Пару месяцев назад у меня закончился очередной трудовой спор. Закончился так, как мечтает любой адекватный судья/юрист/человек🤣🤣🤣. Подписанием мирового соглашения. Клиент счастлив, ответчик (работодатель) доволен, судья в восторге. Что может быть лучше? Но, как говорится, ближе к делу.
Андрей работал в крупной российской торговой сети, в офисе, менеджером среднего звена. В компании сменилась управленческая команда, и последние полгода своей работы Андрей жил как на пороховой бочке. Время от времени из компании увольнялись его коллеги. Новое руководство меняло команду не одним махом, а "отрезало коту хвост частями".
Так вот, в один прекрасный день работник из отдела кадров предложил Андрею уволиться по соглашению. В качестве компенсации Андрей запросил три месячные ЗП. Хлопнули по рукам, даже проект соглашения утвердили. А дальше начались чудеса.
Андрею прилетает письмо от службы безопасности организации с просьбой пояснить, зачем он выкладывал на сторонний диск некие документы компании. Андрей им отвечает, мол, я выложил на сторонний диск документы, которые связаны с моей работой: ТД, ДИ, приказы, но это было давным - давно. А периодически я выкладываю в "облако" объемные файлы, для совместной работы с коллегами. Ну вот так у нас заведено. Скажите, какой именно файл вас заинтересовал и я дам пояснения. СБ отвечает в том духе, что "мы все уже написали".
Картинка отсюда
Параллельно с Андреем устраивает встречу кадровик организации, на ней от работодателя присутствует еще юрист. Разговор строится примерно так:
Работодатель: Андрей, мы вас поймали на "сливе" коммерческой тайны.
Андрей: Да о чем вы говорите, я никому ничего не передавал.
Работодатель: Вы выложили файлы с коммерческой тайной на сторонний носитель. Это уже распространение.
Андрей: Скажите, какие конкретно файлы я выложил и какая коммерческая тайна там была?
Работодатель: Организация сильно рискует из-за вас, нам грозят огромные многомиллионные штрафы. Мы не можем вас не наказать. Кроме того, у нас есть намерение обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по фактам распространения коммерческой тайны.
... И такая канитель длилась около 20 минут: кадровик и юрист нагнетали и нагнетали, Андрей пытался добиться от них какой-то конкретики (он сделал аудиозапись разговора, и я ее слушал).
В итоге Андрей спросил собеседников, можно ли избежать всех этих неблагоприятных событий. Тональность беседы резко сменилась. Если раньше представители организации "нависали" над работником: "ты допустил очень серьезное нарушение", "уголовно наказуемое деяние", "распространение коммерческой тайны", "многомиллионные штрафы", то после указанного вопроса они прямо сказали: "Увольняешься по соглашению, но без компенсаций, и ничего плохого не произойдет".
Короче говоря, дожали они Андрея, и тот подписал соглашение о расторжении без каких бы то ни было компенсаций.
Отошел Андрей за пару дней от прошедших событий и понял: "развели" его как ребенка. Обратился с иском в суд.
Теперь о нашей правовой позиции.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров, связанных с прекращением трудового договора по соглашению сторон (пункт 1 части первой статьи 77, статья 78 ТК РФ), судам следует учитывать, что в соответствии со статьей 78 Кодекса при достижении договоренности между работником и работодателем трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, или срочный трудовой договор может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами. Аннулирование договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии работодателя и работника.
Несмотря на то, что трудовое законодательство не содержит определенных правил заключения соглашения о прекращении трудового договора, правовая природа указанного основания прекращения трудового договора, зависящего от взаимного добровольного волеизъявления двух сторон договора, предполагает необходимость установления того, что каждая из сторон должна дать согласие не только на саму возможность прекращения трудового договора по указанному основанию, но и понимать форму и момент заключения соглашения, когда оно будет считаться окончательно оформленным и наступят установленным им юридические последствия.
Юридически значимыми в рассматриваемом деле являются следующие обстоятельства: были ли действия работника при подписании соглашения о расторжении трудового договора добровольными и осознанными; понимались ли последствия написания такого соглашения и были ли работодателем разъяснены такие последствия; выяснялись ли работодателем причины подписания работником соглашения (см, например определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2020 г. по делу № 88-23332/2020).
Мы пояснили суду, что волеизъявление Андрея на подписание соглашения о расторжении договора не было свободным, уволился он только потому, что на него работодатель оказал давление. Приобщили к делу флешку с аудиозаписью того самого разговора с кадровичкой и юристом, а также текстовую расшифровку разговора. Ходатайствовали о прослушивании аудиозаписи. Суд оставил данное ходатайство открытым и так и не успел его разрешить...
По ходу разбирательства дела в суде у меня сложилось впечатление, что суд настроен на удовлетворение иска. И что приятно, такое же впечатление сложилось у юриста работодателя, поскольку он обратился к нам с предложением сформулировать условия, на которых мы подпишем мировое соглашение. Мы "заломили" среднюю ЗП за время с даты увольнения по текущий на тот момент день (полгода) + расходы на юриста, то есть на меня + небольшая компенсация моральных издержек. Работодатель согласился. Уже в следующем заседании суд утвердил мировое соглашение и мы с радостью завершили данный спор. Деньги работодатель выплатил, правда с существенной задержкой (около месяца).
Всем счастья!
Вам могут быть интересны статьи автора:
Наглая сотрудница не восстановилась на работе. Интересное и длинное судебное дело. ЧАСТЬ 1
Что бесит судей в процессе. Ошибки, которые могут стоить проигрыша дела.
Муж на суде по разделу имущества кричал: "Ложь!" и оспаривал каждое наше слово. Но в итоге проиграл.