Найти в Дзене
c.i.h.

Бионическая архитектура

Архитектурная критика: положительные и отрицательные стороны бионической архитектуры. Бионическая архитектура — это направление в архитектуре, которое черпает вдохновение из природных форм, процессов и систем. В этом подходе к дизайну зданий используются свойства, функции, структуры и принципы организации живой природы, чтобы создать более эффективные, устойчивые и гармоничные конструкции. Основные принципы бионической архитектуры: Вдохновение природой Бионическая архитектура черпает идеи из природы, изучая и применяя её формы, процессы и системы для создания эффективных и гармоничных архитектурных решений. Этот подход включает анализ биологических структур, поведения живых организмов и экосистем, чтобы применить их принципы к архитектурному дизайну. Устойчивость и энергоэффективность Бионическая архитектура стремится к созданию зданий и общественных пространств, которые оптимально взаимодействуют с окружающей средой. Это включает использование возобновляемых ресурсов, повышение энерг

Архитектурная критика: положительные и отрицательные стороны бионической архитектуры.

Бионическая архитектура — это направление в архитектуре, которое черпает вдохновение из природных форм, процессов и систем. В этом подходе к дизайну зданий используются свойства, функции, структуры и принципы организации живой природы, чтобы создать более эффективные, устойчивые и гармоничные конструкции.

Проект «Эдем». Николас Гримшоу
Проект «Эдем». Николас Гримшоу

Основные принципы бионической архитектуры:

Вдохновение природой

Бионическая архитектура черпает идеи из природы, изучая и применяя её формы, процессы и системы для создания эффективных и гармоничных архитектурных решений. Этот подход включает анализ биологических структур, поведения живых организмов и экосистем, чтобы применить их принципы к архитектурному дизайну.

Устойчивость и энергоэффективность

Бионическая архитектура стремится к созданию зданий и общественных пространств, которые оптимально взаимодействуют с окружающей средой. Это включает использование возобновляемых ресурсов, повышение энергоэффективности и минимизацию негативного воздействия на экосистемы.

Инновационные технологии и материалы

Принцип бионической архитектуры побуждает к поиску новаторских технологий и материалов, которые позволят создавать конструкции, основанные на биологических принципах. Это улучшит их функциональность, эстетику и устойчивость.

Функциональность и эстетика

Бионический дизайн стремится сочетать функциональность со стимулирующей визуальной эстетикой. Создаются пространства, способствующие комфорту, вдохновению и здоровью.

Это направление остаётся актуальным благодаря современным тенденциям. Сохранение природы, забота об окружающей среде и желание человека сблизиться с природой влияют на преобладание природных цветов и форм не только в архитектуре, но и в повседневных вещах.

Бионическая основа форм в Древнем Египте (около 2707-2150 гг. до н.э.)
Бионическая основа форм в Древнем Египте (около 2707-2150 гг. до н.э.)

Зарождение бионической архитектуры

Бионическая архитектура, хоть и является сравнительно новым направлением в архитектуре, имеет корни, уходящие вглубь истории, и не возникла из пустоты. Она представляет собой органичное продолжение архитектурного опыта древних цивилизаций, где определённые формы и черты природы применялись в архитектуре. Согласно имеющимся археологическим данным, первое бионическое порождение форм в архитектуре было применено в Древнем Египте (около 2707–2150 гг. до н.э.), когда начали возводить колонны, похожие по пропорциям и форме на цветок лотоса.

Парк Гуэль в Барселоне, Антонио Гауди
Парк Гуэль в Барселоне, Антонио Гауди

В новое время продолжил развитие архитектурной бионики Антонио Гауди, строя уникальные дома в соответствии с принципами этой науки уже в XX веке. Он был первым, кто не просто внёс в архитектурные сооружения декоративные элементы природы, но и придал зданиям экологический облик. Одним из его ярких проектов является парк Гуэль в Барселоне, формы которого напоминают окаменевший сад, ландшафт гор и отсылают к античным постройкам Греции, где также использовались природные структуры для возведения колонн. Успех его архитектурных творений в Европе дал дальнейший импульс развитию этого перспективного направления в строительстве и архитектуре.

Строительство Эйфелевой башни
Строительство Эйфелевой башни

Другим известным архитектурным сооружением, построенным по принципам архитектурной бионики, является знаменитая Эйфелева башня. Проект этой башни основан на исследованиях профессора анатомии Хермана фон Мейера, который обнаружил в большой берцовой кости целую сеть миниатюрных косточек, благодаря которым происходит равномерное распределение нагрузки по всей кости. Это открытие природного распределения нагрузки было развито далее швейцарским инженером Карлом Кульманом и реализовано Эйфелем с помощью кривых суппортов при строительстве им своей башни.

