Проблемы в миграционной сфере с каждым годом копятся, вокруг способов их урегулирования много спорят, но до конкретных решений в целом дело не доходит. Видимо, их критическая масса должна достичь такого уровня, после которого бездействие будет не только преступным, но и губительным. На днях прогремел случай с избиением депутата Госдумы Михаила Матвеева мигрантом, выходцем из Таджикистана. Как сообщила пресса, нападавший является бойцом ММА, трижды судимым предводителем группировки и сторонником запрещенной организации АУЕ, получившим российское гражданство. Тут, кажется, сошлись многие недочеты нашей миграционной политики, и кому, как не Госдуме, заниматься их решением.
Недавно в нижнюю палату парламента поступил из МВД антииммиграционный законопроект, касающийся порядка въезда и выезда из нашей страны и правового положения иностранных граждан, сообщил депутат Госдумы Сергей Обухов (КПРФ). С одной стороны, убирается "резиновая норма" о признании иностранного гражданина носителем русского языка в качестве основания для выдачи ему визы, разрешения на временное проживание и вида на жительство. С другой стороны, устанавливается упрощенный порядок выдачи вида на жительство лицам "по принципу крови", то есть имеющим родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на российской территории.
Другой депутат, Леонид Слуцкий (ЛДПР) сослался на сотни обращений возмущенных людей о том, как "мигранты покупают себе сертификаты, не разбирая ни одного слова на русском языке". По его словам, все мошеннические схемы, позволяющие получить гражданство или разрешение на работу, необходимо жестко пресечь. Ведь результатом откровенно преступной деятельности становятся анклавы приезжих, позволяющих себе агрессивное отношение к нашим гражданам. Депутат Алексей Журавлев из той же фракции выступил с законодательной инициативой, обязывающей мигрантов поддерживать специальную военную операцию в качестве одного из условий нахождения в России.
Также председатель Следкома России Александр Бастрыкин направил в Госдуму предложения по противодействию преступности в сфере миграции и совершенствованию миграционной политики. Он предлагает лишать гражданства натурализованных лиц за участие в совершении тяжких преступлений, считать отягчающим обстоятельством совершение преступления лицом, находящимся в стране в нарушение установленного порядка, запретить массовую регистрацию в "резиновых квартирах", синхронизировать получение российского паспорта с одновременной постановкой на воинский учет и т. д.
В связи с тем, что федеральные власти медлят в вопросах регулирования миграции, регионы берут инициативу на себя и вводят жесткие нормы в сфере трудовой деятельности мигрантов. Ранее в Томской области мигрантам запретили работать в таких отраслях, как такси, гостиницы, общепит, сфера безопасности, образование и спорт. Там намерены развивать свой кадровый потенциал за счет отечественных специалистов. Решения с подобными запретами для трудовых мигрантов во многих сферах недавно приняли в Челябинской области и Краснодарском крае. За несоблюдение установленных правил работодатели рискуют получить крупные штрафы или приостановку деятельности на срок до 90 суток. Фракция "Справедливая Россия — За правду" предлагает на федеральном уровне запретить мигрантам работу в ряде сфер услуг, а в остальных отраслях сократить долю иностранцев до 5% от числа занятых.
Руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин заявляет: "У нас миграционный учет на 70-80% коррупционный. Не зная языка, многие просто покупают российские паспорта, лицензии на работу, регистрацию, трудовые книжки с необходимым стажем..." Сегодня мигрантское сообщество в России напоминает закрытую сетевую структуру, это некий параллельный мир, живущий по своим этническим законам, разговаривающий на своём языке. У нас нет единой информационной системы, которая отслеживала бы местонахождение иностранцев и прочие моменты, связанные с их пребыванием в нашей стране. Нужна государственная стратегия, под которую можно подвести соответствующую структуру, набрать специалистов — только так удастся создать успешную модель координируемой государством миграции.
Читайте по теме: Корабль миграционной политики в России пока не знает, куда плыть