Найти в Дзене
c.i.h.

Проект Доступная Арктика

Концептуальный вариант проекта «Доступная Арктика» — строительство автомагистрали по побережью Северного Ледовитого океана вдоль Северного морского пути. •   В ближайшей исторической перспективе Арктика станет одним из узловых транспортных и промышленных районов планеты. •   Предполагается создание биоклиматических купольных модулей для проживания и работы на побережье вдоль СевМорПути. •   Преимущества проживания в купольных модулях: экономия на отоплении, экономия на обслуживании, автономность, экологичность, экономия на инфраструктуре. Проект освоения Арктической зоны Российской Федерации и побережья Северного Ледовитого океана, создание обслуживающей и поддерживающей инфраструктуры Северного морского пути. Представлены данные предпроектного исследования территории и показана необходимость ее логистического насыщения с целью повышения эффективности добычи полезных ископаемых и кратного повышения объемов транспортируемых грузов. Для реализации идей предложены новые типы арктических б

Концептуальный вариант проекта «Доступная Арктика» — строительство автомагистрали по побережью Северного Ледовитого океана вдоль Северного морского пути.

•   В ближайшей исторической перспективе Арктика станет одним из узловых транспортных и промышленных районов планеты.

•   Предполагается создание биоклиматических купольных модулей для проживания и работы на побережье вдоль СевМорПути.

•   Преимущества проживания в купольных модулях: экономия на отоплении, экономия на обслуживании, автономность, экологичность, экономия на инфраструктуре.

Проект освоения Арктической зоны Российской Федерации и побережья Северного Ледовитого океана, создание обслуживающей и поддерживающей инфраструктуры Северного морского пути. Представлены данные предпроектного исследования территории и показана необходимость ее логистического насыщения с целью повышения эффективности добычи полезных ископаемых и кратного повышения объемов транспортируемых грузов.

Для реализации идей предложены новые типы арктических баз и поселений на основе геометрии геодезических куполов, обладающих рядом технических преимуществ и эстетической выразительностью. В основу концепции поселений предлагается заложить принципы модульности, взаимозаменяемости отдельных модулей и их составных частей, максимального снижения веса и упрощения транспортировки. С целью повышения автономности арктических поселений предлагается установить ветровую энергоэкологическую и ряд других инженерных систем.

Аксонометрия купольного комплекса
Аксонометрия купольного комплекса

В последние годы возросла популярность архитектурных конкурсов по созданию лунных и марсианских баз (Moontopia, NASA 3D printed Mars Habitat), а также направленных на освоение спутника Юпитера Европа (Fondation Jacques Rougerie). Часть конкурсов проводится на высочайшем профессиональном уровне: в состав жюри входят специалисты по инженерии космических систем и непосредственно космонавт. Это приводит к созданию проектов, качественных не только с архитектурной, но и инженерных позиций. Однако среди экспертов бытует мнение, что отправлять человека для исследования даже ближайшего космоса экономически нецелесообразно; с таким заданием лучше и дешевле справятся роботы. С другой стороны, всего в тысячах, а не миллионах или миллиардах километров существуют совершенно пустынные территории Земли, где подобные наработки могут быть применены, поскольку исходные данные во многом совпадают (хотя климатические условия мягче). Речь в данном случае идет об Арктике и проектировании там арктических баз и поселений.

Общие виды комплекса. Автономные энергоустановки - ветротурбины
Общие виды комплекса. Автономные энергоустановки - ветротурбины

Первоначально исследованы требования, предъявляемые к архитектуре и строительству в климатических и логистических условиях Арктической зоны России. В результате сделаны выводы, что традиционные архитектурные и конструктивные решения, применяемые в этих регионах, не оптимальны. В связи с этим в настоящей работе представлен проект «Доступная Арктика», призванный продемонстрировать, как могла бы выглядеть архитектура на побережье Северного Ледовитого океана с учетом реальных условий.

«Арктический город» из разных типов модулей, связанных теплыми переходами. Транспортная схема в сочетании со снегоуборкой на уровне 1
«Арктический город» из разных типов модулей, связанных теплыми переходами. Транспортная схема в сочетании со снегоуборкой на уровне 1

В основе геометрических и конструктивных решений, принимаемых в проекте, лежит ряд разработок (в частности, геодезические купола), примененных Б. Фуллером в 1940-х годах и затем, в конце XX – начале XXI столетий, уже в крупных постройках архитекторов Н. Гримшоу и Н. Фостера. Также рассмотрен проект «Новый элемент расселения» И.Г. Лежавы и А.Э. Гутнова и учтен реальный опыт проектирования арктических и антарктических баз.

План Арктического города
План Арктического города

Инновационные подходы к поиску новой геометрии архитектурных конструкций в сочетании с энергоэффективностью сооружений сведены в концептуальных проектах Биосити и Боровое-Биосити, а часть наработок применена в настоящей статье. Следует заранее отметить, что рассматриваемый концептуальный вариант проекта «Доступная Арктика» рассчитан на отдаленную перспективу, поскольку строительство автомагистрали по побережью Северного Ледовитого океана вдоль Северного морского пути – дело будущего.

Биоклиматический модуль, схемы уровней и сравнение по вместимости со стандартным методом вахтового расселения в блок-контейнерах (5 двухэтажных корпусов по 20 контейнеров)
Биоклиматический модуль, схемы уровней и сравнение по вместимости со стандартным методом вахтового расселения в блок-контейнерах (5 двухэтажных корпусов по 20 контейнеров)

Однако реализация локальных частей проекта – отдельных поселений с расчетом на постепенное создание логистической инфраструктуры, связывающей их, является задачей настоящего времени и ближайшего будущего.

<Продолжение статьи «Доступная Арктика»>