Впервые термин «бионика» был использован в 1958 году во время проекта по исследованиям в области робототехники. Тогда же первоначально было признано понятие бионики как «науки о системах, основанных на жизни существах». Эта идея была расширена Джанин Бенюс, которая ввела термин «биомимикрия» — сознательное подражание гению природы. Первой публикацией на эту тему в СССР стала статья архитекторов Ю.С. Лебедева и В.В. Зефельда «Конструктивные структуры в архитектуре и в растительном мире» (в сборнике: Советская архитектура), опубликованная в 1962 году. И уже в 1974 году В.М. Глушков опубликовал книгу «Энциклопедия кибернетики», в которой изучение бионики было применено к архитектурному мышлению. Позже, в 1983 году, Ю.С. Лебедев опубликовал книгу «Архитектурная бионика», в которой он исследовал возможность изучения поведения различных биологических форм жизни и интеграции этих наблюдений в строительство и дизайн. И наконец, в конце 1980-х годов архитектурная бионика окончательно оформилась как новая отрасль архитектурной науки.

Борис Левинзон, «Дом Гауди» в Сестрорецке
Борис Левинзон, «Дом Гауди» в Сестрорецке

В настоящее время идеи бионической архитектуры успешно воплощаются во многих ведущих странах мира, однако в России этому направлению после распада СССР не уделяется должного внимания. Одним из тех, кто продолжал развивать это направление архитектуры в России рубежа XX и XXI столетий, является российский архитектор Борис Левинзон, по проектам которого построено несколько уникальных частных экодомов на территории России. Также с 2002 года существует футуристический бионический проект архитекторов Расторгуева С.В. и Кудряшова М.Н. под названием «Био-сити».

Проект «Био-сити», адаптация для Казахстана
Проект «Био-сити», адаптация для Казахстана

Из последних проектов на территории России наиболее известными за последние 10 лет являются Dominion Tower (или «Пересвет-Плаза») — бизнес-центр на юго-востоке Москвы, напоминающий своими формами движение тектонических плит, и медиацентр «Зарядье», органично вписанный в ландшафт.

Медиацентр «Зарядье»
Медиацентр «Зарядье»

Типы бионической архитектуры

Несмотря на то, что основной идеей бионической архитектуры является подражание природным структурам, ее можно классифицировать по нескольким признакам.

Одним из них является уровень биомимикрии проекта: буквальная, абстрактная, биоморфная.

Также бионическую архитектуру можно классифицировать по подходу к проектированию: основанная на форме, на процессе, на системе.

И еще по типу используемых технологий: аналоговая и цифровая.

Преимущества и недостатки бионической архитектуры

Бионическая архитектура, как и любое другое направление, имеет свои преимущества и недостатки.

Уникальность. В отличие от других направлений, бионическая архитектура не так распространена, что создает уникальность каждого нового проекта.

Комфорт. Бионическая архитектура максимально приближена к природным формам и цветам, что благотворно влияет на психологическое состояние человека.

Недостатки. Одной из проблем бионической архитектуры является наличие нефункциональных зон, которые могут возникать в процессе планирования и реализации.

Причины возникновения нефункциональных зон

Архитектурный эксперимент. Бионические структуры могут быть созданы не только для решения функциональных задач, но и для эстетических экспериментов. Техническая сложность реализации некоторых бионических концепций может привести к появлению нефункциональных зон.

Способы уменьшения нефункциональных зон

Интеграция функциональных элементов в бионический дизайн и учёт потребностей пользователей — ключевые аспекты при проектировании. Сотрудничество специалистов из разных областей поможет создать гармоничное сочетание функциональности и дизайна. Борьба с нефункциональными зонами требует внимательного планирования и сбалансированного подхода.

Высокая стоимость бионической архитектуры является второй проблемой. Выделяют несколько причин и пути решения этой проблемы.

Причины высокой стоимости бионической архитектуры: новизна и инновации, сложность технической реализации, повышенные трудозатраты — всё это увеличивает стоимость процесса в бионической архитектуре.

Способы снижения затрат в бионической архитектуре

С развитием технологий некоторые сложности и затраты в бионической архитектуре будут минимизированы. Выбор привычных и экологически чистых материалов поможет уменьшить общую стоимость проекта и подчеркнуть устойчивость конструкции. Грамотное соотношение функциональности, стоимости и технической реализуемости поможет избежать излишних расходов. Бионическая архитектура может быть дорогостоящей, но внедрение инноваций, использование эффективных решений и плодотворное взаимодействие специалистов разных направлений позволят снизить затраты и реализовать проекты более эффективно.

Сантьяго Калатрава. Бионическая архитектура

Галерея Аллена Ламберта в Торонто. Сантьяго Калатрава
Галерея Аллена Ламберта в Торонто. Сантьяго Калатрава

Известный испанский архитектор Сантьяго Калатрава родился 28 июля 1951 года в Бенимаме – старинном округе, являющимся сейчас частью Валенсии, Испания. Сантьяго получил степень бакалавра архитектуры и затем аспирантуру по урбанистке в Политехническом университете Валенсии. Завершив обучение в 1975 году, он поступил в Швейцарский федеральный институт технологий в Цюрихе где получил степень магистра по гражданскому строительству. В 1981 году, после защиты докторской диссертации, он начал свою успешную архитектурную и инженерную практику.

В начале своей профессиональной деятельности Калатрава работал в основном над проектировании мостов и вокзалов. Его башня связи Монтжуик в Барселоне, Испания (1991), была центральным элементом Олимпийских игр 1992 года, а также галерея Аллена Ламберта в Торонто, Канада (1992) стали значительными проектами и важными этапами в его творческом пути.

Художественный музей Милуоки
Художественный музей Милуоки

Это привело к расширению его портфолио и получению большего количества заказов. Павильон Квадраччи (2001) Художественного музея Милуоки стал первым его зданием в Соединённых Штатах. Начало деятельности Калатравы в области высотного строительства отмечается инновационным проектом 54-этажного небоскрёба Turning Torso (2005) в Мальме, Швеция. Калатрава также разработал футуристическую железнодорожную станцию World Trade Center Transportation Hub в реконструированном Всемирном торговом центре в Нью-Йорке.

Транспортный хаб World Trade Center
Транспортный хаб World Trade Center

Его подход к дизайну был оценён как преодоление границ между инженерией и архитектурой. В своих проектах он продолжает традиции испанского модернизма, вдохновлённого работами таких мастеров, как Феликс Кандела, Антонио Гауди и Рафаэль Гуаставино. Однако его стиль в то же время уникален и основан на обширных исследованиях человеческого тела и природного мира.

«Поскольку здание находится рядом с морем, а в Валенсии очень сухо, я решил сделать воду основным элементом всего здания, используя её как отражение архитектуры», — говорил Сантьяго Калатрава.

Телекоммуникационная башня. Сантьяго Калатрава
Телекоммуникационная башня. Сантьяго Калатрава

В 1991 году Калатрава выиграл конкурс на строительство телекоммуникационной башни в старом русле реки Турия. После наводнения в 1957 году реку направили по другому каналу, а через центр города проложили променад длиной семь километров по высохшему руслу.

Телекоммуникационная башня на холмах Монжуик в Барселоне показывает, как работа и распределение сил в человеческом теле могут вдохновить на архитектурные решения. В результате была выбрана поза бегуна, зажигающего олимпийский огонь. Эскизы ясно показывают фигуру в движении: ноги согнуты в коленях, а руки с триумфом поднимают олимпийский огонь.

Эскиз телекоммуникационной башни на холмах Монжуик в Барселоне
Эскиз телекоммуникационной башни на холмах Монжуик в Барселоне

На набережной были построены два моста, спроектированные самим Калатравой. Позднее ему был поручен проект «Города искусств и наук» — уникального комплекса, предназначенного для отдыха, где контакт с культурой играет главную роль.

Город искусств и наук в Валенсии (1997–2001) — это комплекс, состоящий из Дворца искусств, музея L’Hemisferic, музея науки имени принца Филиппа, L’Umbracle и океанариума с конструкциями-ракушками Феликса Канделы. Эти объекты расположены на площади 350 000 м² и образуют своего рода поселение на воде, где преобладают искусство, наука и природа.

Город искусств и наук в Валенсии
Город искусств и наук в Валенсии

После наступления темноты комплекс становится таинственным. Вместо стремительного движения форм появляется очарование мягкого освещения. Сооружение Калатравы — это второй по величине завершённый объект, где использовалась гидравлическая система, поднимающая разборную конструкцию весом около 1 тонны.

Музей науки принца Филиппа — величественное здание комплекса, используемое для демонстрации достижений нашей цивилизации. Это сооружение из стали, стекла и белого армированного бетона, отличающееся по своим размерам и форме.

Музей науки принца Филиппа
Музей науки принца Филиппа

Интерьер с одной стороны закрыт скульптурным фасадом из железобетона, а с другой — покрытием из стекла. И крыша, и соединённая с ней стеклянная стена опираются на железобетонные столбы, напоминающие деревья. Из них вырастают длинные листья из стекла и стали, изогнутые и закрученные вверх. Кажется, что они свободно свисают, закрывая пространство объекта.

<Продолжение статьи> Сбоева Анастасия, ИАиД

А также: