Многих удивляет, как люди ведутся на манипуляции телефонных мошенников, подчиняются и переводят им свои деньги. Некоторые так и вовсе берут деньги в кредит и также отдают мошенникам, оставаясь не только ни с чем, но ещё и в долгах.
В действительности далеко не каждый поддаётся на манипуляции, но при большом количестве звонков всегда находится тот, кто позволяет себя обмануть. К тому же многие люди ещё не сталкивались с таким явлением как телефонное мошенничество и не знают, какие уловки и приёмы могут быть использованы против них. Когда с человеком нечто подобное происходит впервые, вероятность обмана довольно высока.
Не дают подумать
В первую очередь телефонные мошенники используют эффект неожиданности, поскольку никто не ждёт звонок с сообщением о тревожных событиях и угрожающих последствиях. Мошенник сразу даёт понять, что дело якобы срочное, и общается соответствующим образом, чтобы у потенциальной жертвы сложилось впечатление, что дело на самом деле неотложное.
Человека всячески торопят, чтобы не дать время на размышления о происходящем. То есть буквально не дают подумать, что происходит. Для этого мошенники много говорят и задают многочисленные вопросы, чтобы человек не успел опомниться и думал исключительно над вопросами мошенника, а не о самой ситуации.
Используют мнимую авторитетность
Стратегия телефонных мошенников во многом построена на повиновении перед теми, у кого есть власть. Это работает, потому что многие люди мнительны и легко внушаемы, а также склонны подчиняться лидерам и авторитетам. И телефонные мошенники этой особенностью психики активно пользуются.
С человеком могут общаться таким образом, будто имеют безусловное право приказывать и руководить им. Все заявления специально делаются авторитетно властным уверенным голосом, чтобы психика человека как бы сообщила своему хозяину, что в этой ситуации лучше подчиниться.
А учитывая, что человеку не дают опомниться, его сознание как бы движется по пути наименьшего сопротивления. А это тот путь, который проложен мошенниками.
Воздействуют на эмоции
Мошенники активно воздействуют не на рациональное, а на эмоциональное, делая акцент на негативные эмоции, прежде всего на эмоции страха. Человеку внушают страх потери денег или страх оказаться наказанным, то есть получить проблемы с законом.
Мошенники заставляют свою жертву беспокоиться и чувствовать себя неуверенно, в то время как голос в трубке даёт понять, что позвонивший уверен в себе и знает, что нужно делать. На человека всячески давят, чтобы вызвать стресс или даже панику, из-за чего критическое мышление просто отключается.
Используют различные приёмы
Несмотря на то, что разговор с телефонным мошенником по своей сути является разговором с голосом, который всего лишь доносится из телефонного динамика, такое положение вещей, наоборот, играет мошенникам на руку. А всё потому что при отсутствии прочей информации воображение потенциальной жертвы само всё дорисует.
При отсутствии возможности подумать, при отключенном критическом мышлении и на эмоциях слова позвонившего кажутся вполне реальными из-за очередной особенности человеческой психики додумывать и дорисовывать всё то, что может существовать и являться угрозой.
Манипулируют мнимой угрозой
Для человеческой психики угроза всегда важнее, чем возможность. И телефонные мошенники этим пользуются. Когда человек уже пребывает в эмоциональном состоянии с отключенным мышлением, психика заставляет подчиниться позвонившему.
Во-первых, потому что человеку кажется, что перед ним некий представитель власти. Во-вторых, человек стремится избежать угроз и потерь, которые во время телефонного разговора кажутся реальными. А для закрепления ощущения реальности происходящего мошенники могут намеренно использовать сложные термины и цитировать законы, чтобы вызвать ощущение серьёзности происходящего.
Создают иллюзию
Мошенники также могут общаться определённым образом, как не общаются в повседневной жизни, используя странные термины и называя привычные вещи непривычными словами. Например, не банковская карта, а пластиковый продукт. Или повторять фразу «фиксирую информацию» после каждого ответа потенциальной жертвы.
Ещё один приём создания иллюзии — это просьба потенциальной жертвы проверить наличие своих банковских карт или паспорта. Согласно легенде мошенников, карта с паспортом или данные о них были украдены некими злоумышленниками.
Таким образом, позвонивший якобы пытается установить причину незаконных операций. В свою очередь, для жертвы это означает, что телефонный разговор уже перешёл из просто произнесённых слов в реально совершённые действия, следовательно всё сказанное по телефону жертве кажется более реальным, чем есть на самом деле.
Всё это создаёт иллюзию не только реальности происходящего, но и того, что это важный и особенный разговор, и относиться к нему необходимо соответствующим образом. Ведь если позвонивший предельно серьёзен и уверен, то, судя по всему, за его словами что-то есть, а он сам говорит правду — так по умолчанию подумают многие. И опять же, мошенники этим пользуются.
Заключение
Понимание того, как в этом мире работают некоторые вещи, а также обладание информацией способно уберечь от настоящих угроз. Подчинение голосу в трубке — одна из них. Вполне нормально, если в начале разговора человек даже не усомнится в словах позвонившего.
Но как только разговор начинает сводиться к персональным данным и личным сведениям, а также к деньгам или к выполнению каких-либо непривычных действий, то в этот момент должно стать ясно, что это позвонил мошенник, после чего рекомендуется просто прервать разговор.