Найти тему
ALFAVIT

Amati: 12 цилиндров от Mazda и мертворождённый премиум-бренд

Ко второй половине 1980-х годов, в связи с ограничением экспорта японских автомобилей в США, крупнейшие производители из Страны восходящего солнца стали пересматривать свои бизнес-планы в сторону более дорогих автомобилей. Этому способствовал и рост спроса на оные в самой Японии. Кроме того, мировой автопром практически вышел из "депрессии" вызванной чередой нефтяных кризисов.

Вследствие чего, в марте 1986 года Honda создала свое подразделение Acura, чуть позднее, в 1989 году, компании Toyota и Nissan также представили под брендами Lexus и Infiniti свои роскошные автомобили.

Эмблема бренда Amati
Эмблема бренда Amati

Mazda официально объявила о запуске своего люксового бренда Amati, с опозданием от своих конкурентов, это произошло в августе 1991 года. По планам, это новое подразделение должно было быть запущено в 1994 году.

Кроме, довольно запоздалого желания поучаствовать в делёжке огромного североамериканского рынка дорогих автомобилей, ещё одним стимулом к запуску люксовой линейки стал неожиданный успех в США модели Miata, который заставил компанию поверить, что Mazda может стать успешной не только в сегменте утилитарных, непримечательных автомобилей.

Mazda Miata
Mazda Miata

В отличие от своих конкурентов, Mazda планировала продавать автомобили в своих существующих дилерских центрах. Из чего вытекала другая проблема: необходимо было создать в одном и том же выставочном зале другую, более изысканную атмосферу для Amati по сравнению с базовыми продуктами фирмы.

Решение Mazda, на то время оставило ещё одного производителя
- Mitsubishi, единственной японской компанией в США без отдельного люксового подразделения. Эта фирма продавала свои топовые седаны Diamante через существующие дилерские центры. Чему было своё объяснение, которое стало своего рода пророческим и для Mazda. В руководстве Mitsubishi говорили:
«Усилия по запуску Lexus никоим образом не повлияли негативно на продажи Toyota, но когда вы смотрите на цифры реализации других фирм - трудно сделать такое же заявление о Honda и Acura, Nissan и Infiniti»...

Теперь необходимо сказать несколько слов о наименовании самого бренда. В Mazda заявляли, что выбор названия Amati произошёл якобы путём компьютерной генерации слова, за основу которого было взято латинское «amatus» означающее «любить», к тому же, делался упор на название семьи итальянских скрипичных мастеров XVI - XVII веков.

Предполагалось, что в модельный ряд войдут следующие автомобили, сделанные на базе существующих моделей:

Amati 300 - производная от Mazda Xedos 6/ Eunos 500;
Amati 500 - производная от Mazda Millenia/ Eunos 800;
Amati 1000 - производная от Mazda 929/ Sentia;
Amati Coupe - производная от Mazda Cosmo/ Eunos Cosmo.

Mazda Xedos 6/ Eunos 500 - база для будущего Amati 300
Mazda Xedos 6/ Eunos 500 - база для будущего Amati 300
Mazda Millenia/ Eunos 800 - несостоявшийся Amati 500
Mazda Millenia/ Eunos 800 - несостоявшийся Amati 500
Mazda Cosmo/ Eunos Cosmo - база для Amati Coupe
Mazda Cosmo/ Eunos Cosmo - база для Amati Coupe

Некоторые недостатки исходных моделей, должны были быть скомпенсированы в их престижных вариантах, путём добавлением "изюминок" как в интерьеры, так и в механическую часть автомобилей.

Перспективный модельный ряд должен был выпускаться на новом заводе в г. Хофу, Япония. Старт продаж планировался на весну 1994 года с моделей Amati 300 и 500.

Также необходимо заострить внимание на флагмане всего семейства - Amati 1000, поскольку этот седан был примечателен своим перспективным силовым агрегатом, о котором в своё время ходило немало слухов разной степени достоверности.

Mazda 929/ Sentia (HE) - прообраз Amati 1000
Mazda 929/ Sentia (HE) - прообраз Amati 1000

По рендерам, доступным перед планируемым запуском подразделения, а также по неофициальным "сливам" информации можно было понять, что флагман будет сделан на платформе Mazda 929.

Один из рендеров представлявших седан Amati 1000
Один из рендеров представлявших седан Amati 1000

Причём, чтоб запутать конкурентов, вбрасывалась информации что это будет седан на платформе с внутризаводским обозначением HD, т.е. Sentia первого поколения, что вообще-то не соответствовало действительности. Для топ-модели бренда, в качестве донора готовилась новая Sentia на платформе НЕ (о которой есть отдельная статья).

Разворот японского издания со статьёй посвящённой новому бренду
Разворот японского издания со статьёй посвящённой новому бренду

Второе поколение 929-ой имело более просторный салон за счёт бо'льших габаритов кузова, улучшенный интерьер и при должном апгрейде, обещала стать достойным конкурентом Lexus LS400 и Infiniti Q45. Главной же "фишкой" этого заднеприводного седана должен был стать 12-цилиндровый двигатель - атмосферный 3.981 кубовый W12 от Mazda! Впрочем, справедливости ради, необходимо отметить, что официальных спецификаций по Amamti 1000 с хоть какой-то достоверной информацией от самой Mazda, никогда не выходило, и в этом случае приходится опираться лишь на слухи, утечки от инсайдеров и непроверенные данные.

Этот мотор называли «Triple-Four Compact 12 Cylinder»! Двигатель представлял из себя три 4-цилиндровых блока объединённых в один агрегат.

4-литровый W12 от Mazda
4-литровый W12 от Mazda

Поршни и клапаны агрегата имели керамическое напыление, блоки цилиндров были алюминиевые, а головки цилиндров из магниевого сплава. Заявленная мощность, в силу японского законодательства, составляла 280 л.с., реальная же отдача осталась неизвестной. За основу для каждого из блоков был взят серийный рядный 4-цилиндровый мотор Mazda B3 объёмом 1 324 куб. см.

Схема мотора W12 Mazda
Схема мотора W12 Mazda
Из статьи одного японского издания о моторе W12 Mazda
Из статьи одного японского издания о моторе W12 Mazda

До другой информации, как альтернатива данному W12 рассматривался агрегат полученный путём соединения в V12, двух двигателей Mazda V6 серии К.
Этот мотор должен быть существовать в трёх опытных вариантах: 3 690 куб.см. (полученный из двух серийных моторов V6 объёмом 1 845 куб.см.), 4 510 куб.см. (из двух серийных V6 объёмом 2245 куб.см.) и 4994 куб.см. (из двух серийных V6 объёмом 2497 куб.см.).

По некоторой информации новый завод в г. Хофу уже готов был получить оснастку для производства флагманских моторов, однако все опытно-конструкторские работы с 12-цилиндровыми агрегатами были остановлены. Ходили слухи, что позднее эти моторы ставились на тестовые прототипы RX-7, что впрочем также положительно не отразилось на судьбе этих двигателей...

Mazda RX-7 - такие спорткары, но в виде тестовых "мулов" были одними из носителей 12-цилиндровых моторов
Mazda RX-7 - такие спорткары, но в виде тестовых "мулов" были одними из носителей 12-цилиндровых моторов

Судьбу данных двигателей разделил и сам новоиспечённый бренд. К планируемому времени запуска Amati, многие аналитики считали, что американский рынок автомобилей класса люкс становится перенасыщенным, что подтверждалось уходом некоторых европейских брендов с рынка США, к примеру Alfa Romeo и Peugeot.

Экономические проблемы в самой Японии, плюс американская военная операция "Буря в пустыне" с её последствиями - снизили продажи автомобилей класса люкс. Результатом этих и некоторых других факторов, стало заявление Mazda в октябре 1992 года об отмене планов развёртывания бренда Amati. Это стало катастрофой для компании, которую старательно пытались не афишировать и не выносить за пределы стен штаб-квартиры.

Гигантская работа, как инженерная, так и в сфере маркетинга - была выброшена в мусорку. Впрочем, некоторые наработки реализовались в текущих или будущих моделях компании, но их доля, в сравнении с планируемой, слишком мала, чтоб быть поводом для оправдания изначально вложенных средств...

Что ещё почитать:

"Mazda Roadpacer AP (1975) – представительский седан с двигателем Ванкеля"

"Nissan 126X (1970) – штурвал и цветовая индикация на кузове"

"Lexus LS400 – история вторжения на американский рынок"