Архитектурная критика: положительные и отрицательные стороны бионической архитектуры.
Бионическая архитектура — это направление в архитектуре, которое черпает вдохновение из природных форм, процессов и систем. В этом подходе к дизайну зданий используются свойства, функции, структуры и принципы организации живой природы, чтобы создать более эффективные, устойчивые и гармоничные конструкции.
Основные принципы бионической архитектуры:
Вдохновение природой
Бионическая архитектура черпает идеи из природы, изучая и применяя её формы, процессы и системы для создания эффективных и гармоничных архитектурных решений. Этот подход включает анализ биологических структур, поведения живых организмов и экосистем, чтобы применить их принципы к архитектурному дизайну.
Устойчивость и энергоэффективность
Бионическая архитектура стремится к созданию зданий и общественных пространств, которые оптимально взаимодействуют с окружающей средой. Это включает использование возобновляемых ресурсов, повышение энергоэффективности и минимизацию негативного воздействия на экосистемы.
Инновационные технологии и материалы
Принцип бионической архитектуры побуждает к поиску новаторских технологий и материалов, которые позволят создавать конструкции, основанные на биологических принципах. Это улучшит их функциональность, эстетику и устойчивость.
Функциональность и эстетика
Бионический дизайн стремится сочетать функциональность со стимулирующей визуальной эстетикой. Создаются пространства, способствующие комфорту, вдохновению и здоровью.
Это направление остаётся актуальным благодаря современным тенденциям. Сохранение природы, забота об окружающей среде и желание человека сблизиться с природой влияют на преобладание природных цветов и форм не только в архитектуре, но и в повседневных вещах.
Зарождение бионической архитектуры
Бионическая архитектура, хоть и является сравнительно новым направлением в архитектуре, имеет корни, уходящие вглубь истории, и не возникла из пустоты. Она представляет собой органичное продолжение архитектурного опыта древних цивилизаций, где определённые формы и черты природы применялись в архитектуре. Согласно имеющимся археологическим данным, первое бионическое порождение форм в архитектуре было применено в Древнем Египте (около 2707–2150 гг. до н.э.), когда начали возводить колонны, похожие по пропорциям и форме на цветок лотоса.
В новое время продолжил развитие архитектурной бионики Антонио Гауди, строя уникальные дома в соответствии с принципами этой науки уже в XX веке. Он был первым, кто не просто внёс в архитектурные сооружения декоративные элементы природы, но и придал зданиям экологический облик. Одним из его ярких проектов является парк Гуэль в Барселоне, формы которого напоминают окаменевший сад, ландшафт гор и отсылают к античным постройкам Греции, где также использовались природные структуры для возведения колонн. Успех его архитектурных творений в Европе дал дальнейший импульс развитию этого перспективного направления в строительстве и архитектуре.
Другим известным архитектурным сооружением, построенным по принципам архитектурной бионики, является знаменитая Эйфелева башня. Проект этой башни основан на исследованиях профессора анатомии Хермана фон Мейера, который обнаружил в большой берцовой кости целую сеть миниатюрных косточек, благодаря которым происходит равномерное распределение нагрузки по всей кости. Это открытие природного распределения нагрузки было развито далее швейцарским инженером Карлом Кульманом и реализовано Эйфелем с помощью кривых суппортов при строительстве им своей башни.
Впервые термин «бионика» был использован в 1958 году во время проекта по исследованиям в области робототехники. Тогда же первоначально было признано понятие бионики как «науки о системах, основанных на жизни существах». Эта идея была расширена Джанин Бенюс, которая ввела термин «биомимикрия» — сознательное подражание гению природы. Первой публикацией на эту тему в СССР стала статья архитекторов Ю.С. Лебедева и В.В. Зефельда «Конструктивные структуры в архитектуре и в растительном мире» (в сборнике: Советская архитектура), опубликованная в 1962 году. И уже в 1974 году В.М. Глушков опубликовал книгу «Энциклопедия кибернетики», в которой изучение бионики было применено к архитектурному мышлению. Позже, в 1983 году, Ю.С. Лебедев опубликовал книгу «Архитектурная бионика», в которой он исследовал возможность изучения поведения различных биологических форм жизни и интеграции этих наблюдений в строительство и дизайн. И наконец, в конце 1980-х годов архитектурная бионика окончательно оформилась как новая отрасль архитектурной науки.
В настоящее время идеи бионической архитектуры успешно воплощаются во многих ведущих странах мира, однако в России этому направлению после распада СССР не уделяется должного внимания. Одним из тех, кто продолжал развивать это направление архитектуры в России рубежа XX и XXI столетий, является российский архитектор Борис Левинзон, по проектам которого построено несколько уникальных частных экодомов на территории России. Также с 2002 года существует футуристический бионический проект архитекторов Расторгуева С.В. и Кудряшова М.Н. под названием «Био-сити».
Из последних проектов на территории России наиболее известными за последние 10 лет являются Dominion Tower (или «Пересвет-Плаза») — бизнес-центр на юго-востоке Москвы, напоминающий своими формами движение тектонических плит, и медиацентр «Зарядье», органично вписанный в ландшафт.
Типы бионической архитектуры
Несмотря на то, что основной идеей бионической архитектуры является подражание природным структурам, ее можно классифицировать по нескольким признакам.
Одним из них является уровень биомимикрии проекта: буквальная, абстрактная, биоморфная.
Также бионическую архитектуру можно классифицировать по подходу к проектированию: основанная на форме, на процессе, на системе.
И еще по типу используемых технологий: аналоговая и цифровая.
Преимущества и недостатки бионической архитектуры
Бионическая архитектура, как и любое другое направление, имеет свои преимущества и недостатки.
Уникальность. В отличие от других направлений, бионическая архитектура не так распространена, что создает уникальность каждого нового проекта.
Комфорт. Бионическая архитектура максимально приближена к природным формам и цветам, что благотворно влияет на психологическое состояние человека.
Недостатки. Одной из проблем бионической архитектуры является наличие нефункциональных зон, которые могут возникать в процессе планирования и реализации.
Причины возникновения нефункциональных зон
Архитектурный эксперимент. Бионические структуры могут быть созданы не только для решения функциональных задач, но и для эстетических экспериментов. Техническая сложность реализации некоторых бионических концепций может привести к появлению нефункциональных зон.
Способы уменьшения нефункциональных зон
Интеграция функциональных элементов в бионический дизайн и учёт потребностей пользователей — ключевые аспекты при проектировании. Сотрудничество специалистов из разных областей поможет создать гармоничное сочетание функциональности и дизайна. Борьба с нефункциональными зонами требует внимательного планирования и сбалансированного подхода.
Высокая стоимость бионической архитектуры является второй проблемой. Выделяют несколько причин и пути решения этой проблемы.
Причины высокой стоимости бионической архитектуры: новизна и инновации, сложность технической реализации, повышенные трудозатраты — всё это увеличивает стоимость процесса в бионической архитектуре.
Способы снижения затрат в бионической архитектуре
С развитием технологий некоторые сложности и затраты в бионической архитектуре будут минимизированы. Выбор привычных и экологически чистых материалов поможет уменьшить общую стоимость проекта и подчеркнуть устойчивость конструкции. Грамотное соотношение функциональности, стоимости и технической реализуемости поможет избежать излишних расходов. Бионическая архитектура может быть дорогостоящей, но внедрение инноваций, использование эффективных решений и плодотворное взаимодействие специалистов разных направлений позволят снизить затраты и реализовать проекты более эффективно.
Сантьяго Калатрава. Бионическая архитектура
Известный испанский архитектор Сантьяго Калатрава родился 28 июля 1951 года в Бенимаме – старинном округе, являющимся сейчас частью Валенсии, Испания. Сантьяго получил степень бакалавра архитектуры и затем аспирантуру по урбанистке в Политехническом университете Валенсии. Завершив обучение в 1975 году, он поступил в Швейцарский федеральный институт технологий в Цюрихе где получил степень магистра по гражданскому строительству. В 1981 году, после защиты докторской диссертации, он начал свою успешную архитектурную и инженерную практику.
В начале своей профессиональной деятельности Калатрава работал в основном над проектировании мостов и вокзалов. Его башня связи Монтжуик в Барселоне, Испания (1991), была центральным элементом Олимпийских игр 1992 года, а также галерея Аллена Ламберта в Торонто, Канада (1992) стали значительными проектами и важными этапами в его творческом пути.
Это привело к расширению его портфолио и получению большего количества заказов. Павильон Квадраччи (2001) Художественного музея Милуоки стал первым его зданием в Соединённых Штатах. Начало деятельности Калатравы в области высотного строительства отмечается инновационным проектом 54-этажного небоскрёба Turning Torso (2005) в Мальме, Швеция. Калатрава также разработал футуристическую железнодорожную станцию World Trade Center Transportation Hub в реконструированном Всемирном торговом центре в Нью-Йорке.
Его подход к дизайну был оценён как преодоление границ между инженерией и архитектурой. В своих проектах он продолжает традиции испанского модернизма, вдохновлённого работами таких мастеров, как Феликс Кандела, Антонио Гауди и Рафаэль Гуаставино. Однако его стиль в то же время уникален и основан на обширных исследованиях человеческого тела и природного мира.
«Поскольку здание находится рядом с морем, а в Валенсии очень сухо, я решил сделать воду основным элементом всего здания, используя её как отражение архитектуры», — говорил Сантьяго Калатрава.
В 1991 году Калатрава выиграл конкурс на строительство телекоммуникационной башни в старом русле реки Турия. После наводнения в 1957 году реку направили по другому каналу, а через центр города проложили променад длиной семь километров по высохшему руслу.
Телекоммуникационная башня на холмах Монжуик в Барселоне показывает, как работа и распределение сил в человеческом теле могут вдохновить на архитектурные решения. В результате была выбрана поза бегуна, зажигающего олимпийский огонь. Эскизы ясно показывают фигуру в движении: ноги согнуты в коленях, а руки с триумфом поднимают олимпийский огонь.
На набережной были построены два моста, спроектированные самим Калатравой. Позднее ему был поручен проект «Города искусств и наук» — уникального комплекса, предназначенного для отдыха, где контакт с культурой играет главную роль.
Город искусств и наук в Валенсии (1997–2001) — это комплекс, состоящий из Дворца искусств, музея L’Hemisferic, музея науки имени принца Филиппа, L’Umbracle и океанариума с конструкциями-ракушками Феликса Канделы. Эти объекты расположены на площади 350 000 м² и образуют своего рода поселение на воде, где преобладают искусство, наука и природа.
После наступления темноты комплекс становится таинственным. Вместо стремительного движения форм появляется очарование мягкого освещения. Сооружение Калатравы — это второй по величине завершённый объект, где использовалась гидравлическая система, поднимающая разборную конструкцию весом около 1 тонны.
Музей науки принца Филиппа — величественное здание комплекса, используемое для демонстрации достижений нашей цивилизации. Это сооружение из стали, стекла и белого армированного бетона, отличающееся по своим размерам и форме.
Интерьер с одной стороны закрыт скульптурным фасадом из железобетона, а с другой — покрытием из стекла. И крыша, и соединённая с ней стеклянная стена опираются на железобетонные столбы, напоминающие деревья. Из них вырастают длинные листья из стекла и стали, изогнутые и закрученные вверх. Кажется, что они свободно свисают, закрывая пространство объекта.
<Продолжение статьи> Сбоева Анастасия, ИАиД
А также: