Еще год назад президент страны поставил перед правительством задачу подготовить "комплексные предложения по дальнейшему развитию миграционной политики". По всей видимости, работа потихоньку идёт, шестерёнки бюрократической машины крутятся, но ничего "комплексного" пока на выходе мы не видим. То и дело общественность и отдельные должностные лица остро ставят вопрос о миграционных проблемах, что приводит к резонансу в СМИ и даже скандалам во властных коридорах.
Так, вопрос главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина в адрес депутатов на тему изменений в миграционной политике — "Когда хороший закон будет принят нашей "государственной дурой"? — вызвал возмущение у спикера Госдумы Вячеслава Володина. Но если не отвлекаться на формулировки и обратиться к сути, то высказано было немало дельных вещей. Статистика, как всегда, безрадостная: за прошлый год количество тяжких преступлений, совершенных мигрантами, выросло на 32%, а преступлений экстремистского характера — на 147 процентов! Вот Бастрыкин и ставит вопрос ребром: а чего мы добиваемся, с какой целью мы завозим мигрантов в нашу страну? Ну, точно, не для того, чтобы усугублялась криминогенная ситуация и возникали повышенные риски в сфере безопасности. В этом плане кровавый теракт в "Крокусе" послужил для общества и власти лишним напоминанием и встряской.
Глава Следкома вполне разумно предлагает перенести акценты с внешней миграции на внутреннюю: полнее использовать имеющиеся в стране ресурсы, обеспечивать достойный уровень гарантий соотечественникам, используя опыт советского прошлого. Что касается привлечения иностранцев к выполнению трудовых обязанностей, то работодателям "следует руководствоваться вопросами нацбезопасности". По данным МВД, в настоящее время число выданных иностранным гражданам разрешений на работу и патентов только растёт. Трудовых мигрантов в стране насчитывается от 7 до 10 млн, а на миграционный учет поставлено где-то 16,5 млн иностранцев. В общем, это огромная армия, но в Институте экономики РАН утверждают, что в России не хватает примерно 4,8 млн работников.
Недавно, в ходе ПМЭФ президент Владимир Путин высказался по теме следующим образом: "Осмысленной миграционной политики у нас не выстроено пока... Нам нужны не просто мигранты трудовые, а люди определённой квалификации, подготовки, со знанием языка, со знанием наших традиций". По словам президента, на каком-то этапе миграционную службу сделали частью МВД из соображений безопасности, но эффективность работы этого органа после перехода в состав ведомства под большим вопросом. Вот и руководитель фракции "Справедливая Россия — За правду" в Госдуме Сергей Миронов выступает за создание независимой службы: с учетом высокой коррупциогенности недопустимо совмещать в одном ведомстве и проведение миграционной политики, и борьбу с преступлениями в этой сфере. Были даже разговоры о создании нового федерального ведомства (что-то вроде Миннаца) с прямым подчинением президенту страны.
Интересно мнение эксперта Вячеслава Поставнина, который в нулевые годы работал заместителем директора упразднённой ФМС РФ. Миграционная служба должна быть гражданской, не полицейское это дело, считает он. Ведь миграция подразумевает и демографию, и рынок труда, и межкультурные связи, и адаптацию вместе с интеграцией, тогда как полиция занимается только контролем и надзором. Но прежде всего должно быть четкое понимание, какой должна быть миграционная политика. В общем, сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать старым афоризмом: если не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным.
Читайте по теме: Менять подходы к миграции, чтобы не потерять страну
Теракт в "Крокусе": ждать ли нам новых каверз от "трудовых" мигрантов?