Брик начал читать «Евгения Онегина», которого я знаю наизусть, не мог оторваться и слушал до конца и два дня ходил под обаянием четверостишия:
Я знаю: жребий мой измерен,
Но, чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Маяковский в «Юбилейном» представил Пушкина как своего современника, как близкого по духу гениального товарища.
Потом Маяковский читал стихотворение «Юбилейное». Написано оно было еще в 1924 году, когда отмечалось стодвадцатипятилетие со дня рождения Пушкина. Владимир Владимирович был врагом всяких юбилеев,но эту дату он отметил.
Впрочем, «Юбилейное» написано совсем не в юбилейном духе. Ни торжественных речей, ни лавровых венков, ни прочих неизбежных при юбилейной церемонии вещей. И хотя Маяковский обращался и памятнику Пушкина, тому, что стоит в Москве на Тверском бульваре, он говорит с поэтом, как с живым. Это был простой, обыденный, задушевный разговор двух поэтов. Но не о прошлом - о будущем, о судьбах русской поэзии; Маяковский ощущал себя наследником лучших традиций классической литературы.
«Мне бы памятник при жизни полагается по чину»,
— говорит он.
А дальше идут строки:
«Заложил бы динамиту - ну-ка, дрызны».
Маяковский боялся такого памятника, как боялся,
«хрестоматийного глянца»,
ибо он принадлежал к тем поэтам, которые, по словам Некрасова, идут по жизни
«уста вооружив сатирой».
Обращаясь к Пушкину, Маяковский говорил о тех, кто боится всего нового. И если бы сейчас появился Александр Сергеевич, они бы заявили:
Тоже, мол,
у лефов
появился Пушкин.
Стихотворение «Юбилейное» — это ответ Маяковского сво противникам, тем, кто пытался отлучить его от Пушкина, поставить ет вне традиции русской поэзии, поэзии вообще. Маяковский отве самым убедительным образом.
Он отвечал стихами, говорил с Пушкиным как равный, говорил как наследник замечательных пушкинои традиций, как продолжатель его дела в совершенно новых истор ческих условиях, когда нужно не подражание и повторение, а пока новых путей, новых приемов.
Немногие товарищи поняли, что это был «крик не против Пушкина, а против его памятника» протест против канонизации Пушкина.
Как и Пушкин, Маяковский был самым современным поэтом своего времени.