Голод и жажда правды
Если мы будем внимательны, то заметим, что блаженны не те, кто просто хочет правды*, но те, кто её алчет (испытывает сильный голод, хочет насытиться правдой) и жаждет (испытывает сильную жажду, хочет напиться правдой). Христос призывает нас не просто стремиться к справедливости, но ощущать непреодолимое, словно голод и жажду желание правды. Так же, как голодный и жаждущий человек испытывает сильный голод и жажду и не может остановить это стремление, так и христианин должен стремиться к совершенству и святости.
*Здесь архимандрит Епифаний истолковывает слово "δικαιοσύνη" уже не в буквальном значении справедливости, правосудия, как в предыдущей главе, а в значении праведности, совокупности добродетелей, святости.
Вы читаете отрывок из новой книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Толкование на Нагорную проповедь Христа"
Награда для тех, кто жаждет правды
В этой заповеди блаженства Господь обещает, что те, кто алчет и жаждет правды, добродетели, насытятся. Как мы уже видели, никакие земные удовольствия не могут насытить человека. Соломон отмечает, что греховные удовольствия – это «дырявый сосуд» (Притч. 23, 27)**, который никогда не наполняется. «Познал ли кто предел сребролюбию, приобретая то, чего домогаются сребролюбцы? – спрашивает святитель Григорий Нисский. –Успокоился ли кто до неистовства славолюбивый, получив, чего искал? А кто насытил сластолюбие слышанным, или виденным, или беснованием и неистовством чрева и того, что за сим; тот нашел ли какой прибыток в себе от сего наслаждения? Всякого рода удовольствие, ощущаемое телом, не таково ли, что вместе, и приближается, и улетает, и на самое краткое время не оставаясь у коснувшихся его? Посему-то дознаем от Господа сие высокое учение, что одно только утвердившееся в нас рачение о добродетели есть нечто твердое и состоятельное» (здесь и далее: Григорий Нисский, святитель, Беседы на Евангелие от Матфея).
** В церковно-славянском переводе "сосуд сокрушен"
И продолжает святитель Григорий: «И целомудрие, и чистота, и постоянство во всяком добре, и избежание зла всегда воплощаются в действия, пока человек стремится к добродетели, и эти действия сопровождаются радостью. А у тех, кто предался бессмысленным похотям, хотя душа всегда стремится к непотребству, наслаждение не всегда наступает. Жадность к еде прекращается сытостью, удовольствие от питья исчезает вместе с утолением жажды, и все остальное требует времени и промежутка, чтобы вновь возбудить желание, ослабленное удовлетворением и насыщением. Но приобретение добродетели, в ком однажды она твердо укоренилась, ни временем не меряется, ни сытостью не ограничивается, но живущим добродетельно всегда приносит чистое, живое, сильное ощущение собственных благ. Поэтому Бог-Слово обещает алчущим этого удовлетворение, которое сытостью усиливает, а не угашает желание».
Христос – воплощенная Правда
Святой Григорий с дерзновением идёт ещё дальше и предполагает, что под Правдой здесь Христос подразумевает Самого Себя: «Под правдой Христос подразумевает Себя Самого, ибо Он является воплощенной Правдой» (воплощением Правды). Ведь, по словам апостола Павла, Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением.» (1 Кор. 1, 30). Иными словами, Христос – это воплощение всех добродетелей; в Нем сосредоточены все добродетели. Следовательно, когда Он говорит: «блаженны алчущие и жаждущие правды», это как бы означает: «блаженны те, кто жаждет Меня, кто стремится к мистическому единению со Мной». Об этой духовной жажде и голоде к единению с Ним говорится также в других местах: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин.6:51)». И: «Если кто жаждет, пусть придет ко Мне и пьет» (Ин. 7, 37).
Это блаженное души к единению с Богом сильно испытывал святой пророк Давид, и поэтому он часто упоминает об этом в своих псалмах. И говоря о духовной жажде, он пишет: «Как жаждущий олень стремится к водным источникам, так и душа моя стремится к Тебе, Боже мой» (Пс. 41, 2). И о духовном голоде он говорит: «Я насыщусь, когда явится мне слава Твоя» (Пс. 16, 15).
Из всего этого следует вывод: душа человека насыщается и утоляет жажду только тогда, когда объединяется с Богом. Любая другая радость или удовольствие – ложные и временные. Если мы хотим, чтобы наша душа была наполнена и насыщена теми неописуемыми радостями, которые испытывали святые, мы должны, согласно святому Григорию Нисскому:
а) Каяться в своих грехах и исповедоваться в них. Как тело, чтобы стать здоровым, должно избавиться от токсинов зараженной пищи, так и мы должны избавиться от всей злобы в душе через искреннюю исповедь и твердое решение не возвращаться к греху.
б) Стремиться соблюдать заповеди Божьи, чтобы стать как можно более похожими на Христа. Чем больше мы соблюдаем Божьи заповеди (стремясь быть похожими на Него в смирении, кротости, справедливости, чистоте и, прежде всего, в любви, тем больше становимся похожими на Христа, Который обладает этими добродетелями в совершенстве, и тем более мы становимся блаженными.
в) Стремиться держать ум постоянно направленным к Богу через непрестанную молитву. Как тот, кто любит кого-то, всегда думает о нем, так и тот, кто испытывает божественную любовь, постоянно думает о Боге. Через непрестанную молитву Христос всегда будет жить в нас, утешая и сладостя своим присутствием.
г) Часто причащаться Пречистых Тела и Крови Господа, чтобы быть органически соединенными с Ним. Как сказал Он Сам, «тот, кто ест Мое тело и пьет Мою кровь, пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56) [9].
© Электронное издательство "Орфограф", 2024
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь