"Когда смотришь Леонида Сергеевича Броневого в новой значительной роли, перед тобой непременно и образ, открытый драматургом в жизни, и сам артист, его неповторимый склад ума, способ высказываться о современности. И сам актер представляется до глубины души современным".
Читаем статью кинокритика Якова Варшавского (1911-2000), опубликованную в 1978 году:
"Не бывает интервью с актером, в котором журналист не спросил бы собеседника: «А как вы понимаете современный стиль в актерском искусстве?» Вопрос как бы обязательный. Тем не менее актера он обычно застает врасплох и даже ставит в затруднительное положение. Актер думает о том, как бы получше сыграть роль, а если его заботит вопрос, как выглядеть посовременнее, добра вряд ли можно ждать.
А вот режиссеры охотно высказываются на эту тему. Один режиссер одного театра, выступая перед телекамерой, так определил современный стиль в искусстве актера: для него современен тот актер, который самовыражается на экране или на сцене.
Один актер нравился этому режиссеру прежде, в первых своих ролях, больше, чем теперь, потому что он тогда, в молодости, самовыражался, оставался в образе самим собой, а теперь он лицедействует — так сказал режиссер, осуждая актера.
Немало сторонников такого взгляда на «современный стиль» в искусстве актера встретишь и среди кинотеоретиков, профессиональных и самодеятельных. Хочу поспорить с коллегами не во имя абстрактных истин; мы, зрители, обедняем свои впечатления от фильма, от искусства вообще, если не замечаем, где проявляет себя творческая сила художника, если принимаем искусство за житейское, а не артистическое проявление личности.
Время от времени в мире кино возникает сенсация: появился, говорят, на экране выхваченный режиссером из самой жизни человек, который затмит профессионального актера яркостью своей личности, правдивостью поведения перед камерой.
Так однажды заговорили об исполнителе роли Семена Трубникова в «Председателе». Ульянов, говорили, прекрасно играет роль председателя, Егора Трубникова, — темпераментно, ярко, но чувствуется профессионал, а вот в роли его брата Семена, сторонника старых крестьянских устоев, режиссер снял неизвестно где найденного непрофессионала, и он, пожалуй, может затмить самого Ульянова.
Я с интересом слушал тогда такие отклики и даже заносил их в блокнот, потому что мне всегда интересно движение вкусов в искусстве, смена пристрастий. А особенно любопытны были мне эти отзывы потому, что я хорошо знал Ивана Лапикова по спектаклям Волгоградского театра, где он великолепно играл роли самые различные, и всегда искусно-профессионально. Вскоре в фильмах «Непрошеная любовь» и других зрители — ас ними и столичные режиссеры — увидели совсем другого Лапикова, вовсе не деревенского самородка, увидели мастера, вооруженного универсальными умениями своего цеха. Не менее сенсационным было появление на экране в «Женщинах» Нины Сазоновой. Снова как бы из гущи жизни явившаяся личность, резко выделяющаяся среди
Обобщаю такие впечатления, чтобы еще раз привлечь внимание к силе и значению умелого артистического творчества в кинематографии.
Как много может потерять и сам актер и искусство в целом, если вместо прекрасного лицедейства, то есть действия в лицах, предложенных драматургом, то есть перевоплощения, то есть работы фантазии, интуиции, человековедения, жизневедения, актер будет нести из роли в роль лишь самого себя! Вместо Отелло и Онегина, Чапаева и Полежаева!..
Если актер — настоящий художник, тогда мы видим в его Отелло и роль, написанную Шекспиром, и самого артиста, но прежде всего — шекспировское. Иначе беден спектакль и фильм. Так бывает нередко.
Когда смотришь Леонида Сергеевича Броневого в новой значительной роли, перед тобой непременно и образ, открытый драматургом в жизни, и сам артист, его неповторимый склад ума, способ высказываться о современности. И сам актер представляется до глубины души современным.
Начало актерского пути Броневого — в театрах больших городов: Магнитогорска, Оренбурга, Воронежа. А еще раньше — годы терпеливого ученья в двух театральных институтах. Такой темперамент — любит учиться!
В театрах Москвы он встречался с режиссерами Борисом Равенских, Андреем Гончаровым, Анатолием Эфросом. Снова учился, постигал секреты профессии, умеющей прикинуться такой простой — самовыражение, и только. Его карьера, воспользуемся старинным словом, складывалась хорошо, зрители безусловно заметили и оценили необыкновенно ясный, пронзительно внятный рисунок каждой роли. Я сохранил в памяти удивительно четко прорисованный как бы одной непрерывной линией рисунок роли Христофора Блохина в «Сказках старого Арбата» (Театр на Бронной).
Это верный друг — спутник жизни Балясникова, главного героя пьесы. Балясников знаменит, ярко талантлив, размашист, влюбчив, инфантилен, легко «отрывается от земли», а герой Броневого как бы его оруженосец, нельстивый товарищ, стоит на этой самой земле крепко и надежно. С появлением на сцене Броневого весь спектакль обретает надежную почву — так зорко и мудро оценивает его герой и высокие порывы маэстро Балясникова и грустную ограниченность человеческих возможностей. Именно эта интонация точного понимания вещей сделала игру Броневого в пьесе А. Арбузова и спектакле А. Эфроса ясной, как утреннее слово после ночного смятения. И так уместна была эта утренняя интонация в рассказе о том, как приходит человек к вечернему свету, — такова мелодия главной роли арбузовской пьесы.
Была у Броневого хорошая работа также в «Борисе Годунове» — Шуйский, был Людовик XIV в булгаковском «Мольере», а потом пришла роль, сделавшая его известным всем и каждому, — Мюллер в «Семнадцати мгновениях весны», в блестящей постановке Татьяны Лиозновой. Кто мог ждать такого резонанса именно в этой роли? Это теперь мы знаем, как много увидел, нашел актер в Мюллере, но представим себе актера на исходном рубеже.
Ему предложена роль убежденного нациста, идейного изувера — если то, чем полны головы этих негодяев, можно назвать идеями. А актер заставляет нас вместе с ним следить за тем, как мыслит и действует Мюллер, ведущий смертельную борьбу с любимцем зрителей Исаевым — Тихоновым. ...
Вот этот процесс превращения естественного в безумное, преступное, обреченное на уничтожение, и сыграл — блестяще — своими средствами, не прибегая к литературным справкам и аналогиям, Леонид Броневой.
Актерское обаяние ничего еще не решает, оно только располагает зрителя к сопереживанию, к перевоплощению, ты невольно ставишь себя на место персонажа, сыгранного обаятельным актером, и потому постигаешь его внутреннюю жизнь. Наибольшее актерское умение Броневого — умение мыслить в образе. Не прикидываться мыслителем, а в самом деле изощрять мышление, чтобы понять других людей.
Не люблю таких выражений — «интеллектуальное кино», «интеллектуальный актер», но если разгадывать «секрет Броневого», то непременно увидишь — его герои увлечены, даже захвачены мышлением, будь то грозный Мюллер или добродушный автор эстрадных реприз, оказывающийся свидетелем свадьбы молодых людей в скромном ресторане в телеспектакле по пьесе В. Пановой; он втянулся в разгадывание характеров не знакомых ему людей и незаметно для себя полюбил пожилую мать невесты, прекрасно сыгранную Антониной Дмитриевой. И она этого стоит. Так уж случилось — недаром говорят, что полюбить — значит познать, и даже приводят библейские тексты на этот счет.
Я расспрашивал партнеров Броневого из театров, где начиналась его актерская жизнь. Они рассказывают, что Броневому и раньше удавались герои, озадаченные сложностями бытия. Чеховские герои, например. Они постигают противоречия действительности в сложнейших конфликтах, их тоже надо постичь.
Он не часто до сих пор снимался в кино. Начал в «Твоем современнике» Ю. Райзмана, в кругу персонажей, захваченных нравственной, интеллектуальной задачей: надо определить судьбу строительства, задуманного и руководимого Губановым, и тем самым судьбу самого Губанова... Любопытно, что Броневого заняли и в телевизионных «Знатоках», и здесь есть о чем подумать... Так режиссура распознает призвание актера.
Броневой сыграл в многосерийном фильме об Ольге Сергеевне циничного Тютяева, дельца, складывающего оружие перед высоким благородством; сыграл председателя горисполкома Алтухова в «Прошу слова» Глеба Панфилова...
Актер стал модным, теперь режиссеры предлагают ему роли разнохарактерные, иногда решающие для успеха фильма, иногда, наоборот, еле намеченные, полагаясь на его способность делать образ необыкновенно отчетливым. Актер ни в малейшей степени, какая бы роль ему ни досталась, не предлагает себя зрителю вместо задуманного авторами персонажа, он лицедействует, оставаясь со своим лицом. В этом есть своего рода дерзость актера — отказаться от побрякушек, применяемых для перевоплощения, продемонстрировать самое перевоплощение.
Если для одного актера репетиция — это возможность закрепить повторением что-нибудь из режиссерского показа, для другого — момент безотчетной счастливой интуиции, то для Броневого — это время пытливого и тонкого размышления о нравах века, о побуждениях, складывающих характеры. ...
Мы живем в век больших загадок для разума — вот почему ценим актеров яркого анализирующего таланта.
Если бы нужно было прогнозировать, какие роли в будущем Броневой сыграет лучше других, я уверенно сказал бы: те роли, где есть место работе энергичного, распознающего жизнь мышления. У тех режиссеров, которые дадут актеру пространство и время для такого рода игры. И, конечно, для сильных, активно выраженных эмоций — искусству неинтересны отвлеченные умозаключения.
Сказанное не исключает, конечно, самых неожиданных неожиданностей. Именно актер очень умный может блестяще сыграть глупца — эта профессия знает множество такого рода парадоксов.
Я упомянул в самом начале этих заметок традиционный журналистский вопрос: «как вы понимаете современный стиль в искусстве актера?» Но задал его не актеру, а самому себе. Теперь хочу ответить на него, имея в виду творчество ярко современного актера Леонида Сергеевича Броневого: современный актер — это художник, умеющий взволновать нас работой постигающей мысли.
Что ж, ответ готов? Нет, конечно.
Однажды, поздним вечером, я попал в мосфильмовский павильон, где Сергей Юткевич снимал фильм по пьесе «Клоп» Маяковского. (Фильм называется «Маяковский смеется».) Можно ли уйти из павильона, если в нем переводят на язык экрана образы Маяковского? Конечно нет, я остался, и Юткевич не возражал — ему, надо думать, было любопытно наблюдать за тем, как воспринимает фрагмент будущего фильма один из первых зрителей.
Группа готовила съемку эпизода свадьбы в семействе Эльзевиры Ренесанс.
Смолоду любя молодых актеров, Сергей Юткевич поручил и в этом фильме главные роли молодым: невесту играла талантливая, ярко характерная, никогда еще не показывавшаяся в «большом кино» Людмила Великая, жениха, Пьера Скрипкина, — юный эстрадный пантомимист Чернов, еще только учившийся в студии. А роль поэта Олега Баяна, обучающего Скрипкина-Присыпкина искусству красивой жизни, была поручена Леониду Броневому.
Он был в черном плаще, примерно таком, в каком играют Мефистофеля в провинциальных операх. Это и был искуситель при главном герое, дьявол мещанства, вертевшийся вокруг совершившего грехопадение члена профсоюза, бывшего пролетария.
Но разве можно играть такую кинометафору всерьез? Леонид Броневой, ожидая команды «мотор», веселился и веселил своих молодых, впервые снимавшихся партнеров, будто свадьба уже идет. Я вдруг увидел его таким, каким еще ни разу не наблюдал ни на сцене, ни на экране. Чудесное актерское свойство предаться просто игре, розыгрышу, анекдотам в лицах, духу взрослого ребячества. Никакого интеллектуализма — живая кровь комедиантства играла в нем вовсю!
Я был рад, что увидел — пока пусть в павильоне, еще не на экране — вот такого Броневого, выходящего за рамки пусть лестной, но строго очерченной, застывшей характеристики. Прежде всего актер, то есть Лицедей, способный на многое такое, о чем еще вчера не подозревал ни он сам, ни его зритель!" (Варшавский, 1978).
(Варшавский Я. Леонид Броневой // Актеры советского кино. Вып. 14. М.: Искусство, 1978